Надежда Шанаурова
Формирование целостной картины мира. Конспект НОД в старшей группе «Осень. Природа готовится к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в образовательной области «Познание: формирование целостной картины мира» в старшей группе 05 «Знайки» МБДОУ № 121 г. Красноярск Шанауровой Н. Н.
Тема: «Осень. Природа готовится к зиме»
Цели: познакомить воспитанников с признаками осени и осенними явлениями.
Задачи: систематизировать знания детей о временах года; развивать речь и обогащать словарный запас; развивать интерес и любовь к природе; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Публикация «Формирование целостной картины мира, Конспект НОД в старшей группе „Осень, Природа готовится к зиме“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, чтение.
Оборудование:
- презентация;
- музыкальная композиция «Времена года» П. И. Чайковского (осень);
- звуковой аудиофайл «Голоса живой природы»;
- вырезанные из цветной бумаги листья (клен, дуб, береза, осина).
Предварительная работа с детьми: беседа об осени; наблюдение за погодой на прогулке; наблюдение за птицами; рассматривание тематических иллюстраций; загадывание загадок; заучивание стихотворений, песен об осени; рисование осенних листьев; разучивание танца с осенними листочками.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия и его целей. Рассказ о признаках осени.
III. Изучение нового материала. Рассказ о том, как идет подготовка растений, животных, птиц к зиме.
IV. Подведение итогов. Беседа о том, что узнали воспитанники.
I. Организационный момент.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Дети усаживаются на стульчики перед экраном и слушают композицию.
Воспитатель:
Ребята, послушайте, что это за мелодия такая, задумчивая, печальная? Какое настроение она у вас вызывает? Хочется ли под нее веселиться, радоваться, танцевать?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Чтобы понять о чем эта мелодия, попробуйте отгадать загадку:
«Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года?»
(Дети отвечают: осень).
Воспитатель:
Правильно ребята, эта мелодия об осени. Осень - грустная и унылая пора. Осенью в природе все как будто на время умирает. Увядают цветы на клумбах. Листья на деревьях желтеют и опадают. Дует холодный ветер. Часто идут дожди. На лужах появляется тонкий ледок. Скоро пойдет снег и какое время года наступит?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Животные и птицы начинают основательно подготавливаться к суровой зиме. А как, это мы сейчас с вами узнаем!
II. Сообщение темы занятия и его целей. Рассказ о признаках осени.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся в лес и понаблюдаем, что же там происходит в осеннюю пору, как природа готовится к зиме.
Представьте себе, что мы с вами собрали в дорогу все необходимое, оделись потеплее и пошли в лес. Идем, идем… (дети имитирующими движениями показывают как взяли рюкзак, сложили в него компас, термос, бутерброд, гостинцы для зверят. Одели шапки, куртки, сапоги, и притопывая ногами представляют как идут).
Воспитатель (включая звуковой аудиофайл «Голоса живой природы»):
Вот мы и заходим в лес. Сучки трещат под ногами, листва шелестит. Еще слышится щебетание птиц. Как красив лес осенью! Словно невидимый волшебник-художник, разукрасил золотой кистью все вокруг! А что вам увиделось, ребята?
(Ответы детей).
III. Изучение нового материала. Рассказ о том, как идет подготовка растений, животных, птиц к зиме.
Воспитатель воспроизводит презентацию и комментирует каждый слайд. Дети сидят на стульчиках и смотрят.
(слайд 1, 2)
Вот и кончилось теплое лето. Солнышко уже не успевает согреть за короткий день землю. Ночи стали длиннее и холоднее. Утром на лужицах можно увидеть ледок.
(слайд 3)
Листья на деревьях окрасились в разные цвета. Вот они уже и падают, устилая всю землю пёстрым ковром. Лишь ёлочки да сосны продолжают стоять зелёными.
(слайд 4)
Раннее утро. Солнце еще невысоко. Его лучи скользят по верхушкам деревьев, а на земле лежит седая роса. Лес совсем не такой, каким он был летом - зеленым, тенистым. Теперь он весь разноцветный. Желтеют березы, клены, и среди них выделяются своим ярко-красным нарядом осины.
(слайд 5)
Собран урожай на полях. Осень принесла свои щедрые дары.
(слайд 6)
Из-за хмурых, нависающих туч небо как будто бы ниже, и кажется вот-вот пойдет дождь.
