Алла Терашкович
Дошкольники и экологическая культура: результаты педагогической деятельности
▼ Скачать
Дошкольники и экологическая культура:
результаты педагогической деятельности
Многие исследователи показали, что большинство людей усваивают те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно. Именно поэтому дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности. Цель дошкольного учреждения – воспитание детей как активно действующих личностей.
Публикация «Дошкольники и экологическая культура: результаты педагогической деятельности» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
А какой человек, какая личность нужна нашему государству? Конечно же, с высоким уровнем интеллекта, самореализации, самоопределения, личность активная и инициативная. Но, вместе с тем, способная откликаться на чужую боль, чужое страдание, личность милосердная.
Воспитание экологической культуры является одним из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засорённость среды обитания – всё это вызывает необходимость способствовать развитию экологической культуры начиная с детского сада. Её сущность заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в её мир, в её ничем незаменимую ценность и красоту, понимания, что научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
На этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Основная цель моей работы – создание необходимых условий и реализация задач, направленных на развитие у дошкольников основ экологической культуры как части общей культуры, как результата воспитания, выражающего в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
Для решения поставленных задач мною был разработан и введён в практику работы со старшими дошкольниками факультативный курс «Экология через сказку».
Создан эколого-научный центр, в котором организуются познавательные практикумы для развития у детей познавательной активности в опытнической и экспериментальной деятельности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Также для расширения знаний детей и обогащения их элементарными научными знаниями о природе подобраны аудиозаписи и видеоматериалы. Сделаны макеты «Дикие и домашние животные», с их помощью дети усваивают такие экологические понятия как «пластичные и непластичные виды».
Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией является самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Включение загадок, пословиц, поговорок способствует развитию интереса, обогащению словаря дошкольников, для этого мы создали пособие «Экологическая тетрадь», в которую вошли приметы, пословицы, поговорки и другие интересные сведения о каждом месяце года.
Для внесения разнообразия, элементов неожиданности и придания эмоциональной окраски в общении с детьми, пользуемся такими пособиями как: «Друзья природы», «Дидактические экологические игры», «Экологическая тропинка» и др.
В соответствии с законом РФ «Об образовании», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». При совместном участии педагогов, детей и родителей нашей группы были оформлены альбомы «Счастливое детство», «Экомир моей семьи», семейные газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Моя семья», создали генеалогические древа семей. Такая форма взаимодействия «педагог – ребёнок – родитель», используемая нами в работе, подвела родителей к пониманию того, что совместные усилия нужны их детям для полноценного, гармоничного развития.
Также для самореализации дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми, в практику работы нами был введён периодический выпуск газеты «В союзе с природой», направленный на формирование у детей начал экологической культуры и на развитие экологической культуры у взрослых, их воспитывающих.
Показателем экологической образованности и экологической воспитанности ребёнка являются не только знания, но и его посильное участие в улучшении природного окружения. На участке детского сада, для проведения наблюдений и ухода за растениями, имеются цветники, клумбы, «уголок лекарственных трав».
Особенностью нашей работы с родителями по развитию экологической культуры детей является проведение экологических акций. Ведь акции позволяют детям почувствовать свою причастность к проблемам взрослого мира и внести посильную лепту в его преобразование, помогают детям в понимании «картины мира», тем самым, развивая в детских душах и сердцах познавательный интерес, творчество, любовь и бережное отношение к окружающему! А взрослым акции дают возможность помочь детям обогатиться знаниями о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе и поделиться с ними своим жизненным опытом. Такой подход, как показывает опыт, способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей.
Мы провели с детьми такие акции как: «Принцесса из ложки», «Наши пернатые друзья», «Красивый город – чистый город». Кроме акций, нами был разработан и проведён с детьми экологический проект «Прорасти семечко», целью которого было развитие основ экологической культуры у воспитанников на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
Для повышения познавательной активности мы с детьми посещаем филиал №10 Центральной городской детской библиотеки и экологический кружок «Друзья природы» при Дзержинском дворце детского творчества. Это сотрудничество позволяет знакомить ребят с природой родного края через разнообразные формы познавательно-исследовательской деятельности.
Важное место в своей деятельности мы отводим повышению правовой и образовательной культуры родителей, с целью создания единого образовательного пространства для дошкольников в семье и в детском саду.
Для наших родителей проводились «Недели открытых дверей», а не один день, учитывая сложившуюся тенденцию их занятости. Эта форма работы нравится родителям, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка, самим научиться некоторым приёмам и методам работы со своими детьми.
Проводились различные мероприятия: родительские собрания: «Воспитание экологической культуры», «Природа и дети», «Войди в природу другом», проведение КВНов «Тайны природы», «Что мы знаем о природе»; консультации для родителей: «Ароматерапия», «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», «Школа здоровья», «Формирование экологической культуры дошкольников», «Что там за дверью». Проводилось анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей». Также оформлен родительский уголок «Мир природы», где помещаются материалы о природе. Наши родители принимают активное участие в озеленении участка: высаживают кустарники, цветы. Родители являются активными участниками в проведении праздников и развлечений: выступление в качестве известных детям сказочных персонажей на различных утренниках; проведение Масленичной недели с обязательными ярморочными гуляниями; изготовление необходимых к праздникам костюмов и атрибутов; участие в различных конкурсах, аттракционах. Участвуя в спортивных праздниках («Весёлые старты», «Дни здоровья», родители получили возможность наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников.
Дальнейшую свою педагогическую деятельность нам хочется построить, опираясь на высказывание А. С. Макаренко, который сказал: «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером ПЕДАГОГ».
Литература:
1. Кавтарадзе Д. Н. Экологическое образование и безопасность общества. - М. : Просвещение, 1992.- 187с.
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2004.- 144с.
3. Николаева С. Н. эколог в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003.-120с.