Татьяна Беркутова
Дополнительная образовательная программа развивающей направленности «Читай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Программа «Читай-ка» предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Она способствует развитию речи и направлена на обучение чтению в игровой форме. Программа основана на модифицированной методике Н. Жуковой, методике С. Гавриной и О. Перовой, что представляет собой интегрированную методику.
Публикация «Дополнительная образовательная программа развивающей направленности „Читай-ка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Программа включает только самые интересные игры, любимые детьми, дающие отличные результаты.
Описанные этапы работы вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка и целей занятий. Игры и занятия можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Отдельные игры могут стать основой целого занятия или его частью.
Программа построена с учетом возрастных особенностей речевого развития ребенка 5-7 лет.
Задачи:
Развитие познавательной речевой активности.
Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение, чтение-слушание и слышание.
Знакомство со звуками речи, отработка правильного звукопроизношения.
Знакомство с буквами, слогами, словами и предложениями.
Так как развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую связано с развитием мелкой моторики руки ребенка, в программе предусмотрены специальные упражнения (пальчиковые игры).
Цель программы:
Развитие речи и обучение чтению доступным для ребенка способом – игрой.
Задачи:
1. Образовательно-развивающие:
Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);
Развитие мелкой моторики;
Расширение кругозора ребенка.
2. Оздоровительные:
Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;
Организация максимально подходящих условий для развития речи ребенка;
Организация благоприятных условий для обучения чтению.
3. Воспитательные:
Формирование у ребенка познавательного интереса;
Обучение ребенка чтению;
Развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу; уметь договариваться.
Направления и содержание деятельности
В содержание программы «Читай-ка» входят разделы:
Программные задачи реализуются поэтапно:
1. Привлечение внимания детей к собственной речи и речи окружающих.
2. Развитие речевого аппарата.
3. Расширение словаря.
4. Развитие грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи.
6. Знакомство со звуками и простейший звуковой анализ.
7. Знакомство с буквами, слогами, словами и предложениями и текстами.
Для реализации программы «Читай-ка» использую следующие формы работы:
• Организованное обучение: занятия.
• В совместной деятельности (взрослый-ребенок): игра.
• В самостоятельной деятельности детей: игровые упражнения.
Технологии, используемые для реализации программы:
1. Технологии Н. С. Жуковой («Обучаем правильному чтению»);
2. Технологии С. Е. Гавриной («Учимся играя»);
3. Игровые упражнения по снятию тонуса (мышечного напряжения);
4. Пальчиковые игры;
5. Игровые упражнения для развития речевого дыхания;
6. Игровые упражнения по развитию голоса;
7. Подвижные игры для развития координации слова и движения;
Методы и приемы: наглядный, словесный,практический
Условия реализации программы.
Количество детей: 10 человек.
Форма занятий: фронатально, индивидуально.
Место проведения: группа.
Материально-техническое оснащение, оборудование:
- «Букварь: учебное пособие» \ Н. С Жукова – М. : Эксимо, 2010.
- Практический материал для каждого занятия.
-Касса букв
-Предметные картинки
-Магнитная азбука
-Альбом для рисования
-Цветные карандаши
-Простой карандаш
Пространственно-предметная среда.
При создании развивающей среды опиралась на положение А. В. Запорожца об обогащении детского развития на основе предметной базы и учитывала ряд требований С. Л. Новоселовой, Л. С. Выгодского, Н. Н. Поддъякова:
1. Соответствие возрастным особенностям и возможностям.
2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности.
3. В предметной среде должны быть известные ребенку объекты и те, которые побуждают его к последующей деятельности.
4. Необходимо исходить из инициативности самого ребенка, его стремления на деле применить свои знания, в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.
5. Предметная среда должна создавать и поддерживать эмоциональное благополучие и комфорт, наличие площадки (стол).
6. Обеспечение свободного доступа к материалу (стол, тумба, полочки на уровне роста детей).
