МААМ-картинки

«Изготовление куклы Мартинички». Фольклорно-развлекательный досуг для детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Булгакова
«Изготовление куклы Мартинички». Фольклорно-развлекательный досуг для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

мастер-класса для педагогов и учеников начальных классов на тему:

«Изготовление куклы Мартинички»

Составили и провели:

учитель-логопед

Булгакова Татьяна Игоревна,

педагог-психолог

Верижникова Анна Артемовна

в СОШ ГБОУ №1861 "Загорье"

Москва, март 2014 года

Публикация «„Изготовление куклы Мартинички“, Фольклорно-развлекательный досуг для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: Знакомство с нитяной куклой Мартиничкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из ниток.

Программное содержание:

• познакомить детей и педагогов с обычаями и традициями празднования русского народного праздника Сороки – закликания весны, с народными играми;

• развивать фантазию, воображение, творческие способности, вовлекая детей и взрослых в исполнение стихов, песен, танцев, в изготовление народных кукол;

• формировать навыки самостоятельного выполнения полного трудового процесса (от постановки цели, до результата) – изготовление Мартинички;

• воспитывать интерес к русской культуре;

• прививать интерес к русскому народному творчеству – весенним закличкам, хороводам, играм;

• формировать художественную, речевую культуру детей;

• воспитывать любовь к Родине, к ее традициям, обрядам и праздникам;

• создать радостное настроение у педагогов и детей от совместной деятельности.

Предварительная работа. Знакомство с устным народным творчеством (потешки, заклички, песенки); рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением народных гуляний; проведение народных игр, хороводов; изготовление различных народных кукол в разных возрастных группах совместно с родителями (кувадка, бессоница, пеленашка, закрутка, верская). Беседа с детьми об истории праздника; украшение зала; разучивание танцев, песен, игр; работа с родителями; подготовка фонограмм; изготовление жаворонков для угощения гостей праздника.

Словарная работа: Жаворонки, сороки, кувадка, пеленашка, закрутка, бессоница, верская, закличка, мартиничка.

Сцена убрана в стиле русской избы. На сцене дед, бабка и внучка Аленушка. Дед сидит на печи, бабка перебирает лоскутки, нитки, клубочки в корзинке. Аленушка вышивает.

Дед: Бабка, а бабка, что ты там делаешь?

Бабка: Пряжу перебираю, лоскутки выбираю, кукол мастерить собираюсь.

Аленушка: Каких кукол?

Бабка: Много разных кукол можно из ниток и лоскутков сделать.

Дед: Вот перед твоим рождением мы тебе Пеленашку мастерили с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткань для изготовления брали от сарафана матери и от рубахи отца, это хранило тепло дома, родовую и генетическую память. (Бабка показывает куклу Пеленашку)

Аленушка: А еще какие куклы бывают?

Бабка: Куклы бывают самые разнообразные, на все случаи жизни. Вот, например, когда без видимых причин начинал плакать младенец, хорошо помогала кукла «Бессонница». Мать быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:

«Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куклой».

Это магическая колыбельная кукла, она защищает от злых духов. Такая кукла оставалась в доме навсегда. (Показ куклы во время рассказа)

Дед: А вот еще есть куклы Закрутки, их дарили на праздники друг другу. Бабка, помнишь, и нам подарили такую куклу на свадьбу? Чтобы у нас был счастливый брак. (Показ куклы во время рассказа)

Бабка: Помню, помню…

Дед: Главное: с куклами нужно обязательно играть. Когда с ней играешь, в доме будет добро и процветание.

Аленушка: Бабуля, а сегодня какую куклу будем мастерить?

Бабка: Куклу Мартиничку, весну кликать будем. Праздник «закликания весны» приходился на начало марта, отсюда и название куколки – Мартиничка.

Дед: Собирайся, народ,

Зазывать Весну красную,

Провожать зиму лютую!

Выбегают дети в народных костюмах с жаворонками и мартиничками, хором кричат:

Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

После пропевания заклички по старой русской традиции подвешивают на дерево мартинички и жаворонков.

Под музыку выходят женщины в русских народных костюмах (воспитатели). Звучит закличка «Жаворонушки»:

Чувиль-виль-виль,

Жаворонушки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое,

Весну красную.

Нам зима надоела,

Весь хлеб переела,

Весна красна,

На чем пришла,

На кнутике,

На хомутике,

Чувиль-виль-виль

Жаворонушки

И-и-и-и!

Аленушка: Ой, как весело, ноги сами в пляс идут.

Дед: Ну, тогда, внученька, заводи народную, хороводную.

Все вместе встают в весенний хоровод «Согревайте землю солнышка лучи…»

Весенний хоровод

1. Согревайте скорей

землю солнышка лучи,

Прилетайте скорей

в свои гнездышки грачи.

