Наталья Чебан
Формирование положительной мотивации на самоподготовке у детей с ООП
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка домашних заданий в условиях школы – интерната один из наиболее ответственных режимных моментов, вызывающим у воспитателя ряд сложностей и вопросов. Контингент учащихся, с которыми мы работаем – дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной деятельности, свойственные этой категории детей являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность?
Публикация «Формирование положительной мотивации на самоподготовке у детей с ООП» размещена в разделах
Дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой. Как это реализовать?
Самоподготовка должна носить организационную форму учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспита - теля в ходе, которой необходимо целенаправленно формировать навыки самостоятельного учебного труда, что является главнейшей целью самопод - готовки.
Поэтому необходимо проводить самоподготовку так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а с опорой на сознательное применение воспитанниками знаний в процессе решения познавательных задач. Не допускать подачи материала в готовых решениях, не ориентироваться на многократное повторение, что приводит к запоминанию материала, но не даёт развитие мышления. Дети в таком случае оказываются ведомыми нами, что исключает инициативу, и развитие познавательного интереса, являющегося средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности. Поэтому для получения положительных результатов по формированию у воспитанников навыка самостоятельного умственного труда использую методы, направленные на развитие познавательного интереса. С этой целью в ходе самоподготовки применяю различные методы, приёмы, средства обучения и их сочетания.
Структура самоподготовки едина. А вот в ходе её проведения применение разнообразных средств и методов просто необходимо на всех этапах. Чтобы самоподготовка не шла по шаблону, а была более разнообразной по форме проведения и вызывала интерес к деятельности. Так как мои дети инертны, часто отвлекаемы, у них отсутствует интерес к мыслительной деятельности, то для успешного обучения и воспитания необходимо пробуждать у них интерес к учебным занятиям, сконцентрировать их внимание, активизировать их деятельность с первых минут самоподготовки. Психологически настроить их на работу. На всех этапах самоподготовки провожу работу по активизации познавательного интереса, которую условно выстраиваю в виде схемы:
1. Развитие познавательного интереса;
2. Стимуляция познавательного интереса, на всех этапах подготовки;
3. Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие,- потеря интереса к деятельности (физкультминутки, релаксационные паузы);
4. Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).
5. Дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Чтобы пробудить интерес к русскому языку, использую интересные игры:
1. Игры-загадки, на проверку знаний, нахождение орфограммы, развитие анализа, формирование умения рассуждать, делать выводы.
2. Игры-предположения «Что было, если бы…», требует рассуждения, осмысления последующего действия.
3. Игра: «Я задумала слово» (на тему словообразование)
в нем приставка, как в слове подруга; корень, как в слове игрушка; суффикс, как в слове бежал. (поиграл).
корень мой находится в цене; в очерке найди приставку мне; суффикс мой в тетрадке все встречали, вся же - в дневнике я и в тетради. (оценка)
4. Заменить словосочетания одним словом:
промежуток времени в 60 минут,
военнослужащий, стоящий на посту,
ребёнок, любящий сладкое,
очень смешной фильм.
5. Отгадать слово и выбрать из него лишнее:
Аалтрек, лажок, раукж, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
6. Из данного слова образовать несколько:
Игрушка, фотография, простокваша, государство, транспорт.
По математике, чтобы заинтересовать детей, на устный счёт подбираю разнообразные задания, рассчитанные как на слабых детей, так и на наиболее сильных. Это могут быть задания вычислительного характера, разгадывание ребусов, задания на внимание, геометрические задания.
1. Не производя никаких записей, увеличить число 86 на 12 и показать ответ (98)
2. Записать число 1 тремя двойками (1= 2-2:2);
3. записать число 2 тремя двойками (2=2* 2:2)
4. записать число 2 четырьмя двойками (2= 2:2+ 2:2)
5. Написать двузначные числа, у которых число единиц в три раза меньше, чем число десятков (31, 62, 93)
6. Таблица Шульте:
7. Задание проводится в форме игры – соревнования на время.
а) назвать по таблице все красные цифры по порядку,
б) назвать все чёрные в прямом порядке, а красные в обратном.
5. В В этой табличке указано, сколько может прожить дерево, если к нему бережно относиться.
Сосна 600 лет
Ель 1200 лет
Рябина 80 лет
Береза 250 лет
Во Вопросы к табличке:
1. Какое дерево дольше всех живет?
2. Какое дерево живет меньше всех?
3. На сколько лет дольше живет сосна, чем береза?
4. На сколько лет меньше живет рябина, чем береза?
5. Во сколько раз больше проживет ель, чем сосна?
6. Во сколько раз меньше проживет сосна, чем ель
Затем можно продолжить по табличке, оперируя только числами (600, 1200, 80, 250).
