Елена Додонова
Формирование здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, т. к. данные физического состояния свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е. И. Торохова, 1999).
Публикация «Формирование здорового образа жизни» размещена в разделах
Забота о развитии и здоровье ребенка начинается в семье, с решения вести здоровый образ жизни.
ЗОЖ- это:
*Благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеские взаимоотношения между родителями и детьми.
*Ответственное отношение родителей к здоровью ребенка, культура здоровья.
*Благоприятные условия для физического и психического развития ребенка.
*Правильно организованное рациональное питание.
*Соблюдение режима дня для ребенка.
*Отрицательное отношение взрослых к алкоголю и курению.
*Достаточная трудовая активность, привлечение детей к посильному труду.
*Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
*Умеренные требования к ребенку, общие игры, проведение досуга (совместный отдых, прогулки в лес, парк, на каток, лыжные прогулки, общее чтение, рисование и т. п.)
Очень важно быть доброжелательным и вежливым человеком и учить быть таковыми своих детей.
Одной из основных целей дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ) .
Работу по формированию привычек ЗОЖ необходимо реализовывать в четырё х направлениях: в работе с детьми, в организации здоровьесберегающего пространства, во взаимодействии с родителями и педагогами.
Работа с детьми опирается на следующие общедидактические принципы:
- принцип научности и достоверности – содержание сведений предлагаемых школьникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.
- принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.
- Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.
- принцип природосообразности – формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребёнке, особенностях развития его познавательной деятельности.
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребёнка и группы в целом.
- принцип комплексного и интегративного подхода – формирование представлений о ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.
- принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребенка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья.
Из принципов и методов работы с детьми вытекают необходимые условия
Для эффективной работы по формированию элементарных представлений о ЗОЖ:
- доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;
- соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;
- реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
Следует так же отметить, что каждый участник процесса должен быть личным примером для детей, поддерживать единую линию поведения и выполнять основные требования, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса.