Ирина Крицкая
Проект проект по финансовой грамотности «Юный финансист» для старшей и подготовительной групп
▼ Скачать
Проект
«Юный финансист»
Воспитатель: Крицкая И. Д
Актуальность
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Проект проект по финансовой грамотности „Юный финансист“ для старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями. Ребенок должен знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывать.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта : формирование у детей дошкольного возраста Элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Способствовать развитию внимания и логического мышления;
- Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережность честность трудолюбие;
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Вид проекта : информационно-познавательный
Срок реализации проекта : 2021-2022 учебный год
Участники проекта :
• дети старшей и подготовительной группы;
• воспитатели группы;
• родители.
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист».
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Консультации и рекомендации для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие в страну Экономика»
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий планируется сформировать у детей следующие понятия и представления:
- деньге не появляются сами собой, а зарабатываются;
- сначала зарабатываем - потом тратим: соответственно, чем больше заработаешь и разумнее потратишь, тем больше можно купить;
- стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда людей, поэтому он и стоит денег);
- деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например: сдачу в магазине, деньги которые они могут потратить в магазине);
- твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности);
- не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь);
- финансы - это интересно и увлекательно.
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Совместная работа педагога и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей:
- дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;
- педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
План мероприятий по финансовой грамоте детей
Наименование мероприятий срок
ответственный
С воспитанниками
Проведение образовательной деятельности в соответствии с
календарно-тематическим
планированием 1 раз в 2 недели
Воспитатели
Демонстрация детям слайд-презентации «История денег».
Знакомство с профессиями: продавец, бухгалтер, банкир, рекламодатель,
бизнесмен.
Знакомство с профессиями родителей
Встреча с интересными людьми. Сентябрь 2021г
Октябрь 2021г
В течение года
Воспитатели
Беседы с детьми: «Откуда в дом приходят деньги» «Что такое потребности?»
«Зачем человеку нужны деньги»
«Что такое деньги, какие они бывают»
Почему одни товары дороже других?
Что значит быть бережливым?
Для чего копят деньги?
Что такое бюджет? «Что такое труд?»
Потребности современного человека
Что такое ресурсы и как их беречь
(вода, электричество, тепло как
приходят в дом, почему стоят дорого)
«Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи). В течение года
Воспитатели
Практические занятия: «Таблица расходов» «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка).
«Мини-банк», «Самостоятельная покупка» В течение года
Воспитатели
Чтение художественной литературы,
сказок, поговорок о труде, пословиц
1. Пословицы и поговорки о труде, о
деньгах, цене, о купле-продаже товара,
о бережливости, о богатстве и бедности,
о лени, о жадности и зависти, о
смекалке. 2. Сказки, отражающие труд людей:
«Теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»,
К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о потребностях и возможностях:
Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон».
Сказки о бартере:
Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Умный работник».
Сказки о деньгах:
К. И. Чуковский «Муха – цокотуха»
Г. Х. Андерсен «Огниво», «Серебряная монета», грузинская сказка «Заработанный рубль», русская народная сказка «По копейке блёстка».
Сказки о рекламе:
Народные сказки «Лиса и козёл»
Г. Х. Андерсен «Новое платье короля»
Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал».
Сказки о купле – продаже:
Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» В течение года
Воспитатели
Просмотр мультфильмов «Про Незнайку». «Как мужик корову продавал». «Барбоскины и реклама»
Смешарики: «Золотое яблоко», «Золушка», «Есть ли у вас есть план?», «Черный день», «Благородное дело», «Кактус в мешке», «Лучший из лучших», «На всякий случай».
Фиксики: «История вещей», «Деньги», «Как делают деньги». Три кота: «Поход в магазин». Уроки тетушки Совы: «О банке», «Семейный бюджет» В течение года
Воспитатели
Игра «Сокровища пиратов»
Квест игра «Найди правильный ключ»
Интеллектуальные игры «Что, где, когда»,
«Предприниматели». Ноябрь 2021
Февраль 2022
Март2022
Апрель 2022
Сюжетно-ролевые игры: Магазин, Банк, Салон красоты,
Рекламное агенство. Ателье, супермаркет В течение года
воспитатели
Досуги и развлечения: Досуг «Друзья Буратино»
КВН «Деньги не появляются сами собой, их зарабатывают» Октябрь 2021
Январь 2022
Педагоги ДОУ
Дидактические игры: «Мы повара», «Придумай рекламу», «Береги все, что
нас окружает», «Накорми животных»,
«Что из чего изготовлено», «Подбери
витрины магазинов». «Кем быть?»,
«Обмен», «Семейный бюджет»,
«Маленькие покупки» В течение года
Воспитатели
Конкурс предметно-развивающей среды «Экономическая Азбука»
Февраль 2022г Воспитатели
Мини проект «Реклама – двигатель
торговли» Январь 2022г Воспитатели
Выпуск детского финансового словаря Ноябрь 2021г Педагоги ДОУ
Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие в страну Экономика» Май 2022г Педагоги ДОУ
Работа с родителями
Общее собрание «Финансовая грамотность дошкольников»
Оформление стенда «Карманные
деньги. Необходимость или вред» «Что такое финансовая грамотность»
«Что значит быть бережливым». «Как
научиться контролировать финансы»
Задания для родителей: вместе с
ребенком приобрести покупку.
Сравнить качество дешевой и дорогой
продукции, составить семейный
бюджет, завести копилку и накопить
денег на игрушку и т. д. В течение года
Воспитатели
По завершению проектных мероприятий дети могут:
-Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
-Представлять о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
-Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
-Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
-Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
-Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
-Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
-Понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
Заключение
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека– хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.