Анна Сибрина
Формирование мыслительной деятельности ребенка в игре с использованием занимательного математического материала
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательного интереса является начальным этапом мыслительной деятельности.
Познавательный интерес - избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.
Развитие познавательных интересов у дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью. После 4—5 лет дети любят рассуждать, спорить, решать задачи, головоломки, подбирать слова в рифму, сравнивать разные вещи и явления между собой и т. д. Как показало исследование А. Н. Голубевой, наибольший интерес к умственной работе у старших дошкольников вызывало решение чисто интеллектуальных задач.
Публикация «Формирование мыслительной деятельности ребенка в игре с использованием занимательного математического материала» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Дошкольник, в отличие от малыша, для которого вопрос является лишь формой общения, контакта с взрослым, забрасывает старших вопросами «почему?», «зачем?» и «как?». Он ждет от них ответа, добивается ясности, выражает сомнение. Четырех-, пятилетний ребенок становится «почемучкой». У него формируется вопросительное отношение к окружающему миру.
Как показывают исследования (Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, А. А. Люблинская, Р. Кэрт, возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира - прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок, в том числе - математике, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его незнания», т. е. то новое, что дополняет его знания о предмете.
Мыслительная деятельность представляет собой исполнительный аппарат функциональных систем психического уровня. За счет мыслительной деятельности осуществляется оперирование информационными процессами в мозге, своеобразное «поведение» на информационном уровне.
В процессе формирования у детей дошкольного возраста математических представлений отчетливо раскрываются познавательный интерес. В них тесно переплетаются познавательный интерес и мыслительная деятельность детей дошкольного возраста.
Теоретическая основа и методический подход.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Развивающие игры с использованием занимательного материала существуют уже много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную способность у маленьких детей – восприимчивость к обучению и развитию в игре - с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои игры, ставшие частью его культуры. Но можно проследить нечто общее, свойственное всем обучающим играм, не зависимо от того, в каком уголке земного шара возникли. В нем отчетливо прослеживается сложившийся в представлении разных народов взгляд на ребенка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми с тенденциями развития ребенка.
Автор одной из первых педагогических систем Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в общепринятом смысле, а в организации игры, которая пронизана уроком.
Система игр, разработанная им по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства игр были стихи, песни, присказки, написанные Фребелем и его учениками. В Германии и других странах высоко ценили предложенную Фребелем и его учениками систему, но она отличалась жестким регламентом действий ребенка в ущерб занимательности.
Мария Монтессори была близка к позиции Ф. Фребеля. Для обучающих игр – занятий она создала интересный дидактический материал для сенсорного воспитания. Это различные клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы, вкладыши. Они были устроены так, что ребенок мог самостоятельно исправлять свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность, самодисциплину.
Одна из первых отечественных педагогов дошкольного воспитания - Е. И. Тихеева - заявила о новых подходах к игре, которые несут в себе обогащающую и развивающую направленность. Она предусмотрела в них формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, общение, а также развитие речи, памяти, внимания, коммуникативных умений.
В советское время, в 80-е годы система развивающих игр была создана педагогами – психологами: Л. А. Венгер, А. П. Усовой, В. Н, Аванесовой и др.
В последнее время поиски ученых (З. Н. Богуславская, О. Н. Дьяченко, Н. Е. Веренс и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом концентрации умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, дети ставятся перед необходимостью выбора способов в решениях задач.
З. А, Михайлова считает, что интеллектуальная деятельность во время игры, основанная на активной мыслительной деятельности, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Занимательность в задачах разной сложности привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решений. Все это позволяет лучше подготовить детей к школе, к дальнейшей жизни.
Актуальность темы.
Ребенок открывает для себя окружающий мир, у него развивается интерес. Педагог должен сохранить и развить эту способность. Потому что при условии правильного подхода к ребенку с применением научно-выверенных методик, в том числе игровых – учитывающих особенности дошкольника воспитатель без перегрузок и напряжения поможет ребенку накопить необходимые к школе знания.
К окончанию детского сада у ребенка должен сформироваться определенный уровень умственного развития. В этом процессе участвуют и формирование познавательных деятельности и накопление разнообразных знании, умений; овладения речью, что обеспечивает ребенку возможность быстро и легко не только усваивать знания и умения, но и возможность их использования для решения разнообразных задач. Это развитие мыслительных операций, памяти, внимания, воображения. Что актуально в наше время, век информационных технологий.
Моя задача состоит в том, чтобы развивать эти способности, управлять образовательным процессом, создавать условия для развития ребенка, поощрять умственную деятельность детей. Для того чтобы ребенок вырос способным к овладению большим количеством знаний, и умением приметь их на практике, что диктует современная действительность. Поэтому тему своей работы я считаю актуальной на сегодняшний день.
Математические знания по праву занимают большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мысли, учит логике. Игровой занимательный математический материал решение любой трудной задачи превращает в удовольствие, приучает к усидчивости, а соревновательные элементы вызывают стремление к познанию. Незаметно для себя в процессе игры дети складывают, считают, решают разного рода логические задачи. Дети познают свойства и отношения объектов, многообразие геометрических форм, осваивают эквивалентность порядка алгоритмов. Дети независимо от возраста включаются в решение простых и более сложных творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить изменения вида, установить соответствия, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания. Дети учатся отвечать на вопросы - «Как?» и «Почему?».
Для того чтобы решение любой мыслительной задачи приносило детям радость, а не разочаровало в своих силах, необходимо знать индивидуальные способности каждого ребенка, понимать и учитывать его темперамент. Чтобы это выяснить, я подобрала ряд заданий №, которые решаются на основе основных мыслительных операций, и отследила, какие из них детям даются легче, какие сложнее, какие вызывают больший интерес, и кто из детей проявляет больше усидчивости и меньше.
Поэтому целью своей работы я считаю
Цель работы: формировать мыслительную деятельность ребенка через игру с использованием занимательно математического материала.
Задачи.
1. Формировать у детей умение самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки; понятия об отношениях, алгоритмах, разбиении множеств.
2. Развивать у детей познавательные интересы, внимание, память, воображение, пространственные представления.
3. Приобщать детей к зрительному анализу.
4. Учить детей решать элементарные математические задачи (сравнивать количество, вычисления).
5. Поощрять желания детей к самостоятельной мыслительной деятельности, инициативности, умения согласованно взаимодействовать в группах и контролировать свои действия.
Для того чтобы реализовать поставленные задачи, я создала условия.
Условия.
1. Включение в область познания заданий на развитие мыслительной деятельности, воображения и творчества.
2. Создание проблемных ситуаций.
3. Организация математических досуга и развлечений.
4. Индивидуальная работа с детьми утром и вечером.
5. Использования печатных учебных пособий (тетради по математики, карточки)
6. Общение детей друг с другом и взрослыми.
7. Оказания практической помощи родителям, для обучения детей дома.
Свою работу построила на следующих принципах.
Принципы работы.
• Принципа развивающего обучения.
- Индивидуальный подход к ребенку. Целью этого принципа является создания такой развивающей среды, которая учитывает возрастные особенности, а так же особенности детей отставать или опережать сверстников; для того чтобы знать сколько потребуется ребенку усилий, активной умственной деятельности для решения поставленной задачи. Ориентируясь на это - я построила свою работу на играх. Помогающих - развивать мыслительные операции конкретного ребенка, для того чтобы повысить интеллектуальный уровень (корректировать ЗПР, развивать активность направленную на опережающие развитие). Потому что усредненное задания может вызвать затруднения у детей со слабым развитием, а у детей с опережающим развитием вызвать скуку. Одна и та же задача имеет разные уровни сложности.
- Работа с логическими блоками: свойства фигур и их классификация по свойствам. Дидактические игры: «В гостях у Лунтика», «Чей это подарок?» (приложение 6) «Части каких животных совместились?» (приложение 8)
- формирований умений : изменять свойства, комбинацию действий, формирования умения через действия изменять свойства предмета и комбинировать действия. «Геометрический пазл» Умения детей из одних фигур создавать другие (приложение12);
- умения детей действовать по заданному алгоритму «Выложи узор» «Кто ушел?», «Что исчезло?» ,«Чудесный мешочек», «Помоги маме найти такие же вазы» - (приложение 8);
- классифицировать по одному, двум, трем свойства, формирования логической операции, круги Эйлера (приложение 29,«Что похоже на данную геометрическую фигуру» (приложения9,10,11), «Какие из этих предметов мягкие» (приложения 30).
