Получи документы

Формирование этнической идентичности детей посредством сказки (2 фото)

Светлана Радионова
Формирование этнической идентичности детей посредством сказки

«Формирование этнической идентичности детей посредством сказки»

Формирование этнической идентичности детей посредством сказки

«Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно- народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т. е. весь педагогический потенциал. Совокупный опыт историко-культурного формирования личности», так определил сущность этнопедагогики один из её основоположников Г. Н. Волков и выделил следующие проблемно-тематические разделы:

Публикация «Формирование этнической идентичности детей посредством сказки» размещена в разделах

- основные педагогические понятия народа;

- статус ребёнка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приёмыш, ровесники и друзья и т. д.);

- функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных качественных черт характера, развитие ума);

- факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай и т. д.);

- методы воспитания;

- средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, сказки и т. д.);

- идея совершенствования человеческой личности и её реализация в системе народного воспитания;

- организация воспитания и педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности;

- народные воспитатели (родители, старшие дети и т. д.).

Знакомя ребенка с обычаями, традициями, ценностями народа, воспитатель формирует у него национальное самосознание. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период определяет основы характера и нормы поведения, во многом зависящие от социального окружения.

Основной целью воспитания во все времена и у всех народов была забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций и обычаев, передача подрастающему поколению житейского, производственного, педагогического опыта. В чём же заключается сила народной педагогики и традиций? Ответ очень прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Для этого использовались самые различные средства. Разными народами, в развитии гуманных начал человеческой личности, подчёркивалось значение колыбельной песни. А одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность была народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, народе, сражается с различными чудищами, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему.

Идеи гуманистического воспитания, кратко и лаконично выражались в народных пословицах и поговорках. Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Внимательное отношение к своим родственникам, составление родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

К комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения можно отнести многочисленные обычаи и традиции разных народов.

Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

Сказка - продукт творчества определённого народа и содержит в себе сюжеты, образы, ситуации, специфичные для определения этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, названиях животных и растений, особенностях места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку («жил да был…», «в некотором царстве, некотором государстве…» и т. д., от сказителя к сказителю, от этноса к этносу. В этом ее специфика.

Сказка выполняет функцию социализации, т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. А. С. Пушкин писал о ней: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Именно «намёк», а не нравоучение, не идеологическая директива содержится в сказке, её сюжете, её образах.

Сказка способна выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в нём реальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплекс отчуждённости, пробудить «спящие», не выявленные творческие (поэтические и т. д.) способности. Такова ее креативная функция.

В сказке можно обнаружить голографическую функцию, проявляющуюся в трёх основных формах :

- способность своим внутренним строем представлять мировоззрение в его трёхмерном пространственном (высота, ширина, длина) и временном измерениях (прошлое, настоящее, будущее);

- голографичность сказки можно трактовать в синестическом смысле слова (гр. совместное чувство);

- способность в малом являть большое, в локальном – представлять глобальное, в микросюжете отражать микропроблемы.

Иначе говоря, сказка способна отражать глобальные проблемы, непреходящие ценности, темы противоборства добра и зла, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости и т. д.

Сказка заставляет ребёнка сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к ним. Можно использовать сказочные сюжеты, мотивации в разных видах деятельности, для успешного развития творческого потенциала у детей. Сказочные образы дают определённые сведения об окружающем мире, формируют первые ступени этнической идентичности.

В частности, сказки знакомят детей с персонажами славянской мифологии (леший, Святобор, Межевик и другие помощники человека в природе, с народными традициями (праздник встречи солнца в сказке «Встреча Ярило - Солнца», обычаями. Очень важно, чтобы сказка оставалась такой, какая она есть: доброй и строгой, справедливой и умной.

Фото №1 Формирование этнической идентичности детей посредством сказки

Используемая литература:

1. Федорова С. И. Этнокультурная компетентность педагога. Йошкар – Ола, 2002.

2. Фото автора.

3. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. знакомим дошкольников с народной культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

Публикации по теме:

Подготовительная работа к викторине «В гостях у сказки» Эта презентация была подготовлена с целью подготовки к Викторине между подготовительными группами "В гостях у сказки". Она поможет детям.

Сообщение по теме: «Социализация личности через игровую деятельность» Социализация личности через игровую деятельность. Cодержание Введение 1. Сущность процесса социализации личности. 2. Взаимодействие личности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование этнической идентичности детей посредством сказки
Опубликовано: 19 июля 2013 в 13:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД