Ольга Романова
Формирование взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст это наиважнейший период в развитии человека, формировании его личности. В период дошкольного детства человек делает огромный скачок в своем развитии, у него происходит формирование способностей, вырабатывается характер, он научается общаться с окружающим миром. Способность общения с социумом - успешность человека в любой сфере деятельности.
Публикация «Формирование взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 1)» размещена в разделах
Известно, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью. Именно в игре ребенок примеряет различные роли и научается видеть ситуацию с различных точек зрения, тем самым осваивает нормы, правила, интересы и возможности других людей. Игра - отражение жизни взрослых, поэтому она оказывает всесторонне воздействие на дошкольника.
Особенность подвижных игр заключается в том, что они обладают разнообразными возможностями для воспитания человека, т. к. во время проведения игр этого вида дети чаще всего объединяются в группы, где необходимо соблюдать некоторые правила, находить совместное решение задачи. В ДОУ подвижные игры чаще всего используются в процессе физического воспитания, на прогулках, во время спортивно-развлекательных мероприятий, а также организуются педагогами для преодоления каких-либо трудностей или же развития и воспитания дошкольников.
Основная и видимая цель подвижных игр - отработка двигательного навыка, также удовлетворение потребности в движении. Однако, нельзя забывать о том потенциале, который несут подвижные игры - это отработка умения договариваться, развитие способности слушать друг друга, помогать другому, подчиняться правилам.
Понятие «отношение» имеет несколько элементов в своей структуре: когнитивный или информационный; аффективный, т. е. эмоциональный, мотивационный; и поведенческий. При проявлении отношения выделяют два показателя: восприятие человеком другого человека и соотношение своих желаний с таковыми у других. Адлер А., Роджерс К., Хорни К. и др. считают, что отношение к другому коррелирует с отношением к себе, с самооценкой [3].
Период дошкольного детства - это самое благоприятное время для формирования коммуникативных способностей, поскольку в этот период у дошкольников вырабатывается потребность в установлении социальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Нахождение ребенка вне социума имеет плачевные результаты, примеров детей маугли достаточно большое количество.
К старшему дошкольному возрасту закладываются основы личности, а именно: формируется устойчивая структура мотивов; появляются новые потребности в социуме, такие как уважение и признание взрослого, выполнение «взрослых» дел, признание сверстников; развитие соперничества; произвольность поведения, усвоение социальных норм и ценностей и др. [5].
К старшему дошкольному возрасту дети уже дифференцируют внутреннюю и внешнюю жизнь. И если до этого времени они поступали в соответствии со своими желаниями, то теперь их поступки опосредованы, включается интеллектуальный момент между переживанием и поведением. Поведение ребенка старшего дошкольного возраста схематично можно изобразить следующим образом: желание - осознание - дело. Осознание касается всех сфер жизни старшего дошкольника, он начинает осознавать свое отношение к социуму и отношение окружающих к себе.
К старшему дошкольному возрасту формируется социальное «Я», у ребенка формируется внутренняя социальная позиция [4].
Также к старшему дошкольному возрасту происходит осознание того, что хочет ребенок и каковы его возможности, понимает свое место в жизни других людей. Ребенок стремится занять положение взрослого, чтобы выполнять какие-либо важные дела.
Поэтому так важно именно в старшем дошкольном возрасте внести в отношения старших дошкольников доброжелательность, развить умение помогать другому и т. п.
В старшем дошкольном возрасте появляются новые черты во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми. Дошкольники проявляют активный интерес к содержательному общению, где авторитет взрослого - особая роль в поведении ребенка, но и собственное развитие самостоятельности приводит к сознательному руководству правилами, нормами поведения [14].
К старшему дошкольному возрасту формируются так называемые «этические инстанции», ориентируясь на которые, ребенок действует.
Помимо активного стремления к общению со взрослыми, дети общаются и со сверстниками и формируется «детское общество», что является важнейшим элементом жизни для «отработки» навыков взаимоотношений с социумом [13].
В коллективе старшие дошкольники научаются планировать, согласовывать свои действия и т. п., что способствует накоплению жизненного опыта.
