Елена Кириллова
Консультация «Если ребёнок кусается»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок кусается.
Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов - очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка — кусаться или щипать окружающих.
Почему он это делает?
Публикация «Консультация „Если ребёнок кусается“» размещена в разделах
Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.
1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Немногие мамы и папы знают, что процесс прорезывания зубов у деток протекает вплоть до трёхлетнего возраста. И как раз в 3 года или раньше могут пробивать себе путь через дёсны вторые нижние и верхние моляры – самые крупные зубы в челюсти. Прорезывание может доставлять сильный дискомфорт, травмировать десенные ткани.
Как и груднички, более взрослые малыши тоже могут непроизвольно помогать себе устранять неприятные ощущения – чесать дёсны. И если в полгода кроха будет для этих целей использовать специальный прорезыватель для зубов или игрушки, то трёхлетка может «пускать в ход» своих сверстников.
2. Способ выражения эмоций
В 2-3 года детки очень эмоциональны, но далеко не все знают и понимают, как именно выражать свои эмоции. И вместо жестов, мимики и слов малыши часто используют другие способы, порой неожиданные. Одни катаются по полу или бегают, другие громко кричат, третьи крушат всё вокруг, а четвёртые кусаются.
3. Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
4. Неврологические или психические отклонения
Укусы могут быть одним из проявлений неврологического заболевания или психического отклонения. И хотя выявить такие патологии в столь раннем возрасте крайне трудно, стоит насторожиться, если есть и другие признаки, например, погружение в ступор, неадекватные реакции на обычные вещи, галлюцинации.
5. Неблагоприятная обстановка в семье
Порой к негативным изменениям в поведении малыша приводит неблагоприятная обстановка в семье. Рассмотрим несколько вариантов:
• Частые скандалы, выяснения отношений, ссоры между отцом и матерью. Видя всё это, малыш может подумать, что агрессия, раздражительность, крики или даже применение физической силы – это норма.
• Агрессия родителей по отношению к ребёнку. Укусы других станут некой защитной реакцией.
• Дефицит родительского внимания. Когда на малыша не обращают внимания, он чувствует себя одиноким. Кусая других, он понимает, что за эти поступки его ругают, то есть проявляют интерес к его личности.
• Чрезмерная суета дома. Если с ребёнком проживает большое количество других людей (бабушки и дедушки, сёстры и братья, прочие родственники, то он лишён личного пространства, порой необходимой тишины, возможности оставаться наедине с собой и «переваривать» полученную за день информацию. Из-за физического или эмоционального перенапряжения ребёнок может выражать усталость или недовольство, кусая окружающих.
6. Переходный возрастной период
Переходный возраст – это не только подростковый период. На самом деле по мере роста и взросления ребёнок сталкивается с несколькими кризисами, и один из них приходится как раз на промежуток между 2 и 3 годами. В это время малыш переходит из младенчества в детство, начинает постепенно отделяться от мамы, осознавать свою обособленность, свободу. Он изучает возможности, прощупывает грани дозволенного, анализирует личное пространство, проверяет реакции на те или иные свои поступки. И такой кризисный период может проявляться по-разному, в том числе в виде укусов.
7. Смена обстановки
Когда малыш начинает посещать садик, он сталкивается с резкой сменой обстановки. Привычная домашняя атмосфера вдруг заменяется чужими стенами, многочисленными детьми, новыми взрослыми. Всё это – огромный стресс для маленького человека с несформированной психикой. И справляться с такой стрессовой ситуацией чадо может разными способами, в том числе попытками кусать всех вокруг.
8. Взаимодействие с окружающим миром
В детском саду в одной группе собирается порядка 15-20 человек, причём маленьких, несмышленых и порой не привыкших к социуму. Тут они начинают учиться общаться, распределять роли в коллективе, делить окружающих на плохих и хороших, осознавать себя в обществе.
Укусы могут быть, во-первых, способом отстаивать свои права. Если малыша ударили или лишили любимой игрушки, он вряд ли будет решать такие проблемы словами. Чадо прибегнет к доступному методу – физическому воздействию, которое может иметь формат укусов. Во-вторых, кусая, малыш может завоёвывать авторитет или доказывать лидерские позиции. В-третьих, таким способом ребёнок может просто защищаться от тех, кто ему неприятен. В-четвёртых, если малыш не обучен элементарным правилам общения, он может решить, что укусы – это проявление любви и симпатии.
9. Подражание
Дети в 2-3 года склонны повторять всё как за взрослыми людьми, так и за своими ровесниками. И если кто-то из группы детского сада вдруг укусил кого-то, то малыши, сильно подверженные чужому влиянию, могут начать повторять поведение «кусачего», делать так же. И даже один активный «кусака» может буквально «заразить» такой привычкой большую часть детского коллектива.
10. Особенности характера и темперамента
Кусать других склонны гиперактивные дети, которые не могут контролировать свои эмоции и энергию, не способны концентрировать внимание, отличаются неусидчивостью и вспыльчивостью. Также привычка может проявляться у чрезмерно эмоциональных малышей.
11. Особенности воспитания
Иногда в «кусачести» ребёнка виноваты родители. И есть два случая. Первый – вседозволенность. Если мама и папа выбрали в качестве тактики воспитания полное отсутствие запретов, то неудивительно, что дочка или сын ощутит свободу, всесилие. Чадо будет понимать, что за укусы его не ругают, поэтому можно продолжать поступать так и дальше. И воспитатель точно не сможет запретить данные действия, ведь из-за вседозволенности ребёнок не принимает авторитет взрослых.
Второй случай противоположен и предполагает чрезмерную родительскую строгость. Если отец и мать запрещают чаду буквально всё, держат его в «ежовых рукавицах», чрезмерно опекают и наказывают за детские шалости, то, во-первых, ребёнок находится в смятении, во-вторых, он протестует, в-третьих, оказываясь в детском саду, осознаёт отсутствие родителей и возможность нарушать их запреты.
Как быть, когда ребёнок кусается.
Чтобы эффективно помогать чаду меняться в лучшую сторону и избавляться от вредной привычки, важно выяснить причину поведения.
Понаблюдайте за ребёнком : в каких ситуациях у него возникает желание укусить, что он чувствует в эти моменты и после них, как ведёт себя, испытывает ли сомнения, удовлетворение, страх или иные эмоции.
Не следует кричать на ребёнка, наказывать за укусы. Это не только не подействует, но и может возыметь обратный эффект – заставить кусаться ещё больше и сильнее в знак протеста. Не следует говорить, что вы не любите такого «кусаку». Малыш должен понимать, что плохой не он сам, а лишь его привычка. Не пытайтесь кусать в ответ и применять силу. Действовать нужно планомерно, аккуратно и комплексно.
1. Проанализируйте и улучшите обстановку в семье, если это требуется. Родители не должны выяснять отношения на глазах у детей. Нельзя направлять агрессию ни на супруга, ни на ребёнка.
2. Тщательно продумайте тактику воспитания, найдите золотую середину. В 2-3 года малыш уже должен понимать слово «нет», обозначающее запрет. Пытайтесь объяснять чаду, почему кусаться нельзя. Расскажите, что это больно, негигиенично и некрасиво.
3. Если ребёнок только начал посещать садик, поддерживайте его, помогайте адаптироваться и безболезненно привыкать к новой обстановке. Обычно первое время детки остаются в группе на два часа, потом на полдня. Не стремитесь ускорить период привыкания. Если крохе пока некомфортно в детском коллективе, не оставляйте его в саду надолго. Каждый день рассказывайте, что в группе хорошо, что мама непременно придёт и заберёт своего любимого сына или дочку.
4. Обучайте ребёнка другим способам выражения эмоций, не подавляйте их. Если у малыша есть достаточный словарный запас, разговаривайте с ним, спрашивайте, что он чувствует. Просите рассказывать об эмоциях и ощущениях, проговаривайте их вместе. Демонстрируйте участие, говорите, что вы понимаете чувства.
5. Чтобы обучить малыша правилам поведения в садике, можно практиковать ролевые игры дома в спокойной обстановке. Разыграйте сценку, в которой ваш ребёнок – это он сам, а вы – другой детсадовец. Проиграйте все возможные ситуации, в которых сын или дочь может укусить сверстника. И при малейшей попытке вонзиться зубами в тело остановите ребёнка и предложите другой вариант развития событий. Так, если кроха начал кусаться в ответ на отбирание игрушки, то расскажите ему, что он может взять другую более интересную вещь или попробовать предложить совместную игру тому, кто забрал понравившуюся машинку или куклу.
6. Если вы и малыш видите, что другой ребёнок кусает кого-то, расскажите, как это плохо и невежливо. Малыш должен понять, что укусы – это не норма, а плохой поступок.
7. Уделяйте время и внимание своему чаду: вместе гуляйте, общайтесь, обсуждайте что-то, играйте, занимайтесь хобби, делайте поделки, выполняйте домашние обязанности, чаще говорите о любви, хвалите за хорошие поступки. Малыш должен ощущать себя любимым, нужным и важным.
8. Гиперактивному ребёнку нужно непременно давать выплёскивать энергию и эмоции. В течение дня больше гуляйте и играйте, позволяйте безобидные шалости.
9. Поговорите с воспитательницей, расскажите об особенностях ребёнка и о возможных причинах укусов. Вы можете предложить воспитательнице детского сада действующие на вашего сына или дочь методы влияния или же спросить совета. Воспитательница поможет выявить и решить проблему, найти подход к конкретному малышу и помочь ему справиться с вредной привычкой.
10. Наладьте режим дня и создайте благоприятную обстановку дома. Будите и укладывайте спать малыша в одно время, не допускайте переутомлений, ограничивайте просмотр мультфильмов и в таком возрасте лучше не предлагайте гаджеты.
11. Чаще бывайте на детских площадках, в игровых комнатах. Это поможет проанализировать и лучше узнать поведение малыша, ведь в детском саду это невозможно.