Марина Валерьевна Васильева
Ежедневные прогулки
▼ Скачать + Заказать документы
Ежедневные прогулки
Для детей пребывание на воздухе – увлекательное времяпрепровождение, игры, общение, для воспитателей же прогулка – специально организованный воспитательно-образовательный процесс.
Кроме того, во время нахождения детей вне группового помещения особое внимание воспитатель уделяет охране жизни и здоровья своих подопечных, поскольку на улице действие факторов риска увеличивается в разы.
Это и скользкие зимние дорожки, и неизвестные насекомые, появившиеся в кустарнике на участке, и твердое асфальтовое покрытие, о которое так часто разбиваются коленки малышей.
Публикация «Ежедневные прогулки» размещена в разделах
Обычно прогулка состоит из нескольких частей: организованное наблюдение за явлениями и объектами окружающего мира.
В зависимости от времени года дети под руководством воспитателя наблюдают за изменениями в погоде, за свежевыпавшим снегом, за прогуливающейся по дворовой площадке собакой, за трудом дворника. Педагог обращает внимание малышей на то, что одуванчик сменил свой желтый наряд на воздушное белое одеяние, на то, как ведут себя голуби, когда на улице холодно, как разгружается машина с продуктами у ближайшего магазина.
Каждая прогулка – это новые впечатления, обогащение опыта детей знаниями о мире, в котором они растут. различные виды трудовой деятельности.
Труд на групповом участке может быть разнообразным – сбор опавших с деревьев листьев осенью, постройка горки и расчистка дорожек от снега, полив растений на огородных грядках, подвижные игры. В них могут участвовать как все дети группы, так и отдельные подгруппы.
Воспитатель предлагает разучить правила новой игры или повторить уже знакомую игру, которая нравится большинству мальчишек и девчонок. самостоятельная игровая деятельность детей.
Это так называемое свободное время, когда дети организуются в небольшие компании по интересам и проводят время за любимым занятием – играми в песочнице, спортивными играми, сюжетно-ролевыми играми (в семью, в магазин, в больницу).
Для того чтобы самостоятельная деятельность на прогулке была насыщенной и интересной, воспитатели заблаговременно заботятся о наличии игрового материала (мячей, клюшек, велосипедов, самокатов, наборов для песочниц, бумаги для рисования, атрибутов для сюжетных игр, а также об обустройстве участка (чистоте веранды, надежно закрепленных заборчиках, устойчивых и подходящих по размерам качелях, домиках, паровозиках, лабиринтах, ледяной горке).
Индивидуальная работа воспитателя с конкретными детьми для закрепления и совершенствования определенных физических навыков. Не все ребята успешно осваивают те или иные виды движений на физкультурных занятиях и зарядке в детском саду, поэтому воспитатель планирует позаниматься с некоторыми детьми индивидуально, отрабатывая навыки ходьбы, прыжков, бега, ползания, лазания.
Кроме обычных ежедневных выходов на улицу в детском саду могут проводиться и другие виды прогулок – экскурсии, целевые прогулки, походы, тематические прогулки.
Детские экскурсии требуют тщательной предварительной подготовки. В зависимости от цели мероприятия разрабатывается особый маршрут, учитывается способ транспортировки детей (пешком, на автобусе, определяется количество сопровождающих взрослых из числа воспитателей.
В отличие от экскурсий целевые прогулки отличаются небольшой удаленностью (не более 2 км) и кратковременностью.
Походы проводятся нечасто – один или два раза в год, с обязательным предварительным прокладыванием маршрута и его проверкой на безопасность для детей.
Тематические прогулки объединяют комплекс мероприятий (квест, театральное преставление, развлечение в летнем бассейне или на спортивной площадке, в процессе которого ребята достигают определенной цели: организовывают концерт для малышей, преодолевают препятствия заданий квеста, соревнуются в ловкости и быстроте в играх на воде или на стадионе.
Длительность и количество прогулок, регулируются СанПиНом. Дошкольники выходят на улицу дважды в день, после занятий до обеда и во второй половине дня.
Общая продолжительность нахождения на воздухе составляет не менее 4 часов в день. В зависимости от температуры воздуха, погоды (дождь, мороз, сильный ветер) длительность прогулки может сокращаться. В разных регионах температурные ограничения в сочетании с силой ветра могут различаться.
Продолжительность прогулки зависит и от возраста воспитанников. 2-3-летние малыши находятся на улице меньше, чем дети старшего возраста. Конкретное время определяется режимом возрастной группы.
Воспитатели должны следить за тем, чтобы ребята были одеты по погоде, чтобы обувь была нескользкой, а куртки и пуховики хорошо застегивались. Перед выходом на прогулку воспитатели проверяют, все ли надели малыши, у всех ли есть перчатки, варежки, шарфы, вся ли одежда и обувь застегнута и завязана. Если обнаруживаются проблемы, ребенок остается в здании, под присмотром взрослого.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ
Продолжительность. Краткосрочный.
Тип. Творческий, игровой.
Участники. Воспитатель, дети, сопровождающие.
Цель. Обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интереснойдеятельности на прогулках группы.
Задачи.
Образовательные:
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классифи-кации, привлекать детей к активному участию.
- расширять представления о связях между живой и неживой природой;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблю-дений за реальными природными объектами;
- развивать физические качества и двигательную активность детей;
Воспитательные:
- вызвать у детей эмоциональную отзывчивость, воспитывать чувство удо-влетворения от совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Физическое, познавательное, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Актуальность. Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации.
Приобщение детей к природе родного края, знакомство с окружающим миром в учреждении проходит через систему сезонных ежедневных прогулок, в процессе которых формируются основы отношения к природе, способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы. Хочется, чтобы зимой прогулки были насыщенно-необычными, потому что сама зима нам преподносит столько всего прекрасного, заставляет нас удивляться, присмотреться, радоваться, насла-ждаться ее красотой, чтобы каждый зимний денёк приготовил для детей много нового и интересного, и от этого они получали удовольствие. Так хочется, чтобы зима для наших детей стала незабываемым временем года! Значение движения в развитии ребенка трудно переоценить.
К. Д. Ушинский писал: «Дайте ребенку подвигаться 2-3 минуты, и он подарит вам 20 минут дополнительного внимания»
Виды деятельности, используемые в прогулках :
- Наблюдения;
- Спортивная прогулка;
- Развлекательная прогулка с персонажем;
- Экспериментирование;
- Прогулка – событие.
Ожидаемые результаты.
- Развитие у детей познавательной активности, проявление наблюдательности, любознательности по отношению неживой природы, желание делиться своими познаниями о живом и не живом;
- участие в наблюдениях за растениями, животными, птицами, а также по-сильном труде;
- активно сопровождение речью об увиденном. (Стишки, загадки, приметы и пословицы о зиме.)
- в движениях свобода и непринуждённость, естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, заинтересованный, выражение лица радостное.
В чем заключается предварительная подготовка педагогов. Ежедневно планировать содержание прогулок, подготовка разнообразного игрового материала и инвентаря, создание гибко-изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.
Примерные темы прогулок :
ТРАНСПОРТ.
Выйдя на улицу, обратите внимание ребенка на транспорт, который вас окружает.
Какой он бывает? (Автобус, трамвай, троллейбус, такси, грузовик и пр.)
Какого цвета? Каких марок?
Зачем нужны автомобили? (Чтобы перевозить людей и грузы)
А куда можно доехать на машине (автобусе, трамвае? (К бабушке, в цирк, в кино, в парк, на работу)
Какой транспорт еще бывает? (Метро, самолет, поезд)
Кто водит машины? (Водитель, шофер)
Рассмотрите внимательно автомобиль, какие у него составляющие ча-сти? (Крыша, двери, колеса, капот, багажник, лобовое стекло, руль, сиденье и пр.)
О ЧИСТОТЕ и МУСОРЕ.
Проходя по улице, обратите внимание ребенка чисто ли там, валяется ли мусор. Объясните, что мусорить нельзя, все, что не нужно человеку (обертки от конфет и мороженого, баночки от сока и пр.) надо выбрасывать в урну, мусорный бак. Если урны поблизости нет, то мусор можно положить в пакетик и выбросить его дома в мусорное ведро.
Кто следит за чистотой улиц? (Дворник)
Как убирают улицы? (Дворники подметают мусор, поливочные ма-шины моют дороги и тротуары, уборочные машины вывозят мусор на свалку, где его сжигают).
ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ В ГОРОДЕ.
Прогуливаясь по улице, посмотрите, какие животные и птицы вам встретились. (Собака, кошка).
Какого они цвета, размера?
Как они разговаривают? (Собака – лает, кошка - мяукает)
Что они любят кушать?
Как называют их детенышей? (У собаки – щенок, у кошки - котенок)
Расскажите, что собаки и кошки бывают домашними и бездомными.
Вспомните какие-нибудь стихи про кошек и собак.
