Наталья Медведева
Формирование коммуникативных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативных
способностей у дошкольников.
Медведева Н. С.,
воспитатель МБДОУ
д/с «Здоровый ребенок»
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с повышением ритма жизни и, как следствие, с дефицитом спокойного общения с родителями, увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности.
Публикация «Формирование коммуникативных способностей у дошкольников» размещена в разделах
Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т. д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Среди различных форм коммуникативного взаимодействия младших дошкольников я выбрала технологию «круг общения».
Работа в моей группе по развитию коммуникативного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста велась по следующим направлениям:
теоретическая подготовка (изучение возрастных особенностей дошкольников, изучение значимости общения и коммуникативного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми);
определение исходного уровня развития коммуникативного взаимодействия у детей;
создание перспективного плана;
создание положительной мотивации на общение;
осуществление технологии «круг общения»;
определение итогового уровня развития коммуникативного взаимодействия у детей.
«Общение в кругу» длительностью до 20 минут можно проводить 1-2-раза в день, в зависимости от созданной или сложившейся ситуации. Для проведения данной технологии необходимо помещение, стульчики на каждого ребёнка и взрослого, материал, необходимый при данной беседе. В «кругу общения» дошкольники должны чувствовать себя комфортно и свободно, в тоже время выглядеть опрятно, ровно и красиво сидеть на своих местах. Начиная со средней группы, дети рассаживаются: мальчик - девочка. Во время общения в кругу мы с детьми обсуждаем разнообразные темы: «Как я провёл выходные», «Кем я хочу стать, когда вырасту», «Мой домашний питомец», «Как правильно вести себя на улице», «Что делать, если ты потерялся в парке?» и т. д., разбираем проблемные моменты, сложившиеся в группе: ссора между детьми, порча игрушки или книги и т. д. Выполняем упражнения на снятие напряжения:
«Дерево»
Цель: повышение уверенности.
Сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сжать зубы. «Я могучее, крепкое дерево, у меня сильные корни, я никого не боюсь».
«Киндер - сюрприз»
Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.
«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный зверек. Вытяни ладошки. Возьми в ладошки, согрей его, сложи ладошки, спрячь в них зверька, подыши на него, согревая своим дыханием, приложи ладошки к груди, отдай ему свою ласку, доброту. Расскажи, какой зверёк был у тебя в ладошках».
«Связующая нить»
Цель: развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.
Дети сидят и по кругу передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровожда-ется высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что хотят пожелать другим.
«Мне нравится играть с, потому что ты.»
Играем в коллективные игры: «Вкусные слова», «Красивые ножки», сочиняем истории, выдумываем свой конец известным сказкам, и т. д. Также читаем сказки, рассказы, разучиваем стихотворения, обсуждаем поступки героев.
Моя роль в «кругу общения» : с одной стороны, я руковожу данным процессом, организуя коммуникативное общение детей, а с другой стороны – исполняю роль участника общения, партнёра, направляющего каждого ребёнка на выполнение заданий, а при необходимости даю образец поведения в «кругу общения». Участвуя в общении, игре и т. д. одновременно слежу за выполнением правил.
Я считаю, что «круг общения» требует от организатора отказа от жестких условий проведения, формализованного подхода. Для успешного проведения общения в кругу необходима импровизация, доверительная атмосфера, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей.
Развивая у ребенка стремление к общению и умению общаться со сверстниками, с взрослыми, важно понимать и помнить необходимость воспитание личности, умеющую видеть в другом человеке тоже личность. Поэтому, очевидно, использование такой технологии как «круг общения», создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативного взаимодействия и активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.