(слайд 7)
Погода переменчива. То моросит дождь, то подует холодный, резкий ветер. Солнце выглядывает все реже и реже.
Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали длинный путь и немного устали, чтобы отдохнуть давайте поиграем в игру «Листья»! (воспитатель приглашает детей в свободное в группе место, рассыпает вырезанные из цветной бумаги листочки, и предлагает детям пособирать их, приговаривая):
«Неуемный ветерок
Дует, задувает,
Жёлтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки
С ветки на дорожки (движение руками сверху вниз).
И бегут по листьям
Маленькие ножки (лёгкий бег на месте).
Мы с тобой гулять пойдём (шаг на месте,
И листочки соберём» (присаживаются, наклоняются, собирая листочки).
Воспитатель:
Ах, какие красивые листья мы собрали! Молодцы ребята! Назовите пожалуйста, с каких деревьев они упали?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Хорошо! Вот как здорово вы умеете определять деревья с которых упали листочки!
Воспитатель приглашает детей вернуться на свои места перед экраном.
(слайд 8)
Все в природе готовится к зиме. Особенно заметны осенние приготовления у птиц. Высоко в небе уже слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей. Собираются в огромные стаи грачи, скворцы и другие перелетные птицы.
(слайд 9)
Зато вместо улетающих птиц в наших лесах скоро появятся стайки снегирей, клестов, свиристелей. Это все зимние гости. Они залетают к нам из более северных лесов, чтобы вместе с нами провести долгую суровую зиму.
(слайд 10)
Остающиеся зимовать звери и птицы готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупла орехи и желуди. Все это ей пригодится в бескормицу зимой.
Медведь ищет теплую берлогу, чтобы задремать в ней, до наступления теплых весенних дней. Скоро станет совсем холодно и выпадет первый снег.
(слайд 11)
Осенью, куда ни погляди, всюду видишь, как разные животные готовятся к зиме. А вот барсуку не нужно делать запасы. За осень он так отъелся, разжирел, что еле-еле ходит. Натаскает барсук в свою глубокую нору сухую подстилку из листьев и уляжется спать до весны.
Не встретишь поздней осенью в лесу и ежика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул.
(слайд 12)
Как только похолодает, прячутся лягушки, змеи, ящерицы. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов, а некоторые забираются в ямы под опавшие листья. Ящерицы и змеи заползают в разные норки, щели или в трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.
(слайд 13)
21 сентября – день осеннего равноденствия. Теперь дни, продолжая убывать, становятся короче ночей. Становится все холоднее. Забились в разные щели насекомые. Многие из них, отложив личинки, погибают, а другие на зиму засыпают непробудным сном.
(слайд 14)
В воздухе летают тонкие серебряные нити паутины. Поймайте такую паутинку, и вы увидите, что на ее конце сидит крошечный паучок. Это он выпустил из себя длинную серебристую нить, а ветер подхватил ее и понес вместе с паучком. Так на своей паутинке и расселяются молодые паучки.
(слайд 15)
Зайцы меняют серую шубку на белую, чтобы хищный зверь не смог его заметить в лесу.
(слайд 16)
Но совсем по-иному готовятся к холодам те звери, которые не спят зимним сном и запасов себе не делают. Это лисицы, волки. Все они только переодеваются осенью в теплую шубу. В ней и мороз не страшен.
Воспитатель:
Вот и подходит к концу наша прогулка в лес. Пора нам с вами в сад возвращаться, ребята. Давайте скажем осеннему лесу «До свидания» и отправимся в обратный путь.
(дети машут рукой, прощаются с обитателями леса и снова притопывая ногами имитируют путь обратно).
IV. Подведение итогов. Беседа о том, что узнали воспитанники.
Воспитатель задает вопросы, выслушивает ответы детей:
Ну как, понравилась вам наша прогулка?
А что вам больше всего понравилось? Что вам больше всего запомнилось?
Давайте назовем признаки осени – какие они?
Назовите по порядку осенние месяцы?
Как изменяется растительность (цветы, деревья, кустарники) осенью?
Как к зиме готовятся животные?
Как к зиме готовятся птицы?
Какие птицы перелетные, а какие оседлые?
Воспитатель хвалит всех воспитанников, отмечает особенно внимательных детей.
По материалам В. Бианки.