- учить детей действовать по заданному алгоритму в виде блок-схемы. «Найди такие же», «Чья тень» (приложения 31)
- учить детей кодировать информацию
• Принцип воспитательный стараюсь развивать в детях самостоятельность, интерес к занятиям, желания активно использовать свои знания и систематически трудиться для достижения цели.
• Принцип гуманности индивидуальный подход к ребенку как личности.
• Принцип совмещения научности и доступности. Предоставляю детям научные достоверные математические знания в простой и доступной для ребенка форме. «от близкого – к дальнему», «от известного – к не известному», «от простого – к сложному». Большинство игр имеет различные степени сложности. Так, например «В гостях у Лунтика» сначала сравниваем одинаковые фигуры по одному принципу: цвет или размер; по двум признакам и т. д. Потом используем разные фигуры. Потом увеличиваем количества персонажей мультфильма.
Если все усложнения исчерпаны, существует ё ще две ступени усложнения:
• 1) сокращение времени выполнения задания
• 2) собственное творчество.
• Принцип осознанности и осмысленности. Стараюсь, чтобы для каждого ребенка были не обходимы осмысленность и осознанность. Осмысленности - это понимании, принятия знаний, участия в освоении ими и оперирования ими. Осознанность – это активизация умственных процессов за действующих все анализаторы. Знания цифр и чисел необходимо человеку для того чтобы обозначать количество и совокупность предметов (приложения 2).
• Принцип активности и результативности. Учить детей решать задания не только быстро, но и правильно
• Принцип лестницы. Это составления перспективных планов так, чтобы предыдущие знания становились базовыми или ступенькой к получении последующих знаний. Это самый важный принцип в математике. Все полученные детьми знания должны быть кирпичиками и если логически их выстраивать можно создать не только лесенку, но и прекрасное здания. Здесь используются системность и последовательность знаний; усложнения, умения находить связь между последующим и предыдущим. Например, в игре «В гости к нам пришли.» дети классифицирует блоки: по одному свойству используют сюжет (задача, далее можно отходить от сюжета и решать задания ради самого задания. Тот же принцип и в кругах Эйлера: положи в круг все круглые предметы или все не круглые предметы; в круг все квадратные, вне круга – все треугольные. Далее – в один круг треугольные, в другой – синие; фигуры по своим свойствам относятся и к треугольным и синим и попадают в пересечении кругов (приложения 30).
• Принцип индивидуального подхода. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка. Условно создаю группы: с высоким, с средним, с низким уровнем развития. Условно потому, что при решении конкретной задачи дети могу переходить из одной группы в другую. Это помогает каждому ребенку активно познавать окружающий мир. Этот принцип помогает мне вовлекать в образовательный процесс всех детей, вызывать у них желания получать знания, воспитывать внимательность и усердие. Стараюсь каждого ребенка подготовить к школе.
• Принцип наглядности. Это золотое правило дидактики. Умение задействовать в образовательном процессе все анализаторы ребенка.
Методы работы.
