Татьяна Беркутова
Дополнительная образовательная программа развивающей направленности «Волшебный мир оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами чрезвычайно велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских церемониях и ритуалах, в образовательных целях, в реабилитационный период после некоторых болезней, элементы складывания в стиле оригами находят место даже в космических технологиях. Оригами – идеальный способ интересно и с пользой провести досуг.
Публикация «Дополнительная образовательная программа развивающей направленности „Волшебный мир оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Цель программы – изучить искусство оригами, сформировать у детей художественный вкус, развить фантазию и аккуратность.
Увлечение оригами, помогая развить наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того, чтобы сделать, например, птичку или животное в технике оригами необходимо знать их форму, повадки и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Если этого не сделать, то скорее всего работа не даст желаемого результата станет чисто техническим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.
Трудно понять это искусство, не занимаясь рисованием, лепкой, икебаной, поэтому на занятиях в кружке будут проводиться уроки композиции и аппликации.
Данная программа актуальна в наше время, так как на данном этапе формирования современного общества необходимо вырастить всесторонне развитую личность.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Расширять коммуникативные способности детей.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Направления и содержания деятельности.
В содержание программы «Волшебный мир Оригами» входят следующие разделы:
1. Знакомимся с бумагой:
1.1. Бумага и ее история
1.2. Разновидности бумаги и ее свойства
2. Знакомимся с искусством Оригами:
2.1. История появления и развития Оригами
2.2. Базовые формы Оригами
2.3. Виды и приемы складывания бумаги
2.4. Изготовление поделок в технике Оригами
2.5. Изготовление иллюстраций к сказкам в технике Оригами.
Программные задачи реализуются поэтапно:
1. Познакомить с бумагой, ее видами и свойствами
2. Познакомить с историей Оригами, ее базовыми формами.
3. Изготовление поделок с помощью базовых форм.
4. Изготовление аппликации, как иллюстрации к сказке в технике Оригами.
Для реализации программы «Волшебный мир Оригами» использую следующие формы работы:
• Организованное обучение: занятия, кружок.
• В совместной деятельности (взрослый-ребенок): игра, изготовление базовых форм, поделок.
• В самостоятельной деятельности детей: изготовление поделок.
• В совместной деятельности дома (ребенок – родители): изготовление поделок.
Технологии, используемые для реализации программы:
1. Технологии Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. (Весёлые уроки оригами.);
2. Технологии Соколова С. (Сказка оригами);
3. Игровые упражнения по снятию тонуса (мышечного напряжения);
4. Пальчиковые игры.
Методы и приемы:
• Наглядный (рассматривание иллюстраций, показ образца выполнения последовательности работы)
• Словесный (беседа, рассказ, сказка)
• Практический (изготовление поделки)
Условия реализации программы.
Количество детей: 10 человек.
Форма занятий: фронатально, в виде совместной деятельности.
Место проведения: группа.
Материально-техническое оснащение, оборудование:
• Альбом 40 листов
• Цветная бумага
• Ножницы
• Клей ПВА, кисть для клея и клей-карандаш
• Фломастеры, карандаши цветные 6 цветов
Пространственно-предметная среда.
При создании развивающей среды опиралась на положение А. В. Запорожца об обогащении детского развития на основе предметной базы и учитывала ряд требований С. Л. Новоселовой, Л. С. Выгодского, Н. Н. Поддъякова:
1. Соответствие возрастным особенностям и возможностям.
2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности.
3. В предметной среде должны быть известные ребенку объекты и те, которые побуждают его к последующей деятельности.
4. Необходимо исходить из инициативности самого ребенка, его стремления на деле применить свои знания, в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.
5. Предметная среда должна создавать и поддерживать эмоциональное благополучие и комфорт, наличие площадки (стол).
6. Обеспечение свободного доступа к материалу (стол, тумба, полочки на уровне роста детей).
7. Наличие демонстрационных картин, предметных картинок, картинок – образцов.
8. Наличие в различных игровых, учебных зонах разнообразных материалов, пособий.
Механизм оценивания результатов работы.
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – сентябрь, итоговая – май.
Методика диагностики:
Для мониторинга результативности работы по программе «Волшебный мир Оригами» разработала свою диагностику в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей:
1. Беседа с ребенком.
2. Беседа с опорой на практический материал.
3. Наблюдение за детьми во время занятий.
4. Выполнение поделок.
5. Опрос родителей по выполнению поделок ребенком в домашних условиях.
Результат работы
.[/b]
Программа рассчитана для работы с детьми от 4 до 6 лет.
В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям,; создавать изделия оригами
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
Показатели уровня овладения детьми тематической совместной деятельностью:
Уровни Отношение к практической деятельности Целеполагание (умение ставить цель). Планирование
(подготовка к работе). Реализация
(выполне-ние работы). Рефлексия
(фиксирование результатов).
Высокий Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в изготовлении поделок. Самостоятельно изготавливает поделку. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата. Делает выводы.
Средний В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого изготавливает поделку. Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоя-тельно готовит материал для изготовления поделки. Проявляет настойчи-вость в достижении результатов, помня о цели работы. Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий Потребность в знаниях есть, может проявить. Привлекает только конкретная поделка. Работа хаотичная, больше манипулятивная, действует под руководством взрослого. Результат не всегда интересует. Радуется результату (аргументирует простыми суждениями, односложно).
Литература
1. В. В. Выгонов «Практикум по трудовому обучению» М. 1999 г.
2. Конышева Н. М. «Чудесная мастерская» М. 1996 г.
3. Светлов Г. Колыбель японской цивилизации М. 1994 г.
4. Щеблыкин И. К. «Аппликационные работы в начальных классах» М. 1993 г.
5. Малышев Д. Ж. «Мастерим сами» М. 1991 г.
6. Светлов А. Н. «Игрушки из бумаги» М. 1990 г.
7. Колобанов М. Ю. «Мир бумаги» М. 1988 г.
8. Щеглова А. В. «Оригами для начинающих», Ростов-на-Дону, 2009г.
9. Соколова С. «Оригами: с нами не соскучишься», М., 1999г.
10. Гаврина С. Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Ярославль, 2005г.
11. Сухаревская О. Н. «Оригами для самых маленьких», М., 2008г.
12. Сержантова Т. Б. «Оригами для всей семьи», М., 2007г.
13. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги», М., 1992г.
14. Щеглова О. «Оригами для всех», М., 2008г.