наталия золотарева
Формирование простых предлогов в связной речи у детей с общим недоразвитием речи (методические рекомендации)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема составления методических рекомендаций- это формирование и употребление простых предлогов в связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Эта тема достаточно актуальна, так как в последнее время резко возросло количество детей с речевой патологией и конкретно с тяжелыми речевыми нарушениями, такими как - общее недоразвитие речи. Так придя на работу в 2000 году у меня в группе было 50% детей с ФФН и 50% детей с ОНР, а на данный момент в группе есть 1-2 ребенка с ФФН, основной состав группы составляют дети с ОНР.
Публикация «Формирование простых предлогов в связной речи у детей с общим недоразвитием речи (методические рекомендации)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Предлоги. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «Начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трёх, а иногда даже четырехсловной фразы.
Целью составления данных методических рекомендаций явилась необходимость систематизации и обобщении материала по формированию предлогов в связной речи у детей с общим недоразвитием речи, начиная с 3 лет.
Изучение того, как употребляются предлоги в детской речи, имеет большое значение для выяснения существенных моментов связи между процессом усвоения ребенком языка и развитием его познавательной деятельности (развитием его мышления, обогащением запаса представлений об окружающем мире).
Данная проблематика имеет не менее важное практическое педагогическое значение, так как результаты исследований показывают, что недостаточное, усвоение предложного управления служит одной из причин некоторых видов стилистических и орфографических ошибок у школьников.
В русском языке простые предлоги наряду с выражением конкретных реальных отношений, прежде всего пространственных и временных, в которых отражается наибольшее богатство значений и смысловых от-тенков, обозначают и множество переносных, логико-синтаксических оттенков, обстоятельственных отношений и связей между словами.
Чаще всего предлоги обозначают пространственные отношения - это основная функция предлогов. При этом пространственные обозначения постоянно все более детализируются. В речи ребенка пространственные предлоги в период с 2 г. З мес. до З лет 4 мес. появляются примерно в следующей последовательности (по Д. Н. Гвоздеву) : «на», «у», «в», «ИЗ», «ОТ», «за», «под».
До поступления в школу первостепенное значение для усвоения предлогов имеет слушание ребенком речи взрослых. В процессе общения он пробует на основе подражания использовать ее образцы в своей активной речи. Так происходит образование систем условных связей ме-жду слуховыми образами слов, словосочетаниями и артикуляционными движениями речевых органов. Важную роль в усвоении многозначного употребления предлогов играет уровень развития мыслительных аналитико-синтетических операций.
• Вначале с помощью предлогов выражаются отношения конкретного значения на основе наглядного восприятия отношений: пространственных, совместности, определительных.
• Затем начинают появляться выражения отношений, лишенные такой наглядной опоры: целевые, временные, пространственные с переносным значением.
• В пределах каждой категории отношений ребенок, взрослея, использует более, разнообразные значения.
• Усвоение многозначного употребления предлогов означает развитие познавательной деятельности дошкольника, овладение им операциями обобщения.
• Развитие многозначности каждого предлога происходит за счет усвоения ребенком разного числа категорий и разновидностей отношений, так как одни предлоги в русском языке более многозначны, другие менее многозначны. Например, предлог «на» используется в 44 разных значениях.
Работа над предлогами проводится поэтапно. Важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в речи. Логопед учит детей дифференцировать предлоги, вслушиваться в инструкции, удерживать в памяти последовательность их выполнения.
Методические рекомендации составлены с учетом постепенного усложнения заданий.
Большая роль на занятиях отводится работе над пониманием грамматических форм. В занятия обязательно включаются упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций.
Данная разработка рассказывает о 4 блоках (сериях) заданий по формированию предлогов у детей дошкольного возраста. Блоки построены с учетом возрастных особенностей детей имеющих общее недоразвитие речи и рассчитаны на возрастной период с 3-7 лет, (4 года обучения детей в детском саду, начиная со 2-ой младшей группы). В каждом блоке даются критерии оценки, что знает ребенок или чему его необходимо научить. Если ребенок пришел в среднюю или старшие речевые группы проверяется уровень развития пространственных функций. И в зависимости от его сформированности планируется работа (не обязательно она начнется с первого блока, можно уточнить предыдущие уровни и сразу перейти к последующим).
К каждому блоку подобран ряд заданий.
При разработки заданий учитывалась классификация аграмматизмов составленная С. Н. Шаховской, в которой она выделила следующие виды нарушений:
1. Предлог выпускается (с сохранением падежной формы и без нее).
2. Предлог есть, а форма отсутствует.
3. Предлог употребляется не в соответствующей падежной форме.
4. Предлоги смешиваются.
Разрабатывая методические рекомендации, мы придерживались следующих направлений, которые научат детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значения и пользоваться ими в собственной речи :
1. Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
2. Дифференциация предлогов в устной речи детей.
З. Формирование фонематических и грамматических обобщений.
4. Развитие языкового анализа предложения.
Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Эти задания могут быть использованы для закрепления и повторения пройденного ранее лексического материала, а так же дают понять, что предлог- хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это в свою очередь, изменяет действие с предметом.
Задания предъявляются в двух вариантах : на невербальном и на вербальном уровнях.
Первый вариант предполагает выполнение практических заданий по словесной инструкции, связанной с пониманием пространственных отношений.
Второй вариант предусматривает выяснение степени овладения «пространственной лексикой», то есть наличие в активном словаре дошкольников предложно-падежных конструкций, отражающих пространственные представления.
Задачами 1 блока заданий является изучение оптико-про-странственных функций детей дошкольного возраста с ОНР в ходе ориентировки в собственном теле, в окружающем пространстве относительно себя и других предметов, исследовался конструктивный праксис.
2 блок заданий - направлен, на изучение и развитие уровня понимания пространственных предлогов умение слышать и выделять их из потока речи.
Задача 3 блока заданий - является определение возможностей адекватного использования детьми с общим недоразвитием речи структурно-семантической схемы предложения, содержащей предложно-падежные конструкции, а также способов его смысловой переработки.
В заданиях 4 блока учитывается, что грамматика языка предназначена не столько для моделирования отдельных фраз, сколько для построения текстовых сообщений. Она включает в себя совокупность структурно- семантических средств, обеспечивающих связность и цельность текста.