Замаева Наталья
Формирующий этап исследования — проведение занятий по математике (продолжение курсовой работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Формирующий этап исследования — проведение занятий по математике (продолжение курсовой работы)
Введение.
Цель: Повышение уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы.
Для решения поставленной цели формирующего этапа нашего исследования, было решено на каждом занятии по математике, применять по 2 дидактические игры или упражнения, предложенные Л. А. Венгером для развития у детей представлений о сенсорных эталонах цвета, формы и величины[3].
Публикация «Формирующий этап исследования — проведение занятий по математике (продолжение курсовой работы)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Темочки
Формирующий этап исследования проходил в период с 1 по 29 марта, в течение 5 недель, то есть было проведено 5 занятий по математике.
Система дидактических игр и упражнений на развитие восприятия детьми цвета, формы, величины.
«Спрячь мышку»
Дидактическая задача: продолжать развивать у детей представления о шести цветах спектра и двух дополнительных.
«Подбери по цвету»
Дидактическая задача: закреплять представления о восьми цветах; научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).
«У кого какое платье?»
Дидактическая задача: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.
«Какие бывают фигуры?»
Дидактическая задача: продолжать знакомить детей с новыми формами : овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат - треугольник, квадрат - прямоугольник, круг - овал.
«Подбери фигуру»
Дидактическая задача: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу; закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.
«Найди предмет такой же формы»
Дидактическая задача: учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
«Лесенка»
Дидактическая задача: продолжать учить детей устанавливать отношения по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.
«Найди такое же колечко»
Дидактическая задача: закреплять умение находить предметы одинаковой величины путем накладывания.
«Орнамент»
Дидактическая задача: учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.
Лото «Цвет и форма»
Дидактическая задача: закрепить представления детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму, отвлекаясь от третьего (величины).
Подробнее все вышеперечисленные дидактические игры и упражнения, а также конспекты математических занятий, представлены в приложении.
Опираясь на данные, полученные в ходе констатирующего обследования детей 2-й младшей группы, мы начинали первоначально вводить игры с целью формирования представлений о цвете предмета – соотнесение цвета предмета с эталоном цвета. Затем детям были предложены игры и упражнения, направленные на формирование эталона формы, причём в чередовании с играми и упражнениями, формирующими эталон величины. Сделано это было с той целью, чтобы показать детям независимость величины предмета от его формы.
На каждом занятии формирующего этапа нашего исследования, практически все дети, за исключением Вовы и Дениса, живо и с интересом принимали участие в предложенных играх и упражнениях. Но при этом у Вовы высокий уровень сформированности сенсорных эталонов, тогда как у Дениса низкий. Поэтому мы решили проводить игры и упражнения с мальчиками в индивидуальной форме.
Владик и Лиза с удовольствием участвовали в играх, они сначала очень внимательно следили за действиями педагога и детей, а затем стали работать самостоятельно, и последующие занятия, которые были направлены на закрепление нескольких эталонов, показали, что девочки достигли определённых успехов.
У Миши возникли сложности в игре «Найди предмет такой же формы», он очень долго не мог определить, что же общего может быть у предмета и геометрической фигуры, но педагогу не пришлось вмешиваться, так как дети сами помогали ему справиться с заданиями и в конце концов он начал действовать самостоятельно.
Очень порадовали действия Арины, Вики и Данилы, они с удовольствием участвовали во всех играх и упражнениях. Вначале у них, конечно же, ощущались трудности, требовалась помощь педагога, но уже на третьем занятии из их лексикона исчезли такие слова, как: «У меня не получается», «Я не умею», «Помогите мне», и они стали действовать самостоятельно.
Стас и Никита вели себя во время проведения игр и упражнений слишком «возбуждённо», но при этом справлялись со всеми заданиями. Скорее их поведение связано с их индивидуальными психологическими особенностями, чем со знаниями.
Таким образом, как показывает проведённая серия математических занятий, направленных на развитие у детей 2-й младшей группы представлений о сенсорных эталонах цвета, формы и величины, эти занятия явились для детей не только обучающими, но также направленными на проявление самостоятельности и познавательного интереса при обучении, так как проводились в наиболее доступной и желанной форме для детей этого возраста – игровой.