Елена Никитина
Фотоотчет об экскурсии на Тёсовскую узкоколейную железную дорогу
▼ Скачать + Заказать документы
Перед началом учебного года я с детьми и внуками всё-таки побывали на легендарной Тёсовской узкоколейке, что в Новгородской области. Про это место я много слышала, но оно по приезду всё равно сильно впечатляет.
На обычной торфовозной ветке энтузиасты создали полноценный музей с множеством уникальных экспонатов, которые они собрали из невероятных закромов нашей родины. При этом ветка продолжает действовать по назначению, но параллельно этому музейщики проводят экскурсии, катают желающих на экспонатах, и даже есть вагон-столовая.
Публикация «Фотоотчет об экскурсии на Тёсовскую узкоколейную железную дорогу» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» сентябрь 2018
Тёсовская УЖД расположена на границе Ленинградской и Новгородской областей. Добираться сюда сложно, но мы выехали с экскурсией автобусом из Санкт-Петербурга. Ехали более 4 часов. При этом стояла жара 25-27 градусов.
Посёлок Тёсово- Нетыльское, в котором расположена узкоколейка, находится среди лесов и болот. Из посёлка ведут всего 2 дороги местного значения и проходит железнодорожная линия «Санкт-Петербург - Новгород».
Первый участок УЖД был открыт в 1933году. В 1941-1944 годах посёлок Тёсово- Нетыльское находился на территории, оккупированной нацисткой Германией. Добыча торфа продолжалась, торфяное топливо использовалось для нужд германской армии.
В 1950-е годы протяжённость линий УЖД значительно увеличилось. Было налажено регулярное пассажирское движение – пассажирские поезда курсировали по расписанию, в них продавались билеты.
В 1960-1980-х годах УЖД Тёсовского транспортного управления считалась одной из лучшей среди УЖД торфяной промышленности.
В 1994 г. произошли катастрофические изменения: прекратилась перегрузка торфа на широкую колею, объём движения упал во много раз. Дальнейшая история УЖД – это постепенный демонтаж и уничтожение всего того, что было создано за предшествующие 60 лет.
В 2000-х годах от былых 250 км путей осталось чуть более 20, да и те были запущены. От былого большого парка локомотивов и вагонов осталось очень мало. Но с приходом новых собственников, торфопредприятие, а с ним и сама узкоколейка получила второе дыхание. Выпускники малой Октябрьской железной дороги начали восстанавливать участок и уникальную технику.
На настоящий момент в музее собраны тепловозы, пассажирский вагон (отапливается печкой-буржуйкой, вагон-столовая, дрезины, мотодрезины. На всём этом можно не только прокатиться, но и почувствовать настоящим машинистом.
Вагон-столовая. В Столовой приносная вода, но всё чисто и вкусно. Нас покормили.
Цистерны для перевозки топлива. Красная отличается от обычных тем, что колёса приделаны прямо к её дну, а какой-то платформы, на которой она лежит – нет. Экономия во всём.
Пассажирский вагон. Не большой. Он отапливается печкой буржуйкой.
Тепловоз.
Это Автомотриса – так называются моторные самоходные вагоны. Их задача перевозить людей внутри себя, а не грузы.
. Кабина моториста. Здесь дизельный двигатель крутит мотор, вырабатывающий ток. Этот ток идёт к колёсам, где уже другой двигатель – электрический – крутит колёса. Это называется электрической передачей.
. В кабине потрясающий прибор фиксирующих скорость, расстояние и другие показатели на специальной ленте.
КАТАНИЯ С МАШИНИСТОМ. Отдельная радость была у детей порулить настоящим тепловозом. Пыхтит, гудит, очень специфически управляется. Но какой восторг у детей.
Дрезина. Удалось покататься. Дети просто счастливы.
Мотодрезина – основное средство перемещения в любом отдалённом посёлке. Катание оказалось не самым комфортным, но захватывающим.
Тепловоз-мотриса
ТРОГАТЬ. ОТКРЫВАТЬЮ СМОТРЕТЬ. ЛАЗИТЬ. РУЛИТЬ ТЕПЛОВОЗОМ – ВСЁ ЭТО МОЖНО!
Посещение музея Тёсовской УЖД оставило приятные воспоминания для внуков, а взрослые просто получили удовольствие от железной дороги, красивой природы и новых впечатлений.