Кияченко Лариса
Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика является неотъемлемой частью оздоровительного режима в нашем дошкольном учреждении. С целью повышения эффективности данного направления работы учитель-логопед выстроила модель взаимодействия с инструктором по физической культуре, воспитателями, родителями. Выявив в начале учебного года уровень развития воспитанников, специалисты совместно решали следующие задачи: развитие физиологического и речевого дыхания, формирование темпа, ритма и выразительности речи. В рамках оказания консультативной помощи воспитателям, был организован мастер – класс «Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания»; разработан буклет для родителей «Дышим правильно, говорим красиво, болеем редко».
Публикация «Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
С целью систематического использования дыхательные упражнения включены в комплексы оздоровительной гимнастики после сна, утреннюю гимнастику, разные этапы занятий (организационный момент, физкультурные занятия, коррекционные занятия учителя –логопеда.
Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией предполагает решение следующих задач:
- улучшить функцию внешнего (носового) дыхания;
- вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох;
- развивать звуковой (фонационный) выдох;
- развивать речевое дыхание в процессе произнесения текста.
При выполнении упражнений широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.
Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания осуществляется в несколько этапов.
Первый этап
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания ребенка.
В процессе игровых действий дети получают знания о том, что:
- надо дышать носом;
- нельзя поднимать плечи при вдохе;
- в дыхании должен участвовать живот.
Дошкольники приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики.
Упражнение «Бегемотик»
Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый дает инструкцию: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь. И опускается, когда ты выдыхаешь». Действия ребенка сопровождается рифмовкой:
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается,
То животик опускается.
Упражнение «Носиком дышу»
Педагог предлагает посмотреть носы (клювы) у разных животных и птиц на картинках. Дает инструкцию: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос. Действия ребенка сопровождается рифмовкой:
Носиком дышу свободно,
Тише, громче – как угодно.
Дышат птицы и цветы.
Дышим он, и я, и ты.
Второй этап
Цель: выработать глубокий вдох и более длительный выдох.
В процессе занятия дети получают знания об основных дыхательных процессах (вдох, выдох) и о том, что силу выдоха можно тренировать, приобретают навыки плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха.
Упражнение «Колобок»
Используются иллюстрации к сказке «Колобок» (встреча колобка с лисой). На картинке изображена лиса перед пустым пенечком. Плоскостной колобок накладывается на пенек, надо его спасти. Ребенок должен сделать вдох через нос и плавным выдохом через рот сдуть колобка с пенька.
Упражнение «Снежинка»
Держа в руках кусочки ваты, выполняют движения слушая, текст стихотворения.
Маленькая снежинка села на ладошку (Дети показывают снежинку)
Я ее поймаю, посиди немножко. (Накрывают одну ладошку другой)
Раз, два, три, четыре, пять (Медленно открывают)
Отпускаю полетать.
Снежинка лежит на ладошке. (Держат снежинку на ладошке)
На эту снежинку подуем немножко.
Подули тихонько снежинка лежит, (Дуют потихоньку)
Подули сильнее – снежинка летит. (Дуют сильно)
Третий этап
Цель: развитие озвученного выдоха.
Внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха.
На этом этапе дети знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Ребенок тянет без голоса и с голосом звуки на выдохе, максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией. Затем согласные звуки. Для упражнений берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Продолжительность выдоха регулируется самим ребенком.
Игра «Обезьянка»
Проводится перед зеркалом. Взрослый говорит детям: «Представьте, что на вас смотрит обезьянка и все за вами повторяет». Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: «О» - удивились, «У» - обиделись, «А» - обрадовались.
Игра «Большой – маленький»
Детям показываются парные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Объясняется, что большой воздушный шар спускает воздух со звуком Ф, а маленький - со звуком ФЬ. Предлагается произнести звуки поочередно на выдохе. Другие варианты парных картинок: пожарный шланги и душевой шланг (С, СЬ, ветряная мельница и комнатный вентилятор (В, ВЬ).
Четвертый этап
Цель: развитие речевого дыхания.
Это этап является базовым в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания. Дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух слов, из трех, четырех, поговорки, скороговорки. Для упражнений берутся слоги со звуками, хорошо произносимые детьми (ма – мо – му – мы – мэ, на – но – ну – ны – нэ, затем «поют» двухсложные слова из открытых слогов (ма – ма, па - па, трехсложные слова (ма – ли – на, ку –би – ки).
Игра «Смешинка»
Предлагаем ребёнку представить, что в рот попала «смешинка» и послышались звуки: ха-ха-ха, хи-хи-хи, га-га-га.
Игра «Пять названий»
По заданию педагога дети перечисляют с опорой на картинку, а затем и по памяти, пять названий каких-либо предметов. Например: ребенок делает первый короткий глубокий вдох и говорит: «Я знаю пять названий деревьев», и продолжает после паузы и второго вдоха: «береза, рябина, елка, клен, дуб».
Пятый этап
Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.
Упражнение «Повтори»
Педагог читает детям стихотворение С. Я. Маршака, произнося его построчно, а дети вслед за взрослым повторяют на одном дыхании каждую фра
Солнце светит.
Солнце светит ярко.
Солнце светит очень ярко.
Солнце светит очень ярко – бегемоту стало жарко.
Таким образом целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая работа по развитию речевого дыхания у дошкольниковприводит к повышению уровня сформированности данной функции, а также способствует повышению результативности логопедической работы в целом.
Литература:
1. Анищенкова Е. С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи. – М., 2009.
2. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей — СПб., 2012.
3. Косинова Е. М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005.
4. Рудик О. С. С детьми играем – речь развиваем. М., 2013.