Наталья Холодова
Консультация «Финансовая граммотность»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Публикация «Консультация „Финансовая граммотность“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Актуальность программы
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное условие знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.
Чем раньше дети узнают о роли денег частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.
Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Цели и задачи программы.
Цель: - раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формирование экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольников;
- воспитание социально – личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;
- обучение правильному отношению к рекламе, умению разбираться в ней;
- обучение правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
Методы и приемыв программе реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды.
Занятия проводятся с детьми во вторую половину дня по расписанию ДОО, продолжительность занятий: 1 раз в неделю, длительность занятий 30 мин.
Срок реализации 1 год.
Прогнозируемые результаты.
Дошкольник должен:
- знать основные финансово – экономические понятия и категории;
- иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;
- обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;
- воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
- иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд – деньги»;
- уметь соизмерять свои потребности и возможности контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
- уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
- понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
- уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
Мониторинг усвоения ожидаемых результатов дошкольника: осуществляется в начале и конце года; используются такие формы обследования, как диагностика, блицопрос, беседа, анкетирование родителей.
Учебно – тематический план:
Раздел программы Тема Количество часов
Теория Практика
сентябрь
Введение в мир экономики 1\2 1\2
Знакомство с Гномом Экономом 1\2 1\2
Октябрь Разнообразие потребностей современного человека 1\2 1\2
Потребности в пищи, воде, воздухе, тепле 1\2 1\2
Рождение новых вещей 1\2 1\2
Безопасность и сохранение здоровья 1\2 1\2
Ноябрь Потребность в общении и уважении 1\2 1\2
Проявление интересов 1\2 1\2
Подарок для друга 1\2 1\2
Полезные и вредные привычки 1\2 1\2
Декабрь Потребность человека и животных 1\2 1\2
Предметы, необходимые для жизни 1\2 1\2
Что такое ресурсы 1\2 1\2
Январь «На благо человека» 1\2 1\2
Вода природный ресурс 1\2 1\2
Трудовые ресурсы 1\2 1\2
Февраль Полезные привычки в быту 1\2 1\2
Забота человека о природе и польза природы для человека 1\2 1\2
Труд 1\2 1\2
Труд важное условие в жизни человека 1\2 1\2
Март Все профессии важны 1\2 1\2
Кому что нужно для труда 1\2 1\2
Заводы нашего города 1\2 1\2
Какие бывают товары 1\2 1\2
Апрель Деньги 1\2 1\2
Экскурсия в магазин (труд продавца) 1\2 1\2
Игра «Маленькие покупки» 1\2 1\2
Волшебные помощники 1\2 1\2
Май Телепередача «Почта Гнома Эконома» 1\2 1\2
Срез знаний детей (выявить уровень экономического мышления) 1\2 1\2
Содержание программы
Тема Цель
Введение в мир экономики Установление контакта с ребенком, выявить элементарные экономические знания
Знакомство с Гномом Экономом Ознакомление детей с Гномом Экономом, героем занятий, рассмотреть его назначение, где будет жить. Что такое экономика
Разнообразие потребностей современного человека Формирование у детей понимания, что такое потребность, в чем она выражается
Потребности в пищи, воде, воздухе, тепле Формирование у детей умения беречь хлеб, воду, тепло, свет. Правило : «ничего не трогать зря». Воспитание у детей культуры деятельности, навыки личной гигиены
Рождение новых вещей Закрепление у детей умения правильно использовать все, что необходимо нам в повседневной жизни; умения продлевать жизнь вещам, которыми дети пользуются
Безопасность и сохранение здоровья Формирование у детей бережного отношения к здоровью, привычку к здоровому образу жизни
Потребность в общении и уважении Формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, уяснить понятие: «можно», «нужно», «нельзя». Предложить детям объяснить пословицы: «Вместе тесно, а врозь скучно»; «От приветливых слов язык не отсохнет»
Проявление интересов Формирование у детей правильного отношения к интересам сверстников; понимание, что каждый человек имеет право делать то, что ему интересно. Решение проблемных ситуаций
Подарок для друга Уточнение представлений детей о подарке как способе выражения бескорыстного уважения к окружающим.
Воспитание желания разделять радость друга
Полезные и вредные привычки Закрепление знаний детей о том, какую пользу приносят привычки и навыки взрослым и детям. Воспитание у детей культуры общения, навыков личной гигиены, желания поддерживать порядок в группе
Потребность человека в животных анализирование потребностей человека, развитие представлений детей о потребностях растений и животных. Могут ли они быть одинаковыми, чем отличаются
Предметы, необходимые для жизни Обучение детей в отборе предметов, необходимых для жизни на необитаемом острове.
Воспитание бережного отношения к вещам
Что такое ресурсы Дать детям понятие «Ресурсы» формирование у детей бережного отношения к живой природе – природа нужна человеку. Учить бережно относиться ко всему
«На благо человека» Закрепление знаний детей о бережном отношении ко всему, что создано природой. Объяснение детям, что для экономических ресурсов нужны природные ресурсы. Природа кормит человека, поэтому человек должен беречь природу
Вода – природный ресурс Уточнение знаний детей, для чего нужна вода.
Учить бережно относиться к природным ресурсам.
Воспитание любви к родному краю
Трудовые ресурсы Ознакомление детей с понятием «Трудовые ресурсы»; уточнение знаний детей о природных ресурсах
Полезные привычки в быту Беседа с детьми об экономии воды, света, тепла.
Для чего нужно беречь и как беречь? Значимость полезных привычек – бережливость, экономия
Забота человека о природе и польза природы для человека Довести до детей через сказку знания о пользе природы для человека, животных.
Воспитание бережного отношения к природе, животным
Труд Уточнение понятия, что такое труд, какой он бывает. Что получается в результате труда? Воспитание у детей желания трудиться
Труд – важное условие в жизни человека Уточнение знаний о труде, трудолюбии.
Вспомнить пословицы о труде.
Воспитание у детей уважения к труду взрослых и детей
Все профессии важны Уточнение знаний детей: «Люди каких профессий производят еду, жилище, обувь и т. д. ?» воспитание уважения к труду людей, умение беречь и продлевать жизнь вещам
Кому что нужно для труда Уточнение знаний детей о профессиях, об орудии труда людей
Заводы нашего города Формирование у детей первичных представлений о заводах, фабриках родного города: местонахождение, выпускаемая ими продукция, товарный знак
Какие бывают товары Ознакомление детей с понятием товар. Формирование представлений о многообразии товаров, в каких магазинах они продаются. Воспитание бережного отношения к вещам
Деньги Понятие, что такое деньги. Формирование представлений о деньгах. Показать что каждая вещь стоит денег. Развитие навыков счета. Воспитание правильного отношения к деньгам
Экскурсия в магазин (труд продавца) Ознакомление детей с работой продавца. Особо подчеркнуть направление профессии продавца на удовлетворение потребностей людей в различных товарах. Обговорить с детьми правила поведения в магазине
Игра «Маленькие покупки» Ознакомление с разнообразием товаров; развитие умения самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог
Волшебные помощники Уточнение профессий людей, которые делают бытовую технику, облегчающую труд человека. Развитие фантазии и творческих способностей детей
Телепередача «Почта Гнома Эконома» Закрепление представлений детей о содержании труда некоторых профессий, связанных с удовлетворением потребностей. Развитие смекалки, сообразительности, логического мышления
Срез знаний детей (выявить уровень экономического мышления) Дидактические задания и упражнения на проверку знаний
Методическое обеспечение
тема Форма занятия Методы и приемы Техническое оснащение Форма подведения итога
Введение в мир экономики информационная Словесный, наглядный Картинки, иллюстрации
Знакомство с Гномом Экономом Информационная Словесный, наглядный Гном Эконом - кукла
Разнообразие потребностей современного человека Информационная Словесный, практический, наглядный Схема «Потребности человека»
Потребности в пище, воде, воздухе, тепле Игровая Словесный, практический, наглядный, игровой Схем с обозначением главных физиологических потребностей человека. Символы -знаки : Как беречь хлеб, воду, свет, тепло Дидактическая игра на тему «одежда людей»
Рождение новых вещей Игровая
продуктивная Словесный, практический, наглядный, игровой Игрушки, книги; предметы которым требуется ремонт; клей, картон, нитки, ножницы Ремонт книг, дидактическая игра «Где лечат старые вещи»
Безопасность и сохранение здоровья Игровая Словесный, наглядный, практический, игровой Дорожные знаки, альбом «Правила дорожного движения». Атрибуты для дидактической игр «Как избежать неприятности» Дидактическая игра «Как избежать неприятностей». Дидактическая игра на тему здорового образа жизни и правил дорожного движения
Потребность в общении и уважении Игровая, информационная Наглядный, словесный, игровой, практический Книга о детях Рассматривание иллюстраций из книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Проявление интересов Информационная Наглядный, словесный Книги о детях, дружбе. Схема «Интересы». Изобразительный материал Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «По щучьему веленью», «Крошечка – хаврошечка». Рисунки детей по прочитанным книгам
Подарок для друга Игровая, продуктивная Словесный, практический, игровой, наглядный Атрибуты (картинки, предметы) для дидактической игры «Кому что подарили». Экономический словарь Дидактическая игра «Кому что подарили», оригами «Подарок для друга», записи в экономическом словаре понятия «Дарение»
Полезные и вредные привычки Информационная Словесный, наглядный Иллюстрации из произведений А. Барто «Вовка – добрая душа»; К. Чуковского «Федорино горе» Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Потребность человека и животных Игровая, информационная Игровой, наглядный, словесный, практический Атрибуты для дидактической игры «Кому что нужно». Карандаши, фломастеры, листы бумаги Просмотр видео по произведению К. Чуковского «Телефон». Рисование потребностей животных, растений. Дидактическая игра «Кому что нужно»
Предметы, необходимые для жизни Продуктивная Практический, словесный, наглядный, игровой Иллюстрации с изображением фантастических транспортных средств. Предметные картинки: игрушки, овощи, обувь и др. лист с изображением необитаемого острова Рисование детьми вещей, необходимых на острове
Что такое ресурсы информационная Наглядный, словесный Схема природных ресурсов; книги о природе. Коллекция «Полезные ископаемые» Рассматривание коллекции «Полезные ископаемые»; рассматривание иллюстраций с изображением животных, растений
«На благо человека» Игровая, информационная Игровой, наглядный, словесный, практический Схема «Экономические ресурсы»; атрибуты для дидактической игры «из чего сделано»; альбом «Правила поведения в лесу» Рассматривание схемы, работа со схемой «Экономические ресурсы». Рассматривание альбома «Правила поведения в лесу». Игра «Доскажи словечко». Дидактическая игра «Из чего сделано»
Вода – природный ресурс Продуктивная Практический, наглядный, словесный Схема природных ресурсов. Видео, краски, фломастеры, листы бумаги Рисование с детьми на тему «Для чего нужна вода». Просмотр видео о природе
Трудовые ресурсы информационная Словесный, наглядны Схема «Трудовые ресурсы». Видео, альбом «Наш город» Работа со схемой. Просмотр видео о родном городе, рассматривание альбома «Наш город»
Полезные привычки в быту Продуктивная, игровая Практический, словесный, наглядный, игровой Знаки-символы. Краски, фломастеры, карандаши, листы бумаги Придумывание своих символов, рисование
Забота человека о природе и польза природы для человека Продуктивная, информационная Практический, наглядный, словесный, игровой Иллюстрации к сказкам, видео, карандаши, фломастеры, листы бумаги Рассматривание иллюстраций, просмотр видео по сказкам6 «Дудочка и кувшинчик», «Золотая рыбка», «Лисичка со скалочкой», «приключения Буратино». Рисование на тему «Природа для человека»
Труд Информационная Наглядный, словесный Иллюстрации, картинки Рассматривание иллюстраций из произведения Н. Носова «Мишкина каша»; сказка «Морозко»
Труд - важное условие в жизни человека Информационная, продуктивная Словесный, практический Оборудование для организации труда в группе Рассматривание иллюстраций на тему «Труд взрослых и детей»; басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».коллективный труд по уборке в группе
Все профессии важны Информационная, игровая, продуктивная Словесный, наглядный, игровой Дидактическая игра «Наши мамы, наши папы». Карандаши, фломастеры, листы бумаги Рассматривание иллюстраций из произведений С. Маршака «От куда стол пришел», Д. Родари «Чем пахнут ремесла». Дидактическая игра «Наши мамы, наши папы». Рисование на тему «Кем работает мама,папа»
Кому что нужно для труда Игровая Игровой, словесный Тематический лист «Профессии». Атрибуты для дидактических игр «Все профессии важны», «Кому что нужно для работы» Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Все профессии важны». Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»
Заводы нашего города Игровая, информационная Наглядный, словесный, игроой Фотографии предприятий, товарные знаки. Карта – план города. Атрибуты для дидактической игры «Назови профессии» Иллюстраций, картинок с изображением продукции, фотографий предприятий родного города, карты – плана города. Стихи о родном городе. Дидактическая игра «Назови профессии»
Какие бывают товары Продуктивная, информационная Наглядный, словесный Картинки, иллюстрации товара. Карандаши, фломастеры, листы бумаги Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различного товара. Рисование товара
Деньги Информационная, продуктивная Наглядный, словесный, практический Альбом «Деньги». Карандаши, фломастеры, листы бумаги Рассматривание денег, рисование их. Заучивание пословиц о деньгах
Экскурсия в магазин (труд продавца) Игровая, информационная Словесный, игровой, наглядный Картинки, иллюстрации, помогающие понять, что можно купить в магазине и в каком Экскурсия в магазин. Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Игра «Маленькие покупки» Игровая, информационная Словесный, наглядный, практический, игровой Атрибуты для игры «Магазин», материал для изготовления денег Наблюдение за торговыми точками города. Изготовление денег. Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Волшебные помощники Информационная, игровая Игровой, наглядный, словесный Картинки с изображением бытовой техники Загадки. Игры: «Чудо – машины»; «Мы изобретатели». Рассматривание альбома «Бытовая техника»
Телепередача «Почта Гнома Эконома» продуктивная Практический, словесный, игровой Пособия к игре, картинки – портреты участников игры; карандаши, фломастеры, листы бумаги, ножницы. Модели с изображением видов домашнего труда Изготовление пособий для телепередачи. Телепередача.
Срез знаний детей (выявить уровень экономического мышления) Информационная, игровая Наглядный, словесный, игровой, практический Картинки, схемы, модели. Карандаши, фломастеры, листы бумаги Сюжетно – ролевые игры с экономическим уклоном
Диагностический лист
( темы: Профессии, Орудия труда, Бюджет семьи, Доход семьи, Расход семьи, Товар и цена, Реклама)
Фамилия, имя ребенка
Тема уровень Высокий Средний Низкий
Профессии
Орудия труда
Бюджет семьи
Доход семьи
Расход семьи
Товар и цена
Реклама
Тема уровень Высокий Средний Низкий
Деньги
Сбережения
Денежная прибыль
Валюта
Бартер
Диагностика для определения начального уровня финансово экономических знаний
1 балл 2 балла 3 балла
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 1 «Выбери верное предложение»
Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующим этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т. д.).
Задание 2 «Найди лишнее»
Материал: 6 карточек, на которых изображены:
- рубль, доллар, евро, кошелек
- банкноты достоинством 10 р, 5 долларов, 10 евро, 5-копеечная монета
- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин
- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу
- игрушки, посуда, машина, солнышко
- одежда, дом, продукты, книга
Задание 3 «Продолжи предложение»
Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.
Освоение программой
1 таблица
Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относиться к труду людей; проявляет творческий потенциал
Средний – ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях
Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представления о содержании деятельности людей некоторых профессий; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи; не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение окружающего мира
2 таблица
Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности; не знает, как правильно потратить деньги; не имеет представление, что деньги оплачивают результат труда; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не ориентируется в экономических понятиях; у него отсутствует системное видение окружающего мира.
Средний – ребенок ориентируется и имеет представление (с помощью педагога, как правильно потратить деньги; имеет представление, что деньгами оплачивается результат труда; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях; пытается подойти к проблемной ситуации творчески; с помощью педагога решает простейшие экономические задачи.
Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями; имеет четкое представление; с уважением относиться к труду людей; проявляет творческий потенциал; самостоятельно находит выход
3 таблица
1 балл – правильно один или два ответа
2балла- правильно 4 ответа
3 балла -правильно больше 5 ответов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.