Галина Лифенко
Философия воспитания в педагогике А. С. Макаренко
▼ Скачать + Заказать документы
Основные идеи теории воспитания педагога отражены в подходах : воспитание в коллективе и через коллектив, воспитание трудом, воспитание в семье, воспитание в игре, воспитание нравственной и сознательной личности. Ему присущи способности мастерского управления человеком и образцовой организации молодежного коллектива. Методы и система воспитания Антона Семеновича, направленные на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью, перенимались иностранными делегациями (Германия, Япония). Впечатляющие результаты были отражены им в фильмах и научных работах, количество которых достигло 60.
Публикация «Философия воспитания в педагогике А, С, Макаренко» размещена в разделах
Педагогическое наследие : известен как автор «Педагогической поэмы» (1935, «Марш тридцатого года» (1932, «ФД-1» (1932, «Книги для родителей» (1937, повесть «Честь» (1938). Его «Педагогическая поэма» совершила настоящий переворот в отрасли образования XX века, переведена на 36 языков и издается за рубежом большими тиражами. Труд писателя сравнивают с лучшими романами воспитания Ж. Ж. Руссо, И. Гёте, Л. Н. Толстого.
Бесценно наследие А. С. Макаренко в истории отечественной и мировой теории, практики воспитания и обучения, оно вошло в золотой фонд педагогики. Спустя полвека после смерти, А. С. Макаренко был назван ЮНЕСКО одним из четырех столпов (вместе с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори, определивших способ педагогического мышления в XX веке.
Главное отличие философского основания в педагогике А. С. Макаренко состоит в сочетании высокой требовательности к детям с огромным уважением к ним, которое было характерно для его стиля воспитания. Его опыт и наследие до сих пор изучают в разных странах мира.
Основа педагогического метода Макаренко – вера и любовь к человеку. «Надо, – говорил Макаренко, – уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом».
Система Макаренко строилась на принципе: «Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». В колонии, а позднее и коммуне, которыми руководил педагог-новатор, не интересовались прошлым воспитанников, здесь жизнь начиналась с чистого листа. Питание, кров, гигиена, благожелательное отношение, доверие, право голоса в коллективном решении вопросов, посильный оплачиваемый труд – для 1920-1930-х годов условия царские. Взамен требовалось лишь соблюдать дисциплину. «Одичавшие»дети, хватившие горя на городских улицах, буквально преображались. Антон Семенович не повторял отвлеченных лозунгов, он действительно строил свой новый мир, воспитывая в детях веру в себя, чувство долга и чести.
Гениальность педагогической концепции Макаренко заключалась в ее простоте. Его первым и нерушимым правилом было никогда не вспоминать о прошлом колонистов. Макаренко не исправлял своих воспитанников, он учил их, как можно жить по-другому. И главным его инструментом был честный совместный созидательный труд, не оставляющий времени ни на что другое. Он создал внутри колонии собственную управляемую демократию и самое настоящее проектное производство – об этом прекрасно написано в «Педагогической поэме».
В 1956 году по одноименному произведению Антона Макаренко был снят фильм «Педагогическая поэма», номинированный на «Золотую пальмовую ветвь».
Гуманизм, мастерство, уважение и вера в ребенка составили основу философии воспитания педагогики А. С. Макаренко. Все это позволяет сформулировать следующий вывод: мы можем помочь, сами о том не подозревая, другим людям стать счастливыми; для этого нужно не учить и обучать их этому, а просто быть примером «счастливого человека».
Главные книги Макаренко, рекомендуемые для прочтения: «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Методики организации воспитательного процесса», статья «Педагоги пожимают плечами».