7. Наличие демонстрационных картин, предметных картинок
8. Наличие в различных игровых, учебных зонах разнообразных материалов, пособий.
Механизм оценивания результатов работы.
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – сентябрь, итоговая – май.
Методика диагностики:
Для мониторинга результативности работы по программе «Читай-ка» я разработала свою диагностику в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей:
1. Беседа с ребенком.
2. Беседа с опорой на практический материал.
3. Наблюдение за детьми во время занятий.
4. Выполнение практического материала.
5. Опрос родителей по выполнению игровых заданий ребенком в домашних условиях.
Диагностика готовности к обучению чтению (сентябрь)
Для того чтобы научить ребёнка читать требуется проверить готовность зрительной и слуховой памяти к обучению чтению.
1. Готовность зрительной памяти к обучению чтению
Ребенку показывают печатную букву, а он должен карандашом или ручкой правильно написать очертание этой буквы. Ребенку показывают до 10 букв по очереди и убирают из вида. Ребенок по очереди их "чертит" на бумаге по памяти.
1.1. Оценка готовности зрительной памяти к обучению чтению
Если ребенок правильно начертил очертания букв, то его зрительная память готова к обучению чтению.
Если ребенок допустил грубые ошибки в большинстве букв или вообще не смог начертить очертания букв, то его зрительная память не готова к обучению.
1.2. Коррекция готовности зрительной памяти к обучению чтению
Дайте ребенку лист бумаги и карандаш, показывайте ему печатные буквы по одной, пусть записывает, пока не научится воспроизводить правильно контуры печатных букв по памяти.
2. Готовность слуховой памяти к обучению чтению
Ребенок должен на слух уметь слышать выделяемый начальный звук из названия любого предмета. Проверку начните со слов, начинающихся с простых гласных букв:
А-ааарбуз, О-ооокунь, и т. д.
Если ребенок легко определяет начальный гласный звук, то ему даются слова начинающиеся с согласных.
2.1. Оценка готовности слуховой памяти к обучению чтению
Если ребенок может сам выделить начальный звук из названия слова-то готовность слуховой памяти к обучению чтению-100%.
Если ребенок может выделить начальный звук из названия слова при помощи взрослого - то его слуховая память готова к обучению чтению при помощи взрослого, т. е. потребуется незначительная коррекция слуховой памяти по овладению умением выделять начальный звук из названий слов самостоятельно.
Если ребенок не может выделить начальный звук из названия предмета при серьёзной помощи взрослого, то его слуховая память не готова к обучению чтению.
2.2. Коррекция готовности слуховой памяти к обучению чтению
Пока ребенок не услышит и не сможет назвать начальный звук из названия слова, он нуждается в коррекции слуховой памяти для обучения чтению.
Коррекция заключается в следующем: начальный звук из названия слова тянется настолько долго, насколько требуется для того чтобы ребенок его услышал и повторил.
Аарбуз, Ааарбуз, Аааарбуз и т. д.
Коррекция начинается со слов, начинающихся с гласных, заканчивается на словах, начинающихся с согласных.
Когда ребенок может самостоятельно выделить начальный звук, то его уже можно начинать обучать чтению.
Диагностика результата обучению чтению (май)
Правила использования диагностики:
а) перед началом обследования необходимо все подготовить для его проведения – протокол, ручку, секундомер;
б) тексты, предъявляемые испытуемым, нужно хорошо изучить, выбрать правильную интонацию и скорость чтения;
в) при предъявлении текста каждому ребенку следует читать текст с одинаковой интонацией, скоростью и предельной внятностью;
г) при затруднении в пересказе ему следует оказать помощь: прочитать еще раз, задать наводящий вопрос. Вид оказываемой помощи фиксируется в протоколе.
Цель: выявить особенности речевого развития детей.
Задачи: на основе анализа пересказа текста определить индивидуальные особенности речи и соотнести их с уровнями речевого развития.