• Наглядный метод. Для детей дошкольного возраста свойственно решать задачи через зрительное восприятие. Это способствует повышению познавательного интереса ребенка и облегчает решения задания. Развивая зрительную память ребенка, я помогаю ему осваивать математические знания, делая их доступными через наглядность. Ребенок может выполнять задания практически. Занимательный материал сам по себе предполагает использования : различных карточек-схем, образцов, игровых полей для действия с предметами, план карты, фишки, наборы цифр и геометрических форм… Я стараюсь, чтобы дидактический материал был привлекателен для детей, эстетичный, а так же нес четкую обучающею задачу. Картинки-схемы я использую при обучении детей решать задачи-головоломки, составлять плоскостные картинки, изображений, для логических упражнений на поиск не достающих в ряду фигур или предметов, решения задач на нахождения признаков отличий одной группы. В образовательном процессе я использую логические блоки, можно использовать объемный материал. Изготовляю игровые поля к некоторым играм (Панова Е. Н. «Дидактические игры и занятия в детском саду») : «Разложи фигуры», «Фабрика», «Волшебное дерево», «Вырастим цветы», «Алгоритм», «Геометрический конструктор». Формирую элементарные математические знания при рассматривании различных картинок, иллюстрации с лабиринтами; составляем планкарты ( игры: «Найди предмет», «Отгадай где находятся?»). Эти игры развивают умения ориентироваться в пространстве и на плоскости. ; решаем с детьми задачи-шутки, логические задачи использую в работе знаки символы, с помощью которых можно кодировать информацию (блоки Дьенеша). Это своего рода перевод на другой язык (язык-алфавит, схема-знак). Кодирование используется как средство решения самых разнообразных математических задач (например «Собери мостик»). Для того, чтобы дети могли видеть результаты своих усилий у нас есть, дерево успеха. Это своеобразный экран успеваемости, он стимулирует желания детей получать знания, но использую его с осторожностью, оцениваю не только знания, но и старания детей. Стараюсь не сравнивать детей только указываю на то, что не которым детям необходимо еще позаниматься для того, чтобы иметь знания данной темы. И если ребенок подходит ко мне в свободное время и просит с ним позаниматься я сразу его «поднимаю вверх».
Счетные палочки использую не только как счетный материал, они помогают в доступной форме ознакомить детей с азами геометрии. Их можно использовать и как единицу измерения, строить и преобразовывать простые и сложные фигуры по условиям. Палочки помогают развивать смекалку и сообразительность, активность и самостоятельность, развивает волевые качества, помогают детям искать нестандартные решения.
Наглядный метод тесно переплетается со словесным методом.
• Словесный метод. Этот метод позволяет разъяснять смысл игры или задания, направлять действия ребенка, осмысливать их, поощрять работу. Замечания и наставления во время игры не должны быть навязчивыми, необходимо предоставлять возможность самостоятельно действовать и самостоятельно оценивать результат. Всегда нужно уметь показать ребенку, что он может сделать еще лучше. Оценка действий должна быть конкретна. Словесный метод использует во всех математических игах и заданиях, но есть игры, в которых этот метод основной: «Лишнее слово», «Логические концовки», задачки-шутки, загадки.
Загадки – замечательные образцы устного народного творчества. Что способствует созданию эмоционального настроя и активизирует умственную деятельность. Хорошо применять на занятиях пословицы, поговорки, устное народное творчество. Это воспитывает в детях любовь к своим народным традиция.
Необходимо учить детей пользоваться объяснительной и доказательной речью, и формировать умения отстаивать свою точку зрения, либо признавать ошибочность её и принимать правильное решения. Загадки бывают текстовые (описательные) – простые, завуалированные (метаморфические) – более сложные.
Наглядный и словесный методы всегда сопутствуют практическому методу.
• Практический метод. Этот метод позволяет мне помогать детям осуществлять практическую деятельность, направленную на усвоения определенных способов действия с предметами или их заменителями (графические рисунки, модели, схемы, и т. д.). Выполнения детьми разнообразных практических действий является основой для умственной деятельности. Этот метод позволяет широко использовать различные дидактический и подручный материал. «Умственная гимнастика» - яркий пример этого метода, её я использую в либо начале занятия, либо для закрепления полученных знай, либо в основной части занятия для выполнения конкретной поставленной задачи – для лучшего усвоения нового материала. На занятиях для решения поставленной задачи учу детей пользоваться: геометрическими фигурами методом проб и ошибок. С помощью палочек создавать по схеме фигуры, предметы, строить лабиринты.
Практические задания дети могут выполнять как индивидуально, так и группами (два, три человека).
Учитывая не совершенство умственных процессов дошкольника я объединяю практический метод с наглядным и словесным, использую эти методы в тесной взаимосвязи друг с другом.
• Метод игрового моделирования. Включает в себя математическое плоскостное моделирования – это игры с геометрическим конструктором («Танграм», «Пифагор» и др.). Эти игры можно выделить потому, что в процессе моделировании дети знакомиться со свойствами фигур, анализируют их расположения, составляют силуэт или фигуру. Они состоят из частей разрезанной определенным образом фигуры. Они развивают логическое мышления и познавательные способности ребенка. Позволяет ему самостоятельно решать определенные задачи. Развивает творческие способности и умения контролировать свои действия. Развивает зрительную память и позволяет свободно перемещать фигуры. Я осуществляю этот метод от простого к сложному (младший возраст – составь картинку, старший возраст – «Геометрический пазл»).
