МААМ-картинки

Формирование коммуникативных способностей у дошкольников

Наталья Медведева
Формирование коммуникативных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование коммуникативных

способностей у дошкольников.

Медведева Н. С.,

воспитатель МБДОУ

д/с «Здоровый ребенок»

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с повышением ритма жизни и, как следствие, с дефицитом спокойного общения с родителями, увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности.

Публикация «Формирование коммуникативных способностей у дошкольников» размещена в разделах

Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т. д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Среди различных форм коммуникативного взаимодействия младших дошкольников я выбрала технологию «круг общения».

Работа в моей группе по развитию коммуникативного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста велась по следующим направлениям:

теоретическая подготовка (изучение возрастных особенностей дошкольников, изучение значимости общения и коммуникативного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми);

определение исходного уровня развития коммуникативного взаимодействия у детей;

создание перспективного плана;

создание положительной мотивации на общение;

осуществление технологии «круг общения»;

определение итогового уровня развития коммуникативного взаимодействия у детей.

«Общение в кругу» длительностью до 20 минут можно проводить 1-2-раза в день, в зависимости от созданной или сложившейся ситуации. Для проведения данной технологии необходимо помещение, стульчики на каждого ребёнка и взрослого, материал, необходимый при данной беседе. В «кругу общения» дошкольники должны чувствовать себя комфортно и свободно, в тоже время выглядеть опрятно, ровно и красиво сидеть на своих местах. Начиная со средней группы, дети рассаживаются: мальчик - девочка. Во время общения в кругу мы с детьми обсуждаем разнообразные темы: «Как я провёл выходные», «Кем я хочу стать, когда вырасту», «Мой домашний питомец», «Как правильно вести себя на улице», «Что делать, если ты потерялся в парке?» и т. д., разбираем проблемные моменты, сложившиеся в группе: ссора между детьми, порча игрушки или книги и т. д. Выполняем упражнения на снятие напряжения:

«Дерево»

Цель: повышение уверенности.

Сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сжать зубы. «Я могучее, крепкое дерево, у меня сильные корни, я никого не боюсь».

«Киндер - сюрприз»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.

«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный зверек. Вытяни ладошки. Возьми в ладошки, согрей его, сложи ладошки, спрячь в них зверька, подыши на него, согревая своим дыханием, приложи ладошки к груди, отдай ему свою ласку, доброту. Расскажи, какой зверёк был у тебя в ладошках».

«Связующая нить»

Цель: развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.

Дети сидят и по кругу передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровожда-ется высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что хотят пожелать другим.

«Мне нравится играть с, потому что ты.»

Играем в коллективные игры: «Вкусные слова», «Красивые ножки», сочиняем истории, выдумываем свой конец известным сказкам, и т. д. Также читаем сказки, рассказы, разучиваем стихотворения, обсуждаем поступки героев.

Моя роль в «кругу общения» : с одной стороны, я руковожу данным процессом, организуя коммуникативное общение детей, а с другой стороны – исполняю роль участника общения, партнёра, направляющего каждого ребёнка на выполнение заданий, а при необходимости даю образец поведения в «кругу общения». Участвуя в общении, игре и т. д. одновременно слежу за выполнением правил.

Я считаю, что «круг общения» требует от организатора отказа от жестких условий проведения, формализованного подхода. Для успешного проведения общения в кругу необходима импровизация, доверительная атмосфера, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей.

Развивая у ребенка стремление к общению и умению общаться со сверстниками, с взрослыми, важно понимать и помнить необходимость воспитание личности, умеющую видеть в другом человеке тоже личность. Поэтому, очевидно, использование такой технологии как «круг общения», создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативного взаимодействия и активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

Публикации по теме:

Роль ФГОС в модернизации образования РФ и Московской области ФГОС ДО обеспечивает исполнение государственных гарантий - направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования.

Рассуждение о ФГОС ФГОС-это…. 28 августа 2013года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. Совет Министерства образования и науки Российской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных способностей у дошкольников
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 19:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных способностей у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Медведева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД