Татьяна Воронцова
Дошкольники и экономика
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники и экономика
Современная жизнь диктует свои стандарты:в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте,чтобы быть успешным необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду,ведь представления о деньгах их применении начинается формироваться в дошкольном возрасте. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то встает вопрос как грамотно помочь ребенку осмыслить новые явления, факты и понятия?
Публикация «Дошкольники и экономика» размещена в разделах
Прежде всего надо разобраться самим педагогам что же такое экономика, финансовая грамотность?
Древние греки экономикой называли искусство ведения домашнего хозяйства. В современной экономической литературе дается более широкое определение: «Экономика – это взаимодействие человека с природой, с окружающей его средой в интересах обеспечения жизненного пространства, существования и развития человека и человеческого общества». Экономика учит, как распорядиться имеющимися ограниченными ресурсами для удовлетворения безграничных потребностей людей. (слайд 2)
Финансовая грамотность –это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги грамотно ими управлять. (слайд 4)
Экономическое воспитание часть общей системы воспитания. Организованный педагогический процесс. направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей,элементарных экономических знаний, умений и навыков, потребностей хозяйствования (слайд 4)
Цель: Раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных материальных ценностей,как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. Способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям. (слайд 5)
Задачи:
- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);
- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;
- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия).
- познакомить детей с ведением хозяйства;
- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;
- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества. (слайд 6)
Для решения задач используются следующие методы обучения детей экономике -это словесные, практические и наглядные методы (слайд 7)
Используем следующие формы работы
-игры: сюжетно-ролевые, дидактические,интелектуальные
-образовательная деятельность
-чтение художественной литературы,
-решению проблемных ситуаций, возникающих в сказках и реальной жизни,
-разыгрывание экономических ситуаций. (слайд 8)
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В играх создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. Игра «Банк» Позволяет расширить знание о работе банка, знакомит с профессиями «кассир», «консультант», «банковский работник»,с валютами разных стран, с банковскими картами. «Супермаркет», использовать математические знания при покупке товара,развивать логическое мышление, умение планировать покупки,«Клининговая компания» : знакомит с работой по найму, воспитывает уважение к труду, знакомит с понятием «заработная плата».(слайд 9)
Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере экономического воспитания являются дидактические игры экономического содержания. Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений.
Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности.
В игре «Угадай, где продаются» у детей формируется умение соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развивается умение обобщать группы предметов. слайд дидактические игры
«Магазин игрушек» - дает детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи; развивает умение «видеть» товар, место производства, цену (стоимость).
Дидактическая игра «Яблоко - груша» - учит считать деньги и свои ресурсы.
В игре «Что можно купить, а что нельзя» дети узнают, что не все в мире можно купить за деньги.
В игре «Денежные знаки разных стран» уточняются знание детей о валюте разных стран, развивается внимание, наблюдательность, расширяется кругозор детей. Закрепляются представления детей об огромном мире, разных странах.
Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.
Решение проблемных ситуаций. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. (Показ картотеки проблемных ситуаций) (слайд 11)
Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний можно использовать народные и авторские сказки:
Русские народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко», «Волшебное кольцо», Братьев Гримм «Горшок каши», С. Аксаков «Аленький цветочек» ,В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»- дают представление детям о бартере, как обмене одной вещи на другую, без денег. Мультфильм «Каникулы в Простоквашино», сказка К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсена «Огниво». способствует знаний детей о деньгах, как цене товара, воспитывает умение делать простейшие умозаключения.
Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» дает детям представление об экономическом понятии собственность, закрепляет представление о собственности как о том, что принадлежит человеку.
Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям. (слайд 12)
Таким образом, работая в системе, можно добиться позитивных результатов в деле экономического воспитания дошкольников : воспитать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, умение беречь вещи и предметы и пользоваться ими по назначению, сформировать представление о том, что предметный мир – рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд. Воспитать уважение к труду, сформировать элементарные трудовые навыки. Дети познакомятся с разнообразным миром профессий, что, возможно, в будущем повлияет на выбор жизненного пути. Детям раскроются элементарные экономические понятия и явления, что будет способствовать социальной адаптации ребенка к жизни общества. Ребенок будет смотреть другими глазами на мир ценностей и потребностей человека. Свои желания и потребности он будет соотносить с возможностями семьи и социума, научиться уважать интересы близких ему людей. Занимаясь экономикой, ребенок научится рационально планировать свои действия, экономно использовать материалы и средства. На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека. (слайд 13)