ольга семешина
Формирование культуры здоровья воспитанников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Детствоявляется исключительным временем в жизни каждого человека. Именно в детском возрасте формируется здоровье. В это же время начинает развиваться личность. В ходе формирования ребенка как члена общества, как личности происходит и развитие его психики, сознания от простых форм отражения действительности, которые присущи человеку в младенческом возрасте, до развитых форм сознательного отражения, которые свойственны взрослому человеку. Поэтому значение ранних периодов жизнедеятельности для формирования человека велико. Детство дошкольника является ещё и временем значительных психологических новообразований, которые могут порой кардинально менять жизнедеятельность ребёнка. Для всего последующего развития дошкольный возраст закладывает своего рода фундамент, и поэтому имеет большую значимость. Именно в этом возрасте велика возможность воспитать здорового во всех отношениях человека, возможно сформировать навык здоровьесберегающего поведения человека.
Публикация «Формирование культуры здоровья воспитанников в детском саду» размещена в разделах
В настоящее время отмечается заметное ухудшение состояния здоровья людей, проживающих в восточной Европе и на территории Азии, в том числе в России. Количество здоровых детей дошкольного возраста варьируется от 10 до 12% от всего количества дошкольников. В связи с этим возрастает значение дошкольного образования в области здоровьесбережения воспитанников. На фоне огромного роста болезней, нестабильной экологической обстановки на первый план каждого родителя и педагога встаёт задача сохранения и укрепления здоровья ребёнка. Значимость рассматриваемой проблемы определена в Законе «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) ключевым вопросом модернизации образования стало повышение его качества, приведение его в соответствие с мировыми стандартами.
Отечественными методистами, заслуженными педагогами дошкольного образования накоплен и систематизирован опыт гигиенического воспитания. Однако, при формировании культуры здоровья отдельного воспитанника важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, климатические изменения в регионе, социальное положение семьи, сформированность культуры здоровья педагога. Прежде всего, следует разобраться в терминологических особенностях «здоровья». Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) : «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Существуют и другие определения здоровья, которые подчеркивают качественные и количественные составляющие, а также индивидуальные и коллективные параметры здоровья. По мнению В. П. Казначеева, здоровье индивида являет собой ни что иное как сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Итак, здоровье – это главная ценность и необходимое условие полноценного не только физического, но и духовного и социального благополучия человека.
Главнейшей качественной особенностью здоровой личности является культура здоровья, выступающая как одно из основных направлений становления культуры современной личности. Культура здоровья, прежде всего, рассматривается как многокомпонентное личностное образование, которое может быть включено в единую систему общей культуры человека. Искусство ведения здорового образа жизни выражает эмоциональное и ценностное отношение человека к своему индивидуальному здоровью, здоровью другого человека и здоровью всего общества. Культура здоровья направлена на процесс освоения валеологического опыта и реализует потребность в постоянном ведении здорового образа жизни.
Формирование культуры здоровья детей предполагает заботу не только о своём биологическом здоровье, но и поддержание баланса психологического и социального здоровья через вовлечение в разного рода совместную деятельность. Задачей педагога является помощь воспитаннику при освоении культуры ведения здорового образа жизни натрёх этапах. Итак, первый этап – биологическое здоровье, связанное с организмом и зависящее от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Другими словами, это то, как организм саморегулируется и адаптируется при изменениях в окружающей среде (в биологическом смысле). Задача педагога – подготовить организм ребёнка к предстоящим изменениям. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется воспитателем в образовательной деятельности, при проведении утренней гимнастики, физкультминутки, динамической паузы, досуга, физкультурных праздников, оздоровительного бега, дыхательной гимнастики, активного отдыха. Важно помнить о том, что нестандартный спортивный инвентарь, выполненный самими детьми, – это всегда дополнительный стимул активизации оздоровительной работы с воспитанниками. Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Второй этап – психологическое здоровье. Здоровье связано с личностью и зависит от характеристик самой личности ребёнка, от осознания ценности собственного здоровья и здорового образа жизни. Иначе говоря, психическим здоровьем называют состояние общего душевного комфорта, которое обеспечивает адекватную поведенческую реакцию. К компонентам относят нравственное здоровье : систему ценностей, установки и мотивы поведения индивида в обществе. Задачей педагога на этом этапе является обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье. Не менее важным является обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, в том числе создание условий для максимального развития детей с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей. В данной системе взаимодействуют диагностика, консультация, коррекционное развитие, лечебно-профилактическое и социальное направления работы воспитателя.
Третий этап – социальное здоровье. Оно связано с тем, как личность влияет на других людей. Другими словами, это, прежде всего, мера социальной активности и форма активного, деятельного отношения к миру. Социальное здоровье отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты. Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками. Такие занятия позволяют детям приобрести навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Нельзя забывать о том, что главными воспитателями ребенка являются родители. Формируемая культура здоровья ребёнка, к которой его приучают в образовательном учреждении, может или закрепляться дома, или не находить поддержку родителей, и тогда полученная дошкольником информация будет казаться бесполезной и тягостной. Поэтому важно информировать родителей на родительских собраниях или других мероприятиях о важности здорового образа жизни.
Социальная направленность государственной политики в области образования, в том числе дошкольного, определяет сохранение и укреплениездоровья педагогов и воспитанников как приоритетное направление среди остальных, так как здоровье – это главная ценность и важное условие полного физического, духовного и социального благополучия личности. Культура здоровья личности рассматривается как образующий систему и жизнеобеспечивающий компонент здоровья в целом. Человек является отражением двух начал – биологического и социального, которые находятся в единстве и противоречии. Отсюда здоровье индивида рассматривается с трё х сторон: биологической, психологической и социальной. Это объясняется тем, что биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, - от биологического. В свою очередь, социальное и психологическое часто не разграничиваются. Здоровье и культура здоровья, образующие собой фундамент здорового образа жизни, начинают формироваться именно в дошкольной среде.
Так, педагог дошкольного образования становится в этих условиях важнейшим ресурсом формирования жизненно важных знаний, умений и навыков в области культуры здоровья и здорового образа жизни детей.