Например, такие:
Кискино горе
Борис Заходер
Плачет Киска в коридоре.
У неё
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
Каких птиц вы увидели?
Какого они цвета, размера?
Какие звуки они произносят? (Голуби – воркуют, воробьи – чирикают, вороны – каркают)
Чем они питаются?
Где живут?
НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ.
Что такое детская площадка? (Это место, где играют дети)
Что там есть? (Песочница, качели, горка, лесенки, турник)
Знаком ли ты с ребятами, которые там играют?
Что можно брать с собой на площадку? (Ведерко, лопатку, мяч, вело-сипед, машинку, куклу)
В какие подвижные игры можно играть? («Прятки», «Догонялки», «Ручеек» и т. д.)
Как нужно вести себя на детской площадке? (Нужно делиться игруш-ками, нельзя драться и обижать других ребят)
МАГАЗИНЫ.
Если вам приходится ходить по магазинам вместе с ребенком, не упу-стите возможность расширить знания вашего малыша и в этом вопросе.
В какой магазин мы пришли? Что тут продают?
Как называется магазин, в котором можно купить
- игрушки (игрушечный магазин)
- продукты (продуктовый магазин)
- хлеб, булочки (хлебный) и т. д.
Кто работает в магазине? (Продавцы)
Как называется место, где выставлены товары? (Прилавок, витрина.)
Где в магазине расплачиваются за покупку? (В кассе.)
Как называют всех, кто покупает товары? (Покупатели.)
ВРЕМЯ ГОДА. ЛЕТО.
Лето – это время года, которое наступает после весны.
Какую одежду, обувь и головные уборы носят летом? Что сейчас надето на тебе?
Как отдыхают летом? (Купаются в речке, отдыхают на море, загорают)
Что созревает в лесах, в полях, в садах, на огородах? (Созревают ягоды и фрукты)
Какие ягоды и фрукты ты любишь больше всего?
Что происходит летом в жизни зверей и птиц? (Птицы выводят птен-цов, у зверей появляются детеныши)
Какая погода сейчас на улице?
ВРЕМЯ ГОДА. ОСЕНЬ.
Осень приходит после жаркого лета.
Что происходит с листочками на деревьях? (Они начинают опадать)
Какого они стали цвета? Рассмотрите. Соберите разные листочки, за-сушите их вместе с малышом и сделайте гербарий.
А какая стала погода? Она такая же, как летом? (Нет. Стало прохлад-нее, пошли осенние дожди, небо стало серым, пасмурным, ветер стал холоднее)
Что происходит в жизни зверей и птиц? (Они готовятся к зиме – делают запасы на зиму, зайчики меняют шубку на новую, некоторые птицы улетают в теплые края)
Что делают люди в полях, в садах, в огородах? (Они собирают урожай, делают заготовки на зиму)
Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
ВРЕМЯ ГОДА. ЗИМА.
Отчего все вокруг стало белым? Что лежит на крышах домов, на улице? (Снег)
Какое время года пришло? (Зима)
Какая зимой погода? (Зимой холодно, часто идет снег)
Что надевают люди зимой?
Как живется зверям и птицам зимой? (Им холодно и трудно найти пищу)
Как им можно помочь? (Насыпать корм в кормушки)
На чем можно покататься зимой? (На санках, с горки, на лыжах, коньках)
Что можно сделать из снега? (Поиграть в «снежки», слепить снежную бабу, построить снежный замок и т. д.)
Назовите зимние праздники.
Новый год – это праздник, когда во всех домах ставят елку, а дети получают подарки от Деда Мороза.
Рождество.
Крещение и другие.
ВРЕМЯ ГОДА. ВЕСНА.
Весна – это время года, которое наступает после зимы.
Спросите у малыша, что происходит весной со снегом? (Он тает, текут ручьи, появляются сосульки.)
Расскажите, что весной становится теплее, чем зимой; распускаются листочки на деревьях, вырастает травка. Какого она цвета? Внимательно рассмотрите.
Кто возвращается с юга весной? (Грачи, утки)
Солнышко согревает землю, вылезают муравьи, жучки и паучки. Посмотрите на землю, и вы обязательно увидите кого-нибудь из них, понаблюдайте, как и куда он ползет.
Как одеваются люди весной? Так же, как и зимой? (Нет. Одежда становится легче.)
Вспомните, что вы одевали зимой, и что на детях надето сейчас.
Требования безопасности при организации прогулок.
Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.
При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю, который организует поиски ребенка, ставит в известность милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.
В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.
Запрещается:
Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;
Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.