Галина Столбова
Физкультурно-оздоровительные уголки в группах для детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии двигательной сферы маленьких детей важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды, соответствующей определенному этапу развития ребенка.
С момента освоения основных движений (самостоятельно садится и встает, ползает, перелезает, переступает, ходит) огромное значение приобретают специальные пособия, предназначенные для развития двигательной сферы детей : горки, лесенки, трибунки, ящики, валики, мячи, шары и т. п. Эти пособия используются не только для целенаправленной работы по развитию движений детей в организованных взрослым занятиях — они постоянно находятся в пользовании детей во время их самостоятельной деятельности. Правильно подобранные физкультурные пособия в сочетании с игровыми и бытовыми предметами в окружающей ребенка среде стимулируют и обогащают его двигательную деятельность, позволяют многократно повторять различные движения, упражняться в разнообразных действиях, благодаря чему происходит развитие и совершенствование движений, дети приобретают уверенность и самостоятельность.
Публикация «Физкультурно-оздоровительные уголки в группах для детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Оформление детских садов
- Работа инструкторов по физической культуре
- Средняя группа
- Уголки и центры в группах
- Физкультурные и спортивные уголки в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Двигательное развитие детей младшего дошкольного возраста связано с решением все более сложных задач, выбором новых способов действий, требующих осознания, анализа, планирования физических усилий, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов. Физическая активность по достижению цели действия, например с мячом, на гимнастической скамейке, при езде на велосипеде, ходьбе на лыжах или любая другая определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью ребенка. Большое значение для развития движений детей имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей объективного (физического напряжения, предметных препятствий и т. д.) и субъективного характера (нерешительности, боязни и т. п.) стимулируют решение детьми все более разнообразных и трудных двигательных задач, ведут к мобилизации волевых усилий. Все это способствует обогащению двигательного опыта детей, приумножению их физических сил.
В работе с маленькими детьми используют приемы, побуждающие ребенка подражать взрослому и выполнять упражнения вместе с ним.
Для развития движений применяются разнообразные игры, физические упражнения, танцевальные движения. При объяснении двигательных заданий используются специальные приемы: показ, пояснение, побуждающие и сопровождающие действия, образный рассказ; осуществляется помощь, подбадривание, похвала, поддерживается чувство удовольствия и уверенности детей в себе. Поощряется доброжелательность и дружелюбие в общении со сверстниками и взрослыми.
Постепенно и осторожно стимулировать естественный процесс развития двигательных способностей и качеств — ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости; совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичность, глазомер.
Применение предметов спортивно-игрового оборудования позволяет конкретизировать возникающие перед детьми двигательные задачи, делают их более наглядными, эмоционально окрашенными и поэтому более доступными и понятными.
Добротное, красочное, удобно расположенное физкультурное оборудование привлекает внимание детей, радует их глаз, вызывает желание заниматься, пользоваться этими красивыми предметами. Движения, выполняемые детьми с такими пособиями, доставляют им удовольствие, радость, создают приподнятое настроение и в немалой мере способствуют их эстетическому воспитанию.
Минимальный набор физкультурно-игрового оборудования необходимо иметь в групповых комнатах. Особенно это важно для детей раннего и младше-го дошкольного возраста. Размещение различных пособий в непосредственной близости позволяет маленьким детям повседневно пользоваться ими, упражняться в различных движениях при постоянном наблюдении воспитателя. В группах для детей раннего возраста, кроме манежей для самых маленьких, в соответствии с их возрастными возможностями устанавливаются: горка со скатом и лесенкой, лесенка-стремянка, 2-3 пролета гимнастической стенки. Здесь же целесообразно иметь доски гладкие и с ребристой поверхностью, набор ящиков, корзин, душ, дорожек массажных и с разметкой, а также наборы мячей, шариков, колечек, погремушек, атрибутов для игр. Хороши для малышей мягкие предметы — различные модули, валики, сегменты, кубы, диски и особенно важны всевозможные игрушки-двигатели — каталки, коляски, машинки, тележки и т. п.
Благодаря регулярным занятиям физическими упражнениями, различными играми, самостоятельной деятельности детей с использованием целого комплекса пособий у них вырабатывается привычка к постоянным занятиям физической культурой, с раннего возраста закладываются основы здорового образа жизни.
Дети дошкольного возраста очень любят нетрадиционное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять физкультурное упражнение для «поддержания здоровья» и совсем другое - помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре.