Ирина Макарова
Физкультурные занятия как средство оптимизации двигательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурные занятия
как средство оптимизации двигательной деятельности дошкольников
(из опыта работы)
Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание, активная двигательная деятельность занимают важное место. Основная нагрузка в плане физического развития детей ложится на физкультурные занятия. К настоящему времени установлено, что эффективность обучения дошкольников движениям зависит от организации занятия, применения в нем наиболее рациональных методов и приемов.
Публикация «Физкультурные занятия как средство оптимизации двигательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Цель работы – обоснование эффективных методов оптимизации двигательной деятельности дошкольников на физкультурных занятиях.
Исходя из определения цели, были поставлены задачи:
1. Изучить состояние исследований проблемы организации и оптимизации двигательной деятельности дошкольников.
2. Проанализировать уровень физической подготовленности дошкольников.
3. Создать необходимые условия для решения задач оптимизации двигательной деятельности дошкольников (планирование, физкультурно-игровая среда, система взаимодействия с педагогами, сотрудничество с родителями).
4. Апробировать систему занятий, разработанную В. Г. Яфаевой, представленную в виде алгоритма планирования основных видов движений, построенную на основе включения разных типов занятий.
5. Разработать рекомендации по теме и наметить перспективы на будущее.
В качестве основной образовательной программы в нашем ДОУ используется программа «От рождения до школы». Помимо этого в своей работе использую методическое пособие «Планирование физкультурных занятий в современном ДОУ» (автор В. Г. Яфаева) и другие инновационные технологии.
В соответствии с программными требованиями и учетом регионального компонента составлен план-график подвижных игр для детей всех возрастных групп. Для организации и проведения массовых физкультурных мероприятий составлен план физкультурно-массовых мероприятий, где выделены следующие разделы: наименование мероприятий, сроки проведения, участники. Взаимодействие в работе с родителями отражено в плане-графике проведения консультаций; где определена тематика консультаций для родителей, сроки и места размещения. В планирование работы по физическому воспитанию дошкольников включаю и разработку сценариев физкультурных праздников и досугов, конспектов физкультурных занятий, комплексов общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, картотеки подвижных игр.
Физкультурные занятия – именно тот элемент традиционных педагогических технологий, который необходимо сохранить в условиях многопрограммности и вариативности образовательной работы в ДОУ. Однако постоянное использование только традиционных физкультурных занятий зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому мы ввели в практику работы ДОУ систему занятий (автор В. Г. Яфаева, построенную на гармоничном формировании основных видов движений детей и некоторых нетрадиционных подходах к построению и содержанию занятий, позволяющих развивать у детей двигательное творчество, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности ребенка. Использование термина «нетрадиционное физкультурное занятие» в контексте данной работы не претендует на оригинальность и инновационные подходы к их содержанию. Нетрадиционность в данном случае предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:
- на каждом занятии физкультурой должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;
- обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
- содержание и методика проведения занятия должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
С целью развития и поддержания интереса детей к физкультурным упражнениям использую разные виды и типы занятий :
- классические занятия ( по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);
- сюжетные занятия (по сказке или другому произведению, когда берется один сюжет и все занятие выстраивается в логике этого сюжета;
- занятие, построенное на подвижных играх.
Занятия комплексного характера направлены на синтез разных видов деятельности. На таких занятиях через движение могут решаться задачи по разным разделам программы – по математике, развитию речи, конструированию и т. д. Для этого в основной части занятия после выполнения общеразвивающих упражнений предлагаю детям игровые задания типа «Кто больше всего соберет предметов», «Подбери пару» (на нахождение предметов одного цвета, одной формы) или «Выполни прыжков на 3 больше, чем я хлопну в ладоши» и т. п. Данные занятия планируем в конце квартала, года или обучающего этапа.
Тематические занятия проводим с детьми старшего дошкольного возраста («День космонавтики», «Мы спортсмены» - посвящены одному виду физических упражнений, «День республики» и т. п.).
Игровые занятия строим на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего, имитационного характера («путешествия», «цирк», «зоопарк» и т. д.).
Сенсомоторные занятия способствуют развитию воображения, творчества, самоощущения своего организма. Данные занятия включают большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, дифференцированные задания, направленные на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.
Занятия с использованием тренажеров также предназначены для детей старшего дошкольного возраста, так как выполнение заданий требует от детей достаточной самостоятельности. Проведение подобных занятий организую по принципу круговой тренировки. Вводную и заключительную часть провожу в традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, организую собственно круговую тренировку.
Особое значение для физического воспитания дошкольников имеет спортивно-игровое оборудование. Использование в работе широкого круга нестандартного оборудования и наглядности в виде моделей позволило создать вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы, поэтому оно никогда не бывает лишним. В ходе занятий и досугов использую следующее оборудование, изготовленное своими руками: разнообразные дорожки для профилактики плоскостопия; пособие «Удав» для упражнений в прыжках; пособие «Парашют» для подвижных игр; мягкие мячи, ленты, флажки для общеразвивающих упражнений; кольцебросы, ходули, «следы великана» и др. оборудование для проведения игр и аттракционов.
С целью развития мышления и обогащение двигательной сферы ребенка нами была осуществлена попытка введения моделей в содержание физкультурных занятий. В этой связи были составлены следующие элементы моделирования: моделирующие карточки, карточки-схемы с заданиями и логико-смысловые модели.