Наталья Юсупова
Консультация «Финансовые мошенники — как себя защитить»
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовое мошенничество - как себя защитить
Основная цель: содействие формированию у детей моделей рационального финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.
Задачи:
Через участие в коллективном мероприятии (в его подготовке и проведении) :
1. развивать у необходимых знаний и навыков, обеспечивающих социализацию и подготовку к взрослой жизни, а также умений ориентироваться в сложном мире финансов;
Публикация «Консультация „Финансовые мошенники — как себя защитить“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
2. расширять кругозор, активизировать и пополнять словарный запас;
3. развивать у воспитанников творческий потенциал, социальную активность, коммуникативную компетентность в контексте обеспечения финансового благополучия.
При помощи игровых ситуаций закрепить основы финансовой грамотности, навыки работы в группах;
1. обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;
2. научить применять ранее полученные знания для решения элементарных вопросов в области экономики.
Предварительная работа:
Выпуск газеты с воспитанниками о предстоящей неделе ФГ, работа с газетой.
Подготовка с воспитанниками сценки «Приключения Буратино».
Участие во Всероссийском онлайн - квесте по финансовой грамотности «Финансовый детектив»;
Участие во Всероссийском Флешмобе «УМК - учиться может каждый»;
Активное участие в серии Онлайн – уроков по темам: «С деньгами на Ты или зачем быть финансово грамотным?», «Твой безопасный банк в кармане» и др….
Оборудование и материалы:
Мультимедийная установка, экран, презентация. мультфильм «Смешарики», пословицы и поговорки по теме занятия, карточки, маркеры, ручки.
Словарь: рубль, мошенники.
VI Всероссийская неделя сбережений стартовала 31 октября 2019 года во всех регионах страны от Калининграда до Владивостока! Всероссийские недели финансовой грамотности для детей и взрослых стали уже ежегодной традицией. Начиная с 2014 года в мероприятиях поучаствовали более 10 миллионов россиян из 85 регионов России, а информация о Неделях публикуется в федеральных СМИ, на радио и телевидении и всех региональных изданиях. Недели проводятся в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в сотрудничестве с Роспотребнадзором.
Мы и в этом году не стали исключением и приняли активное участие почти во всех общероссийских мероприятиях проводимых Министерством финансов России.
Всероссийский онлайн - квест по финансовой грамотности «Финансовый детектив»
26 октября воспитанники 1, 2 и 3 группы совершили увлекательное путешествие в интерактивный онлайн-квест по финансовой грамотности в формате детективного расследования. Погрузиться в захватывающий часовой квест с неожиданной развязкой смогли все желающие. Воспитанники и педагоги Центра попробовали свои силы и подготовились к новой призовой миссии квеста.
Результат не заставил себя долго ждать!
(перечислить детей получивших сертификат)
Флешмоб «УМК - учиться может каждый»
31 октября 2019 года воспитанники Центра помощи стали активными Участникам флешмоба по финансовой грамотности от Минфина России. Посты с фотографиями юные подписчики сообщества разместили в своих личных аккаунтах, с хештегом #умк #учитьсяможеткаждый. По итогам флешмоба 14 ноября 2019 года случайным образом будут выбраны победители, которые получат сувениры от Проекта.
Держим кулачки и ждем результат!
(перечислить детей принявших участие)
Газета - кроссворд
(перечислить детей победителей)
Педагог: В жизни, ребята, мы встречаем людей, которые не всегда честны по отношению к нам, преследуют свои цели. К таким относятся мошенники. Это люди, которые, пользуясь нашим доверием или обманывая нас, похищают наши деньги, имущество. Знаете ли вы, что слово мошенник произошло от существительного мошна — так в Древней Руси называли сумку, карман. Человек, воровавший деньги из сумок, назывался мошенником. Со временем мошенниками стали называть обманщиков и жуликов. В нашей жизни складываются различные ситуации, при которых мы можем стать жертвой преступников. Как еще вас могут обмануть мошенники вы узнаете из сценки:
Сцена 1-я.
Дом папы Карло.
Буратино (потягиваясь) : - Доброе утро, папа! Что-то очень кушать хочется!
Папа Карло: - Доброе утро, сынок! Я как раз собираюсь в магазин, а ты сиди дома. Никому постороннему двери не открывай и не балуйся!
Буратино остался один дома. Видит оставленный папой мобильный телефон и решает поиграть в игры. Раздается сигнал – Вам пришло смс!
Буратино читает вслух: «Уважаемый абонент! Поздравляем вас. Вы выиграли приз 1 миллион долларов и автомобиль «БМВ». Пришлите нам реквизиты вашего счета в банке для перечисления призового фонда.
Буратино (радостно) : Вот здорово! Папа очень обрадуется. Где-то тут у него были записаны реквизиты, я помню. Отправляет сообщение.
Возвращается папа Карло (грустный).
Папа Карло: - Ну вот, сынок, тебе еда! Кладет на стол апельсин. (или пирожок)
Б - Почему ты такой грустный? Что случилось?
П. К. - У нас украли все деньги с карточки сынок! Я пошел в магазин, а денег на счете не оказалось. Хорошо, что было в кошельке немного наличными. Вот я еще куртку продал. Нужно же на что-то жить.
Б. - Не переживай папа! Нам тут сообщение пришло, что мы выиграли машину и денежный приз. Вот я и реквизиты твоего счета отправил. Деньги переведут и будет нам на что жить!
ПК - Эх-эх-эх! Сынок! Так это ты мошенникам дал доступ к нашему счету! Нельзя на такие сообщения отвечать, и верить им нельзя! Да и я, старый дурак, хорош! Зачем реквизиты в заметках сохранял, да еще телефон оставил!
Б - Что же теперь делать?
ПК - Придется тебя, сынок, отдать в Школу Финансовой грамотности!
Сцена вторая.
Лес.
Буратино идет понурый в Школу ФГ. По дороге встречает Арлекина.
Арлекин - Что с тобой? Почему загрустил?
Б. - Да вот, из-за меня у папы Карло все деньги украли.
Ар. - Подумаешь какая беда! Мой папа банкир. Он держит свой банк ООО «Надувалово».
Б. - А что такое ООО?
Ар. - А это Общество с ограниченной ответственностью!
Б. - Как это?
Ар. – А так! Делай что хочешь и ни за что не отвечаешь! Ограниченная значит ответственность! Пойдем, я его попрошу, чтобы он тебе кредит дал. А потом ты отдашь, когда разбогатеешь. Но сначала зайдем тут в одно замечательное местечко. Я тоже зарабатываю тут деньги.
Идут в игровые автоматы.
Сцена 3.
Игровые автоматы.
Играют. Арлекин все проигрывает, а Буратино выиграл две монеты. Глядя, как Арлекин все проиграл, решил больше не играть.
Сцена 4.
Приходят в банк.
Б. - Это у вас тут кредиты выдают в «Надувалово» с безграничной ответственностью?
Карабас Барабас: - Да. Но нужно страховку оплатить. А у тебя деньги есть? Где ты живешь? Где твой папа работает? У вас есть жилье, машина, другое имущество?
Б. - Живем мы в маленькой квартирке, можно сказать коморке. Из имущества у нас только старая картина на стене от дедушки осталась.
К. Б. - А! Антиквариат значит! Это хорошо. Да и квартирка, хоть и маленькая, подойдет! Ну что ж, плати страховку и бери пять монет.
Б. - Пойду обрадую папу Карло. Выиграл две монеты в автомате. Одну потратил, но взял пять в кредит. Есть на что жить!
Сцена 5.
Лес.
По пути домой Буратино встречает Лису Алису и Кота Базилио. Они раздают рекламные брошюры прохожим.
Лиса Алиса и Кот Базилио хором: - ООО «Поле чудес»! ООО «Поле чудес»! Приходите к нам, все кто хочет разбогатеть! Только у нас вы получите прибыль в 300% годовых! Уже через месяц, вы сможете почувствовать всю прелесть роскошной жизни! Посмотрите, как мы богаты! Вы тоже сможете так жить. Приводите своих друзей, родственников! Мы всем поможем стать богатыми и счастливыми! Сбор всех желающих в зале отеля «Салтисон» в 18.00 после дождичка в четверг!
Б. (берет рекламку) : - Я! Я желаю разбогатеть! А что для этого нужно?
Л. А. - Почти ничего! Заплатить членские взносы нашего клуба – всего три монеты.
К. Б. - И ваши паспортные данные для оформления документов.
Б. - Хорошо! Я обязательно приду!
Идет домой. На встречу ему Пьеро. Идет и плачет:
Пьеро: - О, я несчастный! О, моя Мальвина! Моя любовь!
Б. - Что случилось!
П. - Я разорен! Я несчастный! Я жалкий неудачник! Я вложил в ООО «Поле чудес» все свои сбережения! Думал получу прибыль в 300 % и поеду с моей Мальвиной в Париж! Но Они украли все мои деньги, и говорят, что я сам им отдал, добровольно. И договор мне показывают. А тут еще какой-то кредит с меня требуют, хотя я не брал никакого кредита!
Б. - Ну и дела! Верно говорил мой папа – кругом мошенники! Я то теперь точно знаю, что никакие свои персональные данные и паспорт тоже, никому передавать нельзя. Ладно! Перестань плакать из-за какой-то девченки! Пойдем со мной в Школу Финансовой грамотности! Ты меня от ООО «Поле чудес» спас. И я тебе помогу. Будем вместе учиться. (про себя задумчиво) Вот тебе и 300%!
Уходят.
Сцена 6.
Экзамен в Школе финансовой грамотности :
Черепаха Тортила спрашивает у Буратино: - куда Вы будете обращаться в случае, если столкнулись с финансовым мошенничеством?
Б. - В полицию, на сайт МВД, в Роспотребнадзор!
Ч. Т. - Отлично! Лучшие ученики Школы Финансовой грамотности получают премию нашего Губернатора – 100 тысяч монет! А тебе, Буратино, дарю от себя, как лучшему ученику Золотой ключик. Им ты откроешь дверь за картиной в вашей коморке. Там мой прадедушка оставил все свои сокровища из копилки знаний, необходимые для успеха.
Сцена 7.
Коморка папы Карло.
Буратино с гордостью показывает папе диплом и Золотой ключик. С ним пришел Пьеро с Мальвиной (радостные и счастливые).
Открывают дверь и восклицают с папой Карло (ХОРОМ) : Урра! Это же наш собственный театр! Будет у нас теперь свое дело, прибыль и радость для зрителей! (Обнимаются)
Тут появляется Карабас Барабас: Конечно! Только работать в этом театре вы будете на меня! Где мои бешенные проценты по кредиту? Ты брал у меня пять монет? Отдавай 500 тысяч!
Б. - Брать, то я брал. Да только с тех пор поумнел! Вот ваши 4 монеты. А теперь познакомьтесь с полицией! Данные вашего банка я проверил на сайте ЦБ. Ваш банк давно лишен лицензии за мошенничество. Заключать договора с несовершеннолетними, да еще воровать чужие паспортные данные запрещено! Заходят полицейские и уводят Карабаса.
Вбегает Арлекин.
Ар. - А мне что же теперь делать! Я один, без денег, без жилья!
П. К. - А ты иди к нам в театр работать! Но с одним условием: Никаких азартных игр и ты обязательно закончишь Школу Финансовой грамотности, чтобы быть успешным!
Ар. - Я согласен!
Выходят вместе все хором: Изучайте Азбуку Финансовой Грамотности и Будете богаты и счастливы! Гарантия – 300%.
Педагог: Как вы считаете, почему люди становятся жертвами финансовых мошенников? (Выслушиваем ответы детей.)
Верно, такие качества, как желание легкого заработка, невнимательное прочтение подписываемых документов, вера на слово, делают граждан легкими жертвами финансовых мошенников.
А вот и загадка, призывающая вас проявить свою эрудицию или, хотя бы, смекалку. Все мы знаем, что издавна для ношения денег использовались различные приспособления вроде бумажников, кошельков. Однако существует исторический факт, что одно время деньги носили Где? (во рту) это очень необычное место, причем чаще всего это делали женщины, занимающиеся домашним хозяйством и часто посещающие базары и магазины.
Ответ: в античной Греции существовала золотая монета очень маленьких размеров, поэтому потерять ее было очень легко, вот женщина и клали монету в рот, собираясь за покупками.
А вот в наше время люди придумали кошельки, которые мы предлагаем сделать нашим малышам. Для этого им понадобится только бумажный лист. Что у них получится мы увидим позже (дети делают оригами - кошелек)
Педагог: Издавна на Руси люди слагали пословицы и поговорки о деньгах, бережливости, например: «Деньги счет любят», «Копейка рубль бережет».
Педагог: Сейчас, ребята, я раздам вам карточки с фрагментами пословицы, которую вы должны сложить по смыслу. Вам дается 3 минуты на самостоятельную работу.
1. ЛЮБЯТ, СЧЕТ, ДЕНЬГИ.
2. СТО РУБЛЕЙ, НЕ ИМЕЙ, СТО ДРУЗЕЙ, А ИМЕЙ.
3. В КАРМАНЕ, СЧИТАЙ, ДЕНЬГИ, СВОЁМ.
4. БЕРЕЖЕНАЯ КОПЕЙКА, ВСЯКАЯ, КЛАДЁТСЯ, НА СЧЁ Т: КОПЕЙКА БЕРЕЖЁТ, РУБЛЬ.
5. ХЛЕБУ - СЧЕТ, МЕРА - СЛОВУ, ДЕНЬГАМ - ВЕРА.
6. ДАЛЬНЕГО ДОРОЖЕ, КОПЕЕЧКА, РУБЛЯ.
7. ГУСТО, РАБОТА, ГДЕ ТАМ И ДОМЕ - ПУСТО, А В ЛЕНИВОМ.
Время вышло. Какие пословицы у вас получились? Прошу представителей
команд зачитать свои варианты. Молодцы, у вас все получилось.
Правильный вариант:
1. Деньги любят счет.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Считай деньги в своём кармане.
4. Всякая копейка кладется на счет: береженая копейка рубль бережет.
5. Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет.
6. Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
7. Где работа, там и густо, а в ленивом доме — пусто.
Педагог: Ребята, знаете ли вы, почему российские деньги называют рублями?
Много веков назад на Руси деньги представляли собой серебряные слитки. Чтобы
их разменять, необходимо было слитки разрубить, вот почему деньги и получили
свое название — рубли.
Педагог: Ребята, сейчас я раздам вам по одной поврежденной банкноте и по
одной монете, и вы скажете, как нужно с ними поступить:
— можно рассчитаться в магазине;
— отнести на обмен в банк;
— монеты или данные банкноты обмену не подлежат.
Правильный ответ:
1. Банкнота с потертостями принимается в магазине.
2. На банкноте надпись «Образец». Такие банкноты неплатежеспособные, их не обменяют в банке.
3. Деньги обесцветились или окрасились после стирки. Банкноту следует отнести
в банк для замены. Такая банкнота может потребовать проведения экспертизы в Банке России. В банке ее могут обменять не сразу.
Правильный ответ:
4. На банкноте посторонние символы. Можно рассчитываться в магазине.
5. Банкнота порвалась на кусочки. Если удастся собрать не менее 55% площади банкноты, ее можно склеить и отнести в банк. Такая банкнота может
потребовать проведения экспертизы в Банке России.
В банке ее могут обменять не сразу.
6. На банкноте не хватает уголка или края. Банкнотой можно рассчитываться в магазине.
Педагог: Отлично справились с задачей, ребята! Теперь мы знаем, что делать
с поврежденными бумажными и металлическими деньгами. Однако и банкноты, и монеты могут иметь повреждения и при этом быть подлинными. А могут
выглядеть как новые, не иметь никаких повреждений, но быть фальшивыми. Вы
должны быть внимательными, покупая товары в маленьких магазинчиках или
на рынке, а также если вам дают сдачу банкнотами крупных номиналов: 1000,
2000 рублей. Чаще всего среди фальшивых денег встречаются банкноты номиналом 5000 рублей, так как преступникам их выгодно подделывать.
Педагог: Чтобы лучше ориентироваться в мире финансов, проведем небольшую физкультминутку. Я раздам каждому из вас по карточке с изображением банкноты, а вы должны выстроиться в шеренгу друг за другом. Первым в шеренге будет тот из вас, у кого банкнота 10 рублей, вторым – у кого 50 рублей и так далее. Замыкать нашу шеренгу будет тот, у кого окажется банкнота 5000 рублей. Попробуем? Те, кому не досталась банкнота, могут помогать ребятам строиться в шеренгу, подска-зывать. Итак, начнем! Построились? Молодцы! Поднимите свои банкноты вверх. Отлично, все справились с заданием, и каждый занял свое место!
Педагог: А сейчас по нашей традиции мы предлагаем вам посмотреть мультфильм и узнать как его герои смогли дать отпор мошенникам.
МУЛЬТФИЛЬМ.
Педагог: А сейчас, ребята, я раздам вам карточки, на которых изображены монеты и банкноты. Но в каждую карточку закралась ошибка. Одна монета или банкнота лишняя.
Зачеркните, пожалуйста, лишнее изображение.
Педагог: Отлично, ребята, вы показали хорошие результаты, умеете отличать
банкноты от монет, копейки от рублей.
Для того чтобы дать отпор мошенникам необходимо уметь думать и быстро соображать для этого я предлагаю вам потренироваться отгадав ребусы:
Педагог: Время истекло, давайте проверим результат. (БАНКИР, ПЛАТЁЖ, КОШЕЛЁК, БАНКОМАТ)
Знаете ли вы, ребята, что люди всегда относятся бережно к деньгам, говорят деньги любят счет, порядок. Деньги владельцу отвечают «взаимностью». А для того чтобы хранить деньги в «порядке» и придумали кошельки. Давайте посмотрим, какие кошельки для своих «Кармашек» сделали наши малыши.
Хочется подвести итог нашей увлекательной беседе шуточным стихотворением про сороку. А вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос:
Как вы считаете, почему сорока стала жертвой финансовых мошенников - из-за излишней доверчивости или из-за желания заработать быстро и много.
Кто - то на лесной опушке банк построил - «Дом зверушки»
И лесное населенье полюбило заведенье.
Что ни день - туда спешат, юркают, бегут, летят.
Сложность, правда, есть одна – денежка туда нужна.
А для тех, кто маловат, кошелек тяжеловат.
Или вот из прочих бед в кассе часто сдачи нет.
В общем карты завели зайцы, птицы, муравьи.
И сорока – белобока тоже карточку взяла,
Но запомнить код сорока почему - то не смогла.
«Три-четыре-восемнадцать, три-четыре-восемнадцать,
три-четыре-восемнадцать», повторила раз сто двадцать.
День, и два, и три трещала - всей округе разболтала.
И пин – код, её секрет, знал, считай, весь белый свет.
Ей ворона говорила: «Ты бы в тайне код хранила».
Белобока, лишь смеялась: «Чудится тебе опасность!
Даже зная тот пин - код, деньги кто мои возьмёт
Я же карточку свою вот под крылышком таю.
Но разок она летела и чуть - чуть недоглядела.
Карта нырк в кусты упала. Карту птичка потеряла.
Кто то карту подобрал, в банкомате деньги снял.
Плачет глупая сорока, стал тот случай ей уроком.
Её новой карты код уж не слыхивал народ.
Итак, как вы считаете, почему сорока стала жертвой финансовых мошенников?
Что необходимо сделать в первую очередь, если вашу банковскую карту украли?
Забыть о случившемся
Заблокировать карту
Открыть новую карту