1. Разделите каждое из чисел на 10.
2. Назовите числа, которые можно разделить на 100 без остатка.
3. Посчитайте по 100 от первого числа до второго.
4. Посчитайте по 10 от третьего числа, до четвертого.
5. Посчитайте по 10 от четвертого числа, до третьего числа.
6. Посчитайте по 50 от четвертого числа, до первого.
7. Посчитайте по 50 от второго числа, до первого.
8. Увеличьте первое число на 50.
9. Уменьшите первое число на 100
10. Увеличьте второе число на 1,10,100.
11. Уменьшите третье число на 1, 10, 80.
12. К четвертому числу прибавьте 50, 150.
13. От четвертого числа отнимите 50, 200.
14. Какое число находится между числами 600 и 80.
15. Между какими числами находится число 80?
Найти закономерность, заполнить пустые клетки, найти отличия, сколько на рисунке треугольников, квадратов и т. д.
Всё это укрепляют, активизируют внимание, повышают познавательный интерес, улучшают результативность учебы за счёт осознанных процессов.
По чтению использую игры:
1.«Бой скороговорок»,
2. Закончи пословицу: лежачего не, копейка рубль, без труда., по одежке встречают., маслом каши не, ученье свет,., кто не работает, тот, ищи ветра в, знает кошка…
3. Пословицы «шутят», одна озорная буква заняла чье-то место:
Первый клин комом. В здоровом теле - здоровый пух. Два сапога - тара.
Жди у горя погоды. Голод - не щетка.
Восстановить отрывок из стихотворения, используя слова для справок.
У детей разный темп работы выполнения домашнего задания. Выполнившим работу, предлагаю карточки с занимательными заданиями, можно предложить игры, не требующие подготовки: «Наборщик», «Эрудит». В своей работе я применяю элемент проблемности, когда дети, выполняя дом. задание, сами проверяют на практике орфографическую или математическую закономерность. Проблемная ситуация учит приемам самостоятельной работы, которая вынуждает ученика обратиться к анализу, синтезу, сопоставлению, обобщению, а я только подсказываю ему последовательность добывания необходимых знаний. Ещё одним действенным и интересным методом является помощь консультантов, в их число выбираются ребята, которые любят предмет, имеют хорошие знания. Все непонятные вопросы дети могут адресовать консультанту, однако я в этот момент контролирую правильность ответа. При подведении итогов самоподготовки применяю метод устного поощрения. Одной из форм повышения мотивации к учебной деятельности через организацию внеурочной деятельности является ролевая игра, которую я использую в своей работе.
Ролевая игра – способствует решению конкретных задач обучения и воспитания. Игра не только наиболее эффективный способ развития их познавательных способностей, но и вовлечение их в полезную деятельность.
А. С. Макаренко постоянно подчё ркивал: «Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы». Сходство игры и труда А. С. Макаренко видел в следующем: Во – первых, в «каждой игре есть прежде всего рабочее усилие, игра без активной деятельности – всегда плохая игра». Во- вторых, «игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую радость приносит и хорошая работа, здесь полное сходство. В – третьих, в игре есть такая же большая ответственность, как в работе - конечно, в игре хорошей, правильной.
Например: «Путешествие в страну затей», деловая игра «Лидер», «Страна, в которой мне хотелось бы жить» (защита фантастического проекта)
Использую тематические классные часы, которые дают возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Например: «Как выбрать профессию», «В табачном дыму и угаре» «Здоров будешь – всё добудешь» и т. д.
Тематические классные часы активизируют познавательную деятельность учащихся. При подготовке к тематическим классным часам ребята сами подбирают материал, используют изучение литературы, занимаются сбором информации. В процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата.
Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было “зайцев”, т. е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, можно распределить ответственность между ними.
В своей работе я применяю групповые соревнования. Они более полезны, в которых можно комплектовать группы так, чтобы выровнять их возможностями других школьников. В групповых соревнованиях ребята овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.
Данные методы, приёмы позволяют разнообразить ход подготовки, способствовать развитию познавательного интереса, его сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности. Если дети с хорошим настроением, положительными эмоциями подошли к итогу самоподготовки, то это залог успешной, заинтересованной работы в дальнейшем.
Список использованной литературы:
1. Макаренко А. С. О воспитании молодежи. Игра. Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г. С. Макаренко. Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, Москва 1951
2. Карлигина Р. П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение. М. : Учитель, 2013
3. Матвеева Е. М. Справочник воспитателя. М. : Учитель, 2013
4. Агафонова О. Г. Организация и проведение самоподготовки. Методические рекомендации для воспитателей. М. : Учитель, 2013