Екатерина Марцынкевич
Формирование гуманных взаимоотношений между сверстниками в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Как решить эту проблему, какие методики и технологии наиболее эффективны? Изучив некоторые, мы остановились на программе В. М, Холмогоровой и Е. О. Смирновой «Школа добрых волшебников» или как сформировать гуманные отношения в группе детского сада для детей 4-6 лет. Авторы данной программы считают, что фундаментом, основой, на которой строятся нравственные отношения, является сформированное чувство общности способность «увидеть» в сверстниках друзей и партнёров. Только сформировав гуманные отношения в группе между детьми, можно обеспечить каждому ребёнку сферу другого опыта, предложить другие способы взаимодействия с людьми.
Публикация «Формирование гуманных взаимоотношений между сверстниками в группе детского сада» размещена в разделах
Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение отношений между детьми в группе.
Программа гуманизации межличностных отношений детей в группе детского сада базируется на следующих принципах: 1 – безоценочность; 2 – отсутствие соревновательности; 3 – отказ от игрушек и предметов; 4 – минимизация речевого взаимодействия; 5 – исключение принуждения.
Программа чрезвычайно проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Форма работы – специальные групповые игровые занятия, имеющие определённую структуру. Занятие начинается приветствием, включает несколько игр, проводимых взрослым, и завершается ритуалом прощания. Взрослый играет вместе с детьми, показывая образцы игровых действий. В игру приглашаются только желающие. Если в вашей группе есть «проблемные» дети, которые мешают другим играть (могут ударить сверстника, обозвать его или чураются, прячутся от сверстников, вы должны вводить таких детей в игру через собственное общение с ними: подойти к ребёнку и начать играть с ним в паре, и лишь после того, как ребёнок увлёкся игрой, переключить его на игру с другими детьми. В наиболее трудных случаях «проблемного» ребёнка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру. При проведении всех игр следует по возможности избегать инструкций, нравоучений и приведения положительных образцов. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков.
Программа состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи.
Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждой игре водится свой язык «условных сигналов», которыми участники могут обмениваться для коммуникации. В основном эти «условные сигналы» выражаются в физическом контакте. Например, в игре «Жизнь в лесу» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами и т. п.
«Волны». Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.
Задачей второго этапа является отвлечение детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников, и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого детям предлагаются задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. в процессе игр ребёнок должен максимально сосредоточится на другом.
«Передай движение». Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение ( например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т. д., затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так — по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.
Задача третьего этапа — научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Правила игр третьего этапа задаются таким образом, что для достижения определённой цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учётом потребностей, интересов и поведения других детей.
«Путанка». Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит: «Держите друг друга за руки очень крепко и ни в коем случае не отнимайте рук. Сейчас вы закроете глаза, а я вас запутаю. Вы должны будете распутаться, ни разу не разорвав ваш круг». Дети закрывают глаза, взрослый запутывает их: поворачивает детей спиной друг к другу, просит перешагнуть через сцепленные руки соседей и т. д. Таким образом, когда дети открывают глаза, вместо круга получается куча-мала. Дети должны распутаться, не разнимая рук.
Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга.
«Дискотека зайчиков». Звучит ритмичная, веселая музыка. «Все вы — зайчики-попрыгунчики. У вас сегодня большой праздник: вы перехитрили волка и убежали от него. Теперь вы собрались на лужайке и празднуете избавление от злого волка». Зайчики вместе с воспитателем высоко подпрыгивают под музыку, сгибают ушки (машут ладонями у головы, весело скачут по полю, смеются, пищат.
Игры пятого этапа требуют от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Также моделируются ситуации, в которых ребёнок может проявить помощь не только в воображаемой игровой ситуации, но и в реальной жизни.
«Старенькая бабушка». Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.
Задача шестого этапа — научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Игры данного этапа направлены на словесное выражение своего отношения к другому.
«Я хотел бы быть таким, как ты». «В каждом человеке есть много прекрасных черт, — обращается воспитатель к детям. — Давайте подумаем, какими достоинствами обладает каждый из ребят вашей группы и в чем бы вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же. (умным, красивым, радостным и пр., как ты».
На седьмом этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы позитивного социального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причём дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого.
«Совместный рисунок». Воспитатель приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!»
Познакомившись с данной программой, мы использовали её в своей практике с детьми подготовительной группы и получили определё нный результат: дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, проблемные дети меньше требовать внимания к себе. Кроме того, немного снизилась агрессивность проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, предпочитавшие играть в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх.
Но вывод такой:
1. Нельзя данную программу использовать, не учитывая возраст детей: начинать надо работу с детьми 4 лет (как рекомендовано, а не с 6 лет (как использовали мы, так как старших дошкольников игры первых этапов побуждали к баловству, возникновению договоров (а это противоречило результату данного этапа).
2. Работу необходимо проводить систематически и последовательно, так как каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий.
В данный момент у нас дети II младшей группы и во второй половине года (когда многим детям исполнится 4 года) мы планируем использовать программу «Школа добрых волшебников», учитывая все недостатки прошлогодней работы