Припев: А мы песенку споем,

Хоровод заведем.

2. Расцветайте скорей

все цветочки на лугах,

Поспевайте скорей

вкусны ягодки в лесах.

Припев

На втором куплете выходит Весна, танцует в центре хоровода.

Весна: Здравствуйте! Вот и я – Весна!

Бабка: Весна, Весна, ты с чем пришла?

Весна: С сохой, бороной, с лошадкой вороной!

С рожью зернистой, с пшеницей золотистой!

С травой шелковистой, с водой ключевою

С калиной, с малиной, с красной рябиной!

Дед: Расскажи-ка нам Весна, как дорогу к нам нашла?

Весна: Грачики-кулики из-за моря прилетали

И Весне путь указали

Вы, ребятки, птиц встречайте,

Кричать закличку начинайте!

На экране проектора появляется текст заклички, все хором с гостями кричат закличку:

Дети, гости: Жаворонушки, прилетите к нам,

Красну весну принесите нам,

Принесите весну на своём хвосту.

На сохе, на бороне, на овсяном снопе.

Приди, весна, приди, красна!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Педагоги - женщины в народных костюмах рассаживаются в избе.

Дед: Дорогие гости, а какие птицы прилетают в наши края? (Ответы)

Бабка: Молодцы! А теперь поиграем в игру.

Игра «Прилетели птицы». Задание: Да – хлопаем, нет - топаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки, стрижи, мячи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки, зерно,

Даже совки - плюшки.

Лебеди, скворцы, дерево.

Вы все молодцы!

Аленушка: А что же ты нам, весна, принесла?

Весна: А принесла я вам, ребята, тепло, добро, солнышко, зеленую травку, пение птичек, первые весенние цветочки и, конечно же, праздничное настроение, а какой же праздник без веселых игр? Вот мы сейчас с вами и поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».

Подвижная игра «Золотые ворота»

Дед: Мы с бабкой возьмемся за руки и образуем ворота, а все будут проходить через эти ворота и приговаривать:

Тра-та-та! Тра-та-та!

Отворяем ворота,

Золотые ворота,

Приходите все сюда!

Пропускаем вас,

Пропускаем раз,

Пропускаем два,

А на третий раз –

Не пропустим вас!

«Ворота» захлопываются. Игра проводится 2-3 раза.

Бабка: Спасибо тебе, Весна. Мы с нетерпением тебя ждали. И хотим изготовить своими руками тебе еще один символ прихода весны - нитяную куколку Мартиничку.

Дед: Это композиция из пары куколок разного цвета: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца. Мартиничек развешивали на ветвях деревьев. Кроме этого, маленьких куколок-обережков дарили друг другу с пожеланием счастья и благополучия. Предлагаем нашим гостям поучаствовать в изготовлении куклы Мартинички.

Раздается материал (нитки, картон, ножницы) каждому участнику мастер-класса, гости изготавливают кукол. На экране проектора изображена пошаговая инструкция (презентация). После изготовления кукол, по желанию участников, ими украшаются деревья, либо гости забирают себе как сувенир.

Дед: Какие молодцы! Красивые куклы у вас получились! А еще хотим мы вас угостить жаворонками, бабка с утра уже напекла.

Бабка: Приглашаем гостей со всех волостей к нам на чаепитие с жаворонушками.

Алёнушка: Почему именно с жаворонками?

Бабка: Жаворонки (Сороки) – древний праздник на Руси. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.

Дед: На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Бабка: В старину, накануне праздника, люди ловили птиц (а в городах покупали их у ловцов, а в праздник выходили в поле и выпускали их. В этот день пекли по 40 птичек из теста (Жаворонков).

Дед: Печеных «жаворонков» насаживали на шесты, на ветки или на вилы, подкидывали вверх своих птичек и пели заклички. Выбегали на высокое место закликать жаворонков, а с ними и весну. Потом развешивали жаворонков на украшенные ленточками деревья, чтобы угостить прилетевших птиц, а еще пели, водили хороводы, играли в игры.

Чаепитие с жаворонками.

Публикации по теме:

Перспективный план «Традиционная тряпичная кукла как средство формирования семейных и нравственных ценностей детей» Перспективный план работы с детьми 2 младшей группы на тему "Традиционная тряпичная кукла как средство формирования семейных и нравственных.

План работы «Школы молодого специалиста в ДОУ» ПЛАН РАБОТЫ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА» Цель: повышение профессиональной компетентности молодых специалистов в области теории и практики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Изготовление куклы Мартинички». Фольклорно-развлекательный досуг для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2014 в 23:08
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Изготовление куклы Мартинички». Фольклорно-развлекательный досуг для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Булгакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД