Светлана Белянина
Финансовая грамотность дошкольников
Финансовая грамотность дошкольников.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Публикация «Финансовая грамотность дошкольников» размещена в разделах
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 4-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения, так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, викторины и конкурсы, театрализованные постановки.)
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра.
Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы»
Игра в «Магазин», во время которой дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами». Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги.
Игра «Супермаркет»
Цель: формируем представление о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и трате денег.
Образовательные области: познание, социально-коммуникативное,
познавательное и речевое развитие.
Словарь: покупки, тратить, покупать, упаковка, реклама.
Материалы: карточки с изображением товаров, таблички с рекламой,
табличка с названием «Супермаркет», картонные монеты (условные деньги).
Ход игры:
Ведущий: Научиться тратить деньги грамотно нелегко. В магазинах много
интересных товаров в красивой упаковке, разных коробочек, пакетиков. Хочется купить и то, и другое. Но на все денег никогда не хватит. Деньги зарабатываются трудом, поэтому к ним надо относиться бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее.
Сейчас мы сыграем в игру и убедимся, что если покупки не планировать,
а покупать только из-за красивой упаковки или следуя призывам рекламы, можно истратить деньги на ненужные товары.
Ведущий делит детей на условные семьи, каждая семья получает по пять монет на покупки и отправляется в супермаркет.
На столе с табличкой «супермаркет» раскладываются карточки лицевой
стороной, где нарисована только упаковка товара. Ведущий предупреждает, что, делая покупки, члены семьи должны советоваться и ориентироваться на упаковку и рекламу. Члены семьи, кладут их в сумку (пакет, коробочку). Каждая покупка (карточка) имеет цену в одну монету. Сделав покупки (истратив все деньги, семьи возвращаются на свои места и вскрывают упаковки (переворачивают карточки). На обратной стороне каждой карточки указано, что за товар купили.
Все вместе подводят итог, правильно ли так тратить деньги в результате чего происходит эффект добровольного обучения.