ИРИНА ПИЛИПОВИЧ
Формирование знаний о различиях полов у детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации у детей дошкольного возраста.
Публикация «Формирование знаний о различиях полов у детей старшей группы» размещена в разделах
Дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализации, формирования представлений ребёнка о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентаций. Поток информации по вопросам половых взаимоотношений, ее «открытость» для детей разного возраста, в том числе и дошкольного, благодаря СМИ вызывает законную тревогу и педагогов и психологов. Поэтому проблема полоролевой социализации дошкольников в настоящее время, является, бесспорно, актуальной.
Вопросы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах И. С. Кон, Д. В. Колесова, Л. И. Столярчук, А. Г. Хрипковой, Н. Е. Татаринцевой и др. Понятие «полоролевая социализация» в психолого-педагогической литературе трактуется данными авторами как процесс развития девочек и мальчиков во взаимодействии их с окружающим миром и формируется в процессе вхождения ребёнка в социум при прямом участии взрослых, которые осуществляют воспитание девочек и мальчиков в семье и образовательных учреждениях.
Исследователями был определены задачи полоролевого воспитания, направленные на развитие различных сфер женской/мужской индивидуальности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в процессе полоролевой социализации : помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «Я» мальчика/девочки; формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения; формирование готовности устанавливать уважительные, партнерские отношения со сверстниками и сверстницами; развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности в ДОУ и семье; формирование представлений о правилах поведения с незнакомыми людьми и навыков личной безопасности.
Реализуя задачи полоролевого воспитания, в старшей группе с детьми проводится определенная работа в данном направлении. В начале работы с целью выяснения уровня полоролевой воспитанности детей организовывались типичные педагогические ситуации полоролевого поведения, способствующие «упорядочению полоролевой социализации» - «Каверзные вопросы», «Я женюсь», «Я выхожу замуж». Наблюдение за поведением детей старшей группы в разных видах деятельности и в общении друг с другом показало, что мальчики и девочки в основном имеют представление о своей половой принадлежности, но не у всех сформированы нравственно-волевые качества, обеспечивающие адекватную полу модель поведения. Все это помогло выявить, что высокий уровень полоролевой воспитанности – у 30%; средний уровень – у 30%; низкий – у 40% детей данной группы.
Для решения задач полоролевого воспитания девочек и мальчиков в группе оформлен кукольный уголок, где имеется оборудование для формирования поведения, адекватного пониманию детьми роли мужчины и женщины. Вместе с детьми сделаны атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Шофер», «Супермаркет», «Кафе», «Парикмахерская», «Ферма», Это способствует воспитанию понятия роли мужчины и женщины в обществе. Под руководством старшего воспитателя разработан и проведен комплекс занятий, основная задача которых – воспитание детей старшей группы с адекватной полу модели поведения.
С детьми группы были проведены следующие занятия: «Веселое путешествие по Городу Мастеров». Цель: Формировать правильное понимание роли женщины в обществе. Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность. «Мальчики – маленькие рыцари». Цель. Дать представление мальчикам о том, что находясь в окружении девочек, мальчики берут на себя роль защитника и охранителя. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к девочкам, стремление оказывать им посильную помощь. «Что умеют делать ваши папы, мамы и вы?». Цель: формировать опыт дифференцированного поведения: мужского, женского в хозяйственно-бытовой и профессиональной деятельности. «Чем можно порадовать маму». Цель: развитие у детей чувства привязанности и любви к близкому человеку – маме. «Моя семья». Цель: формировать у детей представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать желание заботиться о близких.
Проведенная работа дала положительные результаты. На основании наблюдений и проведенной повторной диагностики было выявлено, что уровень полоролевой воспитанности у детей старшей группы повысился. Количество дошкольников с высоким уровнем полоролевой воспитанности составило 40%; со средним уровнем – 40 %, с низким – 20 %. Но основным достижением в качественных характеристиках детей явилось усвоение системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения, овладение элементами «мужского» и «женского» поведения в различных типичных и проблемных ситуациях. Это повлияло на реальные взаимоотношения между мальчиками и девочками, способствовало установлению партнерских, дружеских взаимоотношений со сверстниками своего и противоположного пола, расширило и обогатило представления девочек и мальчиков о семейных половых ролях, обязанностей в семье, укрепило «чувства семьи», эмоциональные связи с близкими людьми.
Основываясь на результатах своей практической деятельности по полоролевому воспитанию старших дошкольников, можно сделать вывод, что данная проблема решается не только на занятиях, но и в повседневной жизни, и зависит от методов, средств и приемов воздействия на детей. Повышение уровня знаний детей об адекватной полу модели поведения возможно, если используется системный подход, применяются секционные и кружковые формы работы, различные инновационные методы и приемы. Используя новые технологии в организации работы по полоролевому воспитанию старших дошкольников, можно добиться положительных результатов.