Галина Белоусова
Формирование словаря на музыкальном занятии
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.) Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Публикация «Формирование словаря на музыкальном занятии» размещена в разделах
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.
Выделяют четыре основные задачи:
Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.
Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной.
Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения. Ее содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.
В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (композитор,оркестр, свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов, родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.
На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В. И. Логинова выделила три таких направления: расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Пение -один из важнейших видов музыкальной деятельности детей и в обычных детских садах, и в логопедических. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление воображение и т. д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного голосообразовательного); развитию речи за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны ( звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
/ Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывать окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ЛЯ-ЛЯ», «ТИ-ЛИ-ЛИ», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Музыкально-дидактические игры, дидактическая упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха и форированию словаря. Так, на первом этапе работы, когда большое внимание уделяется развитию слухового внимание слуховой памяти, дифференциации неречевых недостатков, полезно использовать музыкально-дидактические игры «На каком инструменте играю?» или «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки» - можно использовать только запев - такты 1-8). отхлопывание ритмического рисунка на виду и за ширмой и в игре «На каком инструменте играю? - используются два-три набора одинаковых музыкальных инструментов, один из них находится за ширмой, на нем играет взрослый. Ребенок может не называть инструмент, а только сыграть на нем в усложненном варианте вызывают двух детей, каждый подходит к набору инструментов и выбирает нужный). Остальные определяют, правильно ли выполнено задание с помощью флажков (например, красный - правильно, желтый - неправильно) или аплодисментов за точное исполнение.
На втором этапе работы по развитию фонетикофонематического слуха, когда детей учат различать звукокомплексы (воспринимать не фонемы, а слово целиком, слова и фразы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки, например, «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И. Арсеева, «Медведь» М. Красева, «В лесу» и «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой.
На последующих этапах работы при обучении дифференциации фонем музыкальные руководители могут включить в работу на музыкальных или логоритмических занятиях попевку «Бубенчики» Е. Тиличеевой, дидактических игру
Значение музыкально-дидактических игр в логопедических группах не "Лото" музыкальные инструменты, "Домино" инструменты симфонического оркестра, "Найди свой домик" на определение групп музыкалльных инструментов (духовые, ударные и т. д., кроссворд "Оркестр". Для закрепления полученных знаний изготовлено дидактическое пособие лэпбук "В мире музыки", который может использоваться как в индивидуальной работе, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Произносительная сторона речи обладает определенной окраской («просодикой») : как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического стужа, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов. т. е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей.
На музыкальном занятии Дети получают специфические знания и понятия о музыке. Таким образом активный словарный запас пополняется музыкальными терминами, названиями музыкальных инструментов, жанрами музыкального искусства. Дети приобретают знания о композиторах и форме музыкального произведения, информацию о новых непонятных словах, которые встречаются при разучивания новой песни. Для уверенного запоминания объясняю детям значение этих слов, проговариваем, повторяем, что способствует формированию активного словаря.
Для закрепления полученных на занятиях знаний для родителей и воспитателей оформляются папки - передвижки, консультации, в которых содержатся советы для занятий с детьми по формированию музыкального словаря, т. к. только на музыкальном занятии дети приобретают специальные знания и понятия о музыке.
,