Олиевская Олеся Валентиновна
Формирование толерантности в процессе межэтнического взаимодействия в рамках ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живём в XXI веке, который характеризуется глобализацией экономики, мобильностью, интенсивностью развития средств массовой коммуникации, крупномасштабной миграцией и перемещением населения, преобразованием социальных структур и др.
В настоящее время одной из основных проблем воспитания является формирование личности нового человека - как носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений. В этом случае толерантность - необходимое условие мира и социально-экономического развития народов. Значительная роль в решении поставленного вопроса принадлежит детскому саду как важнейшему институту социализации личности.
Публикация «Формирование толерантности в процессе межэтнического взаимодействия в рамках ДОУ» размещена в разделах
Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ОВЗ в образовательную среду и адаптация в ней.
Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.
Бесспорно, в современных условиях воспитания межэтнической толерантности в ДОУ и формирование ее у будущего гражданина, живущего в согласии с представителями других национальностей, - очень важная задача. Ведь дошкольники - это многонациональная социальная группа. Они входят в жизнь с определенным уровнем знаний и умений, которые в последующем становятся для них важным ориентиром в процессе общения в разнонациональных коллективах - ученических, трудовых, творческих и других.
Что же такое толерантность?
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Слово толерантность означает :
В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».
Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».
В испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
В русском – способность терпеть что- то или кого–то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием чего – либо или кого – либо).
В решении задач формирования толерантности у детей особая роль отводится педагогике, в том числе и дошкольной, так как дошкольный возраст - особый этап начального нравственного развития ребёнка.
ФГОС ДО направлен на решение (в том числе) задач по формированию у дошкольников толерантности, а именно:
обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В связи с этим, педагоги должны осознать важность воспитания предпосылок толерантности, как одной из основ личности ребёнка.
Цель воспитания толерантности – это воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления исповедания. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока :
1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.
Принципы воспитания толерантности.
1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания
2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.
3. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.
4. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.
Формы и методы воспитания толерантности :
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
- продуктивные виды деятельности;
- беседы на уровне внеситуативно - личностного общения;
- рассматривание и обсуждение картин;
- сюжетно-ролевые, психогимнастические игры, основной целью которых, является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
- русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Тюбитейка” и другие;
- релаксационные методы;
- театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира. (Региональный компонент в нашем ДОУ праздник «Вороний день», цель которого: познакомить детей с одним из весенних праздников северных народов);
- проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем
- знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 апреля, 9 мая
- работа с родителями.
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
Также необходимо не забывать о важном звене по воспитанию основ толерантности у дошкольников – это взаимодействие педагогов и родителей детей. Толерантность как сложное личностное образование не является врожденным, а формируется в процессе целенаправленного взаимодействия детей и взрослых. Особая роль в этом принадлежит семье как первому институту социализации согласно Закону "Об образовании".
Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми, существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей нашего детского сада лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Таким образом, формирование межэтнической толерантности – это достаточно длительный и сложный процесс, начинающийся ещё в дошкольном возрасте и в дальнейшем протекающий в течение всей жизни.
«Мы разные - в этом наше богатство,
Мы вместе - в этом наша сила!»