Надежда Котромина
Формы работы по экологическому воспитанию в рамках ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы по экологическому воспитанию в рамках ФГТ
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Публикация «Формы работы по экологическому воспитанию в рамках ФГТ» размещена в разделах
Все выдающиеся мыслители и педагоги придают большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Реализуя познавательно-речевое направление основной общеобразовательной программы по разделе «Экологическое воспитание» можно выделить наиболее эффективные средства и формы развития умственных и творческих способностей ребё нка: экспериментирование, моделирование, организация опытнической деятельности, коллекционирование, музейная педагогика.
В соответствии с ФГТ организация воспитательно-образовательного процесса происходит через совместную деятельность взрослого и ребёнка, которая предполагает позицию равного партнёрства, а также через самостоятельную деятельность.
Для знакомства с различными природными объектами, развития познавательных интересов, накопления различных знаний природоведческого и краеведческого содержания, развития коммуникативных навыков детей в нашей группе создан «Центр экологии». В нё м представлены: лаборатория для исследований, коллекции, карты России, Мурманской области, игры, художественная и познавательная литература, схемы, модели, карты экологических тропинок, фонотека дисков с материалами о природе, наличие природного материала для художественного творчества детей.
В своей работе актуальными считаю такие формы и методы, как общение на равных, где никто не указывает, не контролирует, не оценивает, а лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает.
Экспериментирование помогает удовлетворить детскую любознательность, учит активно включаться в поиск решения задачи, выдвигать предположения, реализовывать выдвинутые гипотезы в действии, делать выводы, является хорошим средством интеллектуального развития детей. В нашей группе оформлена картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста «Почемучка».
Коллекционирование способствует расширению кругозора воспитанников, развитию их познавательной активности. В процессе коллекционирования у детей развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. С помощью родителей собраны интересные коллекции на темы: «Птицы Севера» показываем разнообразие птичьего мира, знакомим с условиями их жизни, повадками;«Грибы» (муляжи) для знакомства со съедобными и ядовитыми грибами, о том как их нужно собирать; «Чудесный мир камней» - в нашем городе основным производством является добыча железной руды, поэтому основу коллекции составил местный материал.
Чтобы вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь овладеть способами познания связей между предметами и явлениями использую разнообразные игры экологической направленности. В играх дети получают возможность применять свои знания, умения, навыки в реальной для них и эмоционально – насыщенной игровой деятельности. Игры – путешествия: «Экспедиция на север», «Зоопарк», «Путешествие по Кольской земле». Научно – познавательные: «Поле чудес», «Знатоки родного края»; спортивно– развлекательные: «Лабиринты леса», «Экологическая эстафета».
Более эффективной, интересной и целесообразной формой работы с детьми считаю проектную деятельность. Метод проектной деятельности – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Мероприятия, проводимые в рамках проектной деятельности, помогают заинтересовать детей и родителей, обогатить жизненный опыт воспитанников наблюдением красоты природы, переживанием радости от встречи с ней, радости от собственной деятельности активного «исследователя», «экспериментатора». Совместно с родителями и воспитанниками реализовала творческие проекты: «Осенняя пора», «Сказка зимняя», «Наши питомцы».
Результаты проведё нных проектов:
• выпуск экологических газет : «Волшебница – осень», «Зимушка зима», «Озорные зверята»;
• выставки работ детей и родителей : «Осенние фантазии», «Зимушка хрустальная», «Называем чудесами – всё, что сделали мы сами»;
• изготовление природоохранных плакатов: «Ёлочка зелёная иголочка», «Берегите природу».
• создание рукописных книг: «Наши питомцы», Любознайка». Дети стали лауреатами конкурса «Зелёная планета»;
• создание мультимедийных презентаций к каждому проекту.
Часто для проведения мероприятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. Использование в работе компьютерных технологий помогает более эффективно решать традиционные дидактические задачи, открывает возможность постановки новых задач, которые невозможно решить при помощи традиционных средств обучения. Дети активно включаются в решение увлекательных заданий с доступным материалом, анимацией, любимыми героями мультфильмов. Мультимедийные презентации содержат в себе образный тип информации понятный дошкольникам. Вызывают интерес у детей презентации: «Маленькие почемучки», «Животный мир джунглей», «Арктика» созданные совместно с родителями.
Инновационные подходы в организации работы по экологическому воспитанию в рамках ФГТ способствует вовлечению детей в творческие исследовательские проекты с целью научиться изобретать, понимать и осваивать новое. А также выражать собственные мысли, принимать решения, формулировать интересы и осознавать возможности. Развиваются важнейшие качества личности: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Дети учатся интересным способам познания мира, овладевают способами познания связей между предметами и явлениями в природе.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.