Приемы.
Я считаю, что дети дошкольного возраста легко и без усилий могут овладеть научными математическими знаниями через игровую занимательную деятельность.
• Игровые приемы (создания игровой ситуации). Для того чтобы ребенок мог развивать свою умственную деятельность ему необходимо приложить определенные усилия. Но так, как умственная деятельность у дошкольника не сформирована окончательно, то воспринимать чисто теоретические знания он не может. Поэтому я создаю игровые ситуации, в которых ребенок без особых усилий получает и закрепляет знания. Любая задача может быть реализована через игру ( например: поставить знак больше или меньше – ребенку сложно, я объясняю, что у нас есть птичка и она открывает свой клювик в ту сторону, где больше, при этом прошу ребенка обвести клювик пальчиком).
В игре дети учиться думать, искать решения задачи. При необходимости используют наглядный материал. С большим желанием дети помогают игрушкам, сказочным героям и персонажам мультфильмов.
В игре «В гостях у Лунатика» они не просто решают задачи, а помогают ему и его друзьям.
В игре «Выложи узор» дети расшифровывают заданный воспитателем код.
Совместная деятельность легко осуществляемся через игры путешествия.
Легко вступают в диалог с персонажами, обучают их тем, самым обучаются сами.
Этот игровой прием не только развивает умственную способность ребенка, но и творческие способности.
• Демонстрационный способа использую наглядный материал для подкрепления сказанного мною.
• Указания должны помогать ребенку совершать определенные действия, но должны мешать самостоятельности, активности и настойчивости.
• Пояснения. Помогают ребенку решить поставленную задачу в том случаи, если у него появляются затруднения.
• Вопросы активизируют восприятие, память, мышления. Помогает не только запомнить новый материал, но и осмыслить его. Вопрос должен активизировать мыслительную деятельность ребенка. Они могут направлять действия детей, закреплять последовательность действий и лучше анализировать достижения результата.
• Элемент соревнования. Использую в играх – конкурсах, математических праздников и КВН. Для развития активности детей.
• Прием поисковых проб. Ребенок методом проб и ошибок решает поставленную задачу, при этом использует не только наглядно-образное мышления, но и наглядно-действенное. (например «Платье для маши»).
• Моделирование: Я считаю необходимым обязательное использование настольно-печатных игр, которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Это такие игры как: "Узнай по контуру", "На что похоже", "Забывчивый художник", "Временам года".
• Музыкально – ритмический. Для того, что бы дошкольник мог быстро и легко запомнить необходимую информацию, в своей работе я использую небольшие песенки и речевки. (например «Живые цифры», «Наша утка голодна»)
Формы работы.
• Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе я стараюсь, чтобы дети получали знания группами. Вовлекаю в группу как можно больше детей. Это форму своей деятельности назвала ига-занятия. Обучение детей в группах облегчает усваивать элементарные научные математические знания. Запомнить основу – «кирпичик» для того, чтобы в будущем применять эти знания. Но в занятия провожу в игровой форме и использую театральное действие, разнообразный дидактический материал, игрушки и пособия. Провожу комплексные занятия, занятия развлечения, занятия конкурсы, занятия КВН (приложения)
• Фронтальный вид работы.
• Подгрупповая. В подгруппы я объединяю детей по уровню развития, для детей с высоким уровнем развития я нахожу ребусы, головоломки, либо придумываю сама. У детей со среднем уровнем развития стараюсь повысить желания к обучению, помогаю усвоить полученные раннее знания. Не редко дети с этой группы переходят в первую. Детям с низким уровнем развития необходимо больше внимания. Следовательно, с этой подгруппой я занимаюсь с вечера, чтобы подготовить их к получению новой информации. За тем после занятия еще несколько раз работаю с этой подгруппой, для закрепления усвоения пройденного материала. («Помоги зайцу», «Помоги Маши и Медведю» подразумевает закрепления полученных знаний)
Это деятельность организуется в утренние и вечерние часы. Может быть игрой путешествием с учетом возраста детей.
