Просвирнина Алена
Сценарий досуга «Приглашение на ярмарку»
▼ Скачать + Заказать документы
День русской народной игры и игрушки. Досуг. Конспект.
Тема: «Приглашение на ярмарку»
Цель:
Познакомить детей с русскими народными промыслами (дымковская, филимоновская, семеновская, богородская игрушки, гжель)
Систематизировать знания о ярмарке
Развивать эмоционально-чувственную сферу
Знакомить с русский национальным костюмом.
Материал: Игрушки народных промыслов, костюм мишки, русский костюм для воспитателя, элементы ряженья для детей, элементы костюмов для скоморохов, обруч с разноцветными лентами.
Музыкальное оформление: народные мелодии
Публикация «Сценарий досуга „Приглашение на ярмарку“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2024
Ход занятия
Организационный момент. Приглашение на ярмарку.
Педагог в национальном русском костюме приглашает детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в каком я необычном наряде сегодня вас встречаю. Вам нравится мой наряд? Это старинный русский народный женский костюм.
Как вы думаете, как называется такая одежда? (Платок, юбка, рубаха, передник)
Сегодня я приглашаю вас на ярмарку. Знаете, что это такое? Это место, куда в старину люди привозили разные товары, продавали и покупали их. Это был большой праздник!
Хотите побывать на ярмарке?
Почтенные господа,
Пожалуйте сюда!
Открываем балаган,
Предлагаем вам:
Кокошники, кушаки,
Сарафаны да портки!
Подходите, подходите,
Покупайте, что хотите!
В уголке ряженья – костюмы и элементы русских народных костюмов. Дети выбирают, наряжаются.
Воспитатель: А вы, детушки, знаете, как называются эти костюмы? (Уточняющие ответы детей).
Ярмарка, ребята, это всегда большой праздник!
Подходи, честной народ!
От мала до велика.
Потеха пришла,
Смех, веселье принесла!
Скоморохи выходите,
Да людей повеселите!
Воспитатель: Дети, кто такие скоморохи, знаете? (Это люди, которые смешили народ)
Кто хочет быть скоморохом? Сейчас мы наденем воротнички и колпачки, да включим задорную плясовую. (2 ребенка импровизируют танец скоморохов, дудят в дудочки)
Мы на ярмарке на нашей
И споем для вас, и спляшем,
Сказку можем рассказать,
Представленье показать.
Дети показывают сценку «Нынче Ваня очень занят»
В уголке театрализации:
Дрессированный медведь –
Может он плясать и петь.
Кто нарядится мишкой,
Получит коврижку!
Воспитатель. Кто хочет нарядиться мишкой? (Выбирают одного ребенка)
Ну-ка, мишка, не ленись,
Добрым людям поклонись.
А теперь, покажи как дети пляшут.
Как делают зарядку.
Молодец, мишка!
Вот тебе коврижка!
Воспитатель. На нашей ярмарке и медку можно прикупить: липового, цветочного, гречишного. Можно и бочонок меда кому-нибудь в подарок прикупить. Ну-ка, пчелки, несите-ка медок. (Дети исполняют танец пчелок).
Воспитатель. Кому орехи, орехи кому? Кедровые, лесные орехи.
Танец белочек.
Подвижная игра «Карусель».
Эй удалой народ,
Карусель вас ждет!
Дети держатся за ленты, привязанные к кольцу, бегут по кругу приговаривая :
Потихоньку, еле-еле раскрутили карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Дети рассаживаются на ковре.
Дидактическая игра «За игрушками на ярмарку»
Воспитатель. Дети, кто хочет быть коробейником?
Если желающих несколько, выбирают считалкой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, ты и я.
Воспитатель. А вот коробейник,
Весельчак и затейник,
Продает игрушки,
Баранки, да ватрушки.
Воспитатель. Кто знает пословицы, умеет отгадывать загадки, получают денежки. (Дети и родители называют пословицы и отгадывают загадки).
У кого имеются денежки? Подходи по одному!
Вот игрушки расписные,
Ладные, нарядные,
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.
Воспитатель: Подходите, выбирайте, да правильно называйте!
Дымковская игрушка
(Воспитатель выставляет на лоток дымковские глиняные игрушки).
Привезли мы глину с дальнего бугра
Ну-ка, за работу, чудо-мастера!
Я слеплю лошадку, я ее приглажу,
И седельце с бахромой на спину прилажу.
Слепим, высушим — и в печь!
А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи,
А в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи – игрушки.
Вот и готовы наши глиняные игрушки. Посмотрите на них внимательно, что у них общего?
(Дети отвечают)
Воспитатель. Правильно, они белого цвета.
Этот цвет получается, оттого, что фигурки опускают в смесь молока и мела. А затем наносят разные узоры.
Какие узоры – залюбуешься!
Называйте элементы росписи, которые вы уже знаете! (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки.
Все на своем месте и все горит ярко-ярко!
Каждый элемент дымковской росписи что-то означает.
Круг – символ солнца, каравай хлеба.
Точка – звезды
Волнистая линия – вода
Прямая линия – дорога.
Покупайте, игрушки!
(После того, как «раскуплены» все дымковские игрушки, воспитатель выставляет на лоток коробейника филимоновские свистульки.)
Филимоновская свистулька
Эти игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые традиции.
Свистульки-петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные,
Гривы расписные –
Всем по нраву
Глиняные забавы!
Воспитатель. Игрушки эти лепят из глины, они причудливые и в то же время простые по выполнению. Летят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. Есть у них отличительная особенность, отличная от дымковских игрушек. Может, кто догадался?
Верно, все они вытянуты, как-будто чему-то удивляются, все похожи на длинношеих жирафов. А еще они не просто игрушки, а свистульки.
У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат — в гусей.
А расписывают их не кисточкой, а гусиным пером.
Элементы росписи вам знакомы, очень похожи на дымковские узоры.
Подходите, покупайте,
Игрушки разбирайте.
Гжель
(После того, как «раскуплены» филимоновские игрушки, на лотке появляется гжель.)
Воспитатель.
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно из дали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой!
(Между четверостишиями дети «покупают» гжель)
Семеновские матрешки
Воспитатель выставляет на лоток коробейника семеновских матрешек.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
На столе у нас живут –
Всех матрешками зовут.
Эта игрушка с сюрпризом…
Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрешечкабогата?
У матрешки невелички
Есть веселые сестрички!
Матрешки русские по свету славятся
На них взгляните вы – чем не красавицы.
Все они матрешеньки
Все они милашеньки,
С алыми щечками
Под пестрыми платочками.
Нарядные, пригожие,
На нас чуть-чуть похожие.
(По ходу рассказа воспитателя, дети подходят и разбирают матрешек)
Богородская игрушка на движение
Последними на лоток выставляются богородские игрушки на движение.
Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, — потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне… Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.
А вот игрушки расписные,
Живые, деревянные,
Они повсюду славятся.
Да и вам понравятся.
История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию.
С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.
Воспитатель. Ну вот, кажется, разобрали все игрушки. Устал наш коробейник, садись отдохни, да на забаву посмотри.
Воспитатель предлагает родителям и детям подвижные и дидактические игры:
«Кто быстрее разберет матрешку и построит матрешек в ряд»
«Кто быстрее соберет матрешку»
«Кто быстрее запустит космическую ракету»
«Кто сможет провести крутящуюся юлу от 1 до 7 по дощечке»
Итог.
Воспитатель. Ну вот ребята, обошли мы всю ярмарку. Понравилось вам ребята на ярмарке?
Что такое ярмарка? (Народное гулянье, базар, где продают разный товар)
А игрушки вам понравились? Эти игрушки народные промыслы.
Как называются игрушки?
Молодцы, а еще какие слова услышали?
Коробейник (продает товар с лотков)
Скоморохи (смешат людей)
Что у нас было на ярмарке?
Дети. Водили медведя, устраивали карусель, на ярмарку одевали праздничную одежду.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы были внимательными, веселыми, любознательными, дружными. Спасибо вам за это!