Горелова Нина Александровна
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Число и цифра 3»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с вариантами состава числа "3", различными комбинациями единиц каждого варианта.
Упражнять в зарисовке схемы на листе бумаги, порядковом и количественном счете, умение находить заданную комбинацию и определять ее место.
Познакомить с числом и цифрой " 3"
Развивать у детей графические навыки.
Воспитывать поэтическое восприятие художественного слова.
Материал : Иллюстративный материал по цифре и числу "3", геометрическая мозаика, тетради в клетку, цветные карандаши, наборы цифр от 1 до 3.
Публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной группе „Число и цифра 3“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 3. Состав числа три, счёт до трех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Ход : Воспитатель предлагает детям послушать загадки:
1. Три вершинки, три угла, три сторонки - вот и я.
2. Три братца пошли купаться.
Два купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли.
3. Тройка, тройка прилетела.
Скакунок в той тройке белый.
А в санях сидит царица, белокоса, белолица.
Как махнула рукавом, все покрыла серебром.
Воспитатель обращается к детям:
- Что вы услышали?
- Сколько загадок?
-Какое число упоминается во всех загадках?
- Правильно. Это замечательное число. Древний ученый Пифагор считал " мир- тройствен, ибо как человек состоит из трех различных элементов, сплавленных вместе: из тела, души, духа. Триада или закон троичности есть образующий закон вещей и истинный ключ жизни". Геометрический символ - треугольник, который представляет прошлое, настоящее, будущее. Это число часто встречается в сказках.
- В каких( " Три медведя ", "Три поросенка", "Три времени года".)
-Кто отгадал первую загадку? (Треугольник)
-Вторую? (коромысло и ведра)
-Третью? (Три зимних месяца", Зима)
Воспитатель предлагает сравнить вторую и третью загадки. в обеих загадках говорится о каком числе? (3, но во второй - какие это числа (2 и 1, а в третьей (1, 1, 1). Выложите пожалуйста схемы этих загадок.
Воспитатель предлагает решить задачу:
- У бабушки Даши - внучка Маша, кошка Пушок, собачка Дружок. Сколько у бабушки друзей?
- Правильно, трое.
- Какими цифрами можно составить эту задачу? (1,1,1)
А вот Сережа ответил, что 1 и 2, т. к. Маша - человек, а Петушок и Дружок - животные.
Затем выясняют с детьми, что вариантов состава числа может быть три (после того, как дети сами расскажут о своем варианте) :
1. ХХ0 - 2 и1
Х0Х - 1 1 1
0ХХ - 1 и 2
2. 0ХХ - 1 и 2
Х 0Х - 1 1 1
ХХ0 - 2 и 1
3. 0 0 0 - 1 1 1
Дальнейшее проведение игры может быть различным: с первым и вторым вариантами, с первым и третьим, со вторым и первым.
Задания:
1. Нарисовать по желанию вариант и его комбинации, закрасить или заштриховать и т. д.
2. Прочесть первую (вторую.) комбинацию.
3. Назвать первый (второй.) элемент комбинации и т. д.
4. Обозначить элементы комбинации цифрами.
5. Определить местонахождение какой-то заданной цифры и т. д.
Обязательно подчеркнуть значение направления счета. В процессе выполнения заданий дети начинают понимать не все сразу, и не надо торопить их, а добиваться, чтобы ребенок сам дошел до такого вывода, чтобы быстрее можно составить новую комбинацию, работая с одним элементом, меняя его местонахождение, особенно наглядно это видно в первых двух вариантах.
После этого обратить внимание детей на соответствие числа 3 цифре "3". Показать детям иллюстрационный материал по цифре "3". Можно использовать рисунки - загадки, например, усы, парус, снеговик, змея, крылья у летящей птицы, скрипка и т. д. (Материал из детских иллюстративных журналов, стихи, на что похожа цифры "3", используя книгу Е. Соловьевой "Числа для тебя")
Для закрепления можно использовать подвижную игру "Что изменилось?"
Дети считалкой : Один, два три, четыре, пять шесть, семь!.
Пойду каши я поем.
Вы ж пока считайте, кому водить. гадайте!
или по уговору делятся на две команды. У детей карточки с цифрами или геометрическими фигурами. Первая команда составляет комбинацию какого-либо числа. Вторая команда определяет это число, называет его. Затем дети отворачиваются, в первой команде элементы " путаются". Вторая команда находит " запутавшиеся " элементы и ставит их на место. Эксперт оценивает выполнение задания. Если правильно, команды меняются ролями. Если команда ошибается, игра повторяется.
Запись цифры "3" в тетрадях:
А за двойкой посмотри-
Выступает цифра три
Тройка - третий из значков-
Состоит из двух крючков.
Проговаривание скороговорки:
В пруду у Поликарпа-
Три карася, три карпа.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Три цвета есть у светофора
Они понятны для шофера.
Красный цвет- проезда нет.
Желтые- будь готов к пути,
А зеленый свет- кати.
Загадки
Треугольная доска,
А на ней три волоска
Волосок - тонкий,
Голосок - звонкий. (Балалайка)
У одной мыши три хвоста. (вилы)
Возле меня на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки-
Кто герой этой сказки? (3 Медведя)
Поговорки:
Заблудился в трех соснах.
От горшка три вершка.
Обещанного три года ждут.
Плакать в три ручья.
Задача
На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)