Елена Андреевна Бойцова
Фестиваль лучших педагогических арт-практик «Первые шаги в мир искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №29 «РЯБИНУШКА»» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Арт-методика «Рисование на песке» с использованием светового стола
(ранний возраст)
Подготовила: Бойцова Елена Андреевна
воспитатель
2021
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Слайд 2
Публикация «Фестиваль лучших педагогических арт-практик „Первые шаги в мир искусства“» размещена в разделах
Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей. Одной из эффективных современных практик работы с детьми является использование арт – методики «Рисование на песке».
Слайд 3
«В природе нет ничего бесполезного» – выразился однажды средневековый философ Мишель Монтень. С ним невозможно не согласиться. Воистину сложно найти ребенка, который не любил бы играть в песочнице. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Однако она имеет свою особенность – играть в песок возможно в определенное время года и только на улице.
Современные технологии производства позволяет решить эту проблему внедрением в практику работы с детьми светового песочного стола.
Слайд 4
Основным предназначением такого стола является песочная анимация, или рисование песком. Этот вид искусства известен с давних времен. Но как именно он появился доподлинно не известно.
По одной из легенд один художник-индеец случайно обнаружил, что рисовать можно не только краской на бумаге, но и песком на стекле.
Официально же изобретательницей рисования на столе обычно называют канадскую художницу-аниматора Кэролайн Лиф. Произошло это около тридцати лет назад.
Искусство песочной анимации нашло широкое применение. Современные художники показывают шоу пескографии, в ходе которых они создают свои работы непосредственно перед зрителями. Это удивительное представление: художник за несколько секунд рисует на стекле потрясающую картину. Этот неповторимый акт творения оставляет незабываемое впечатление. И это не удивительно, ведь использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ.
Рассмотрим данную арт – методику в контексте работы с детьми раннего возраста.
Слайд 5
Данная технология естественна для детей этой возрастной группы.
Чем же так полезны занятия рисования песком для малышей? Во-первых, у ребенка развивается интерес исследователя. Каждое занятие, как правило, окружено тайной. Это почти, как проведение научного эксперимента или волшебный ритуал. В руках юного волшебника находятся вовсе не краски, а песок, который сыпется и сначала совершенно не поддается «приручению». А еще песок может быть не обычный, а подкрашенный. Во-вторых, ощущение песка в руках расслабляет. Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается», как батарейка, хорошей энергией. Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы», и организм возрождается. В-третьих, ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку. Малыш может просеять песок, собрать в кучку, разровнять, поковырять пальчиком, изобразить примитивные палочки, «каляки-маляки» или целые картины, а потом все поломать и творить заново! Десятки разных действий и десятки вариаций рисунка за относительно короткий промежуток времени. В-четвёртых, рисование песком способствует развитию мелкой моторики, что влияет и на становление речи. В – пятых, игры с песком – прекрасный способ установления доверительных взаимоотношений между педагогом и ребенком в сложный период адаптации к ДОУ.
Слайд 6
Мы работаем со световым столом на протяжении 1 года. Наблюдения за воспитанниками позволяют сделать вывод о том, что для каждого из них рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться и отдохнуть. Наблюдая за работой детей в песке, можно уверенно сказать, что дети от этих занятий получают огромное удовольствием, с охотой выполняют разные задания. Очень приятно и интересно детям погрузить ладошки в песок, порисовать пальчиками по песку. Развивающий потенциал использования песка это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и материал для изобразительной творческой деятельности, средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, песочная анимация учит ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других.
Слайд 7
Помимо работы с детьми мы ведем информационно – просветительскую работу и с родителями воспитанников, а именно:
- оформляем консультации («Песочная анимация», «Рисование на песке», «Арт-терапия песком» и др);
- разрабатываем памятки («Играем в песок по правилам», «Что можно рисовать на песке?» и др);
- проводим практикумы и мастер - классы по песочной анимации («Пескография как вид детского творчества», «Необычные картины на песке» и др).
Слайд 8
Мы предполагаем, что систематическая работа по арт - методике «Рисование на песке» позволит получить следующие результаты:
- у детей расширится представление о свойствах песка;
- дети освоят искусство пескографии, овладеют основными приемами и техниками;
- у детей снизится уровень тревожности, напряжения, повысится общая эмоциональная атмосфера в группе.
Таким образом, использование в работе с детьми современного песочного стола – настоящий клад для образовательного процесса. Идти в ногу со временем – вот жизненное кредо современного педагога. В сфере образования еще много новинок, и моя цель – не останавливаться на достигнутом и продолжать саморазвиваться.