Людмила Кудряшова
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать +Заказ
Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. Ребенок с раннего детства встречается с математикой. И в дошкольном, и в младшем школьном, и в старшем школьном возрасте математика неизменно помогает ребенку вырабатывать правильные понятия и глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В то же время математика способствует развитию детей любого возраста. В связи с этим актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных систем и технологий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, что и определило выбор темы. Работа проводилась на основании использования сюжетно-ролевых игр по методике А. А. Смоленцевой.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием
- Темочки
Цель работы: раскрыть сущность и значение сюжетно-ролевых игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
выявить совокупность педагогических условий и их применения в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГТ.
создать система сюжетно-ролевых игр, интегрированных с выполнением образовательных проектов, обеспечивающую повышение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
использование обобщенных материалов исследования и методические рекомендации в работе с детьми Детский сад №103
выявить роль сюжетно-ролевых игр в математическом развитии дошкольника;
охарактеризовать своеобразие сюжетно-ролевых игр математическим содержанием для старших дошкольников.
Методологическая основой работы:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С, Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Смоленцева А. А. сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
3. Федеральные Государственные Требования.
4. Помараева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сад.
5. Помараева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сад.
6. Комплексные занятия по программе «Отрождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С, Комаровой, М. А. Васильевой.
7. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня.
8. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе программе «Отрождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С, Комаровой, М. А. Васильевой
9. Программа формирования элементарных математических представлений в детском саду.
А. А. Смоленцева в своей работе сформулировала принципы организации сюжетно - ролевой игры, эти принципы важно знать, чтобы развернуть игру.
Принципы организации сюжетно - ролевой игры.
1. Отбор знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.
2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения.
3. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.
4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия.
5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми свою роль.
6. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).
7. Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.
Дети крайне редко включают в игру счет, измерение, взвешивание и др.
Так, например, в игре «Магазин» ребенок пересчитывает предметы, измеряет ткань, ленты, выявляет умения пользоваться приемами определения веса, сравнивать предметы по весу, объяснить ход своих мыслей, пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же», с удовольствие использует предметы заменители.
Детям интересно «работать на весах», так как и гири-то, им заменяют яблоки.
Важно направлять игру детей, сохранять самодеятельный и творческий характер игры с использованием косвенных методов
Можно спросить как организовать сортировку товара, и как нужно его пересчитывать и т. д.
В организации и проведении сюжетно-ролевых игр можно условно выделить три этапа.
1 этап - воспитатель направляет развитие сюжета, контролирует действия детей.
На 2 этапе ведущую роль начинают выполнять дети, воспитатель принимает участие на второстепенных ролях.
На 3 этапе - дети самостоятельно выбирают сюжет игры, разыгрывают роли, используют счетно-измерительные действия, а воспитатель наблюдает за игрой и лишь в некоторых случаях включается в игру.
Развитие сюжета с учетом средств сюжетно-ролевой игры, применением дидактического материала математического содержания в игровой форме отражает проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей. Помимо основных задач математического содержания в сюжетно-ролевых играх обязательно уделяется внимание нравственно-воспитывающим аспектам. С ознакомлением детей с трудом взрослых параллельно воспитывается и уважение к труду, бережное отношение к продукту труда.
Для проведения сюжетно-ролевой игры подготавливается игровой материал заранее. Дети с радостью участвуют в создании атрибутов для игры. У детей при этом развивается инициатива, и они получают чувство удовлетворения от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута.
Игровой материал обыгрывается до начала занятия, при этом предупреждая детей о его назначении. Это нужно, чтобы на занятии, во время сюжетно-ролевой игры внимание привлекала только математическая сторона, а не игровая.
После развития каждого сюжета целесообразно провести обсуждение, проводим игру-придумывание, целью которой не только развитие сюжета, но закрепление математического материала.
Постоянная работа в данном направлении позволит повысить уровень математических знаний у детей старшего дошкольного возраста, у них сформируется соответствующий уровень умений и навыков.
Мною разработан Перспективный план сюжетно-ролевых игр
с математическим содержанием,в котором указаны цели сюжетно ролевых игр, средства, способы, предварительная работа.
Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием способствуют развитию концентрации внимания, учатся логически рассуждать, анализировать, спорить, с доказательствами отстаивая своё мнение. Сюжетно-ролевая игра вне занятия дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные представления.