• Индивидуальная деятельность ребенка. Для успешной организации такой деятельности я создаю определенные условия – развивающую среду. В игровой комнате всегда доступны дидактический материал, пособия, тетради и т. д. Дети по желанию выбирают те игры или пособия. Играют как индивидуально, так и группами самостоятельно. Хотя во второй младшей группе зачастую бала совместна. (дидактические игры и рабочая тетрадь «Найди и назови»)
• Работа с родителями. Для того чтобы моя работа была успешна, я наладила работу с родителями. На родительских собраниях я объясняю какие, знания получили дети, с помощью каких игр и упражнений можно закрепить эти знания. Так же использую папки передвижки, газеты, и другие наглядные пособия помогающие родителям следить за успехами своих детей.
Планирую проводить день открытых дверей.
Средства.
Большое значение в развитии мыслительных процессов я придаю предметно-развивающей среде в группе. Дети имеют свободный доступ к играм. Пособия, которые используются на занятиях, остаются в распоряжении детей до конца дня. Постоянно обновляется дидактический материал, вносятся усложнения.
Предметно-развивающая среда является основным средством успешного усвоения детьми знаний. Вариативность среды в группе зависит от задач, решаемых на занятиях. Дети часто берут для самостоятельных игр разные пособия. Результатом развивающей среды стало то, что дети стали больше использовать полученные математические знания в продуктивной деятельности, лучше продумывать свои действия.
Многообразие занимательного материала дает основание для его классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.
З. Л. Михайлова выделила три группы. Я же для себя условно разделила по признакам общности для того, чтобы успешнее использовать его для развития мыслительных процессов у детей.
Широко использую героев сказок и персонажей мультфильмов для создания игровой ситуации. Так же использую современный средства обучения. (не большие обучающие мультфильмы). В своей работе использую тетради по математике и другие детские журналы.
Использования игрового занимательного математического материала.
Результат.
Таким образом, я пришла к выводу, что формирования мыслительной деятельности у ребенка через игру с использованием занимательного математического материала – приносит хорошие результаты. У детей возрастает интерес к знаниям, они лучше справляются с поставленной передними задачей, высказывает предположительный ход поиска, учатся анализировать и выделять существенные признаки предметов, думать целенаправленно. У ребенка развивается геометрическое воображения, умения сравнивать, обобщать, разделять на группы, делать выводы. Появляется элементарные математические представления. Ребенок свободно владеет алгоритмами. К старшей группе появляется адекватная самооценка, они учатся соотносить цель и результат.
Без затруднений у ребенка развивается внимания, память, воображения, творческие проявления – начинает самостоятельно мыслить и анализировать. Дети активно включаются в образовательную деятельность, задают много вопросов, стремятся делать выводы т. е. появившееся интерес стал мотивом, побуждающим детей к получению знаний и умений.
Мониторинг. Безошибочно выделять признаки предложенных мной предметов могут 12 детей. Узнают предметы по заданным признакам 16 человек, существенные признаки предметов выделяют 10 детей, устанавливают причинно-следственные связи и классифицируют предметы 7 человек.
Таким образом, конечные результаты диагностирования получились следующие:
низкий уровень 15% (3 детей)
средний уровень 50% (10 детей)
высокий уровень 35% (7 детей)
Вывод. Я считаю, что формировать мыслительную деятельность дошкольника лучше всего через игру с использованием занимательного математического материала.
Список литературы.
1. Аваневова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. – М., Просвещение, 1971.
2. Венгер Л. А. Домашняя школа мышления. - М., Знание. - 1989.
3. Доналсон М. Мыслительная деятельность детей. : Пер. с анг/ Под ред. В. И. Лубовского. – М. : педагогика, 1985
4. Занимательная математика : Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. // Авт. -состав. Попова Г. П., Усачева В. И. – М., 2005.
5. Люблинская А. А. Детская психология. – М., Просвещение, 1971
6. Михайлова З. А. Математика от трех до семи. – СПб. : Детство-Пресс, 1999.
7. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. – М. , : Знание, серия. Педагогика и психология,1979.№2
8. Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж., ТЦ Учитель, 2006.
9. Усова А. В. Формирования у школьников научных понятий в процессе обучения. – М., Просвещения, 1983
10. www.koipkro.kostroma.ru