Важно отметить, что у старших дошкольников наблюдается некоторая неустойчивость поведения, различный уровень воспитанности и т. д., все это преодолевается реализацией задач, поставленных в работе дошкольного образовательного учреждения.
Выделяют несколько типов взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста :
1. Пассивно-положительный, эгоистический, конкурентный и неустойчивый (Смирнова Е. О., Утробина В. Г.).
2. Собственно-личностное, оценочное и «деловое» отношение (Репина Т. А.).
3. Аффективно-личностное, деловое и информационно-познавательное (Рузская А. Г.).
4. Отношения эмоционального общения, отношения руководства - подражания, отношения кооперации (Субботский Е. В.) [12].
Принято считать, что важнейший перелом в отношении к сверстникам у детей происходит в среднем дошкольном возрасте и при этом выделяется «просоциальное поведение», т. е. ребенок совершает что-либо в пользу другого человека. Степень «просоциальности» поведения ребенка является показателем отношений.
Исследования Аржановой А. И., Буре Р. С., Коломинского Я. Л. и др. доказали, что основное влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста наряду с семьей оказывает группа детского сада, которая является социализирующим фактором в жизни ребенка [2].
Еще в 1963 году Левин-Щириной Ф. С. было доказано, что в старшем дошкольном возрасте ребенок ориентируется исходя из собственных интересов и интересов того социума, где он находится.
Однако, в последнее время, по данным Рояк А. А., примерно у 30 % старших дошкольников наблюдается эгоистическая устремленность, что чаще всего приводит к трудностям во взаимоотношениях, конфликтам со сверстниками и взрослыми, происходит изменение психологического климата группы детского сада [8].
К основным средствам формирования и развития коммуникативных навыков дошкольников относятся различные виды игр.
Важно отметить, что единой классификации игр нет, однако можно классифицировать по различным критериям и признакам.
1. Игры:
• творческие (сюжетно-ролевые);
• игры с правилами (дидактические, подвижные).
2. По типу организации:
• групповые;
• подгрупповые;
• индивидуальные.
3. С учетом места организации:
• на воздухе;
• игры в помещении.
4. С учетом времени проведения:
• в первую половину дня;
• во вторую половину дня.
Программы воспитания и обучения детей в детском саду предлагают следующее разделение видов игр:
1) сюжетно-ролевые (игры на бытовые сюжеты, на производственные и общественные темы, героико-патриотические темы, на темы литературных произведений, кинопередач, телепередач и др.);
2) театрализованные;
3) подвижные;
4) дидактические;
5) режиссерские;
6) игры со строительным материалом.
Итак, рассмотрим более подробно виды игр.
Сюжетно-ролевая игра – это такая игра, в процессе которой дети в условных ситуациях воспроизводят какую-либо сферу деятельности или общения взрослых. Главная особенность этой игры заключается в том, что посредством ее, дети усваивают социальные роли, а также отрабатывают навыки общения.
Дидактические игры – это учебные игры, которые реализуют принципы игрового, активного обучения. В дидактических игры есть правила, структура и система оценивания.
Игры по типу организации подразумевают проведение игр со всей группой, подгруппой или индивидуально с ребенком.
Игры с учетом места организации зависят от места проведения.
Время проведения игр определяется половиной дня (либо первая, либо вторая).
Театрализованная игра – игра, в которой происходит разыгрывание ролей определенного литературного произведения, телепередачи, фильма и т. п.
Режиссерская игра – это игра, в которую ребенок играет один игрушками, при этом он не берет на себя роль, а наделяет каждую игрушку ролью и одновременно разыгрывает сюжет от имени игрушек и режиссирует процесс игры.
Игры со строительным материалам – это такие игры, где основное содержание – это отражение жизни социума в различных постройках и действий с ними.
Особенность применения в работе с детьми именно подвижных игр заключается в том, что они оказывают всестороннее развитие на ребенка, поскольку воздействуют на физическое здоровье, способствуют укреплению здоровья, а также отработке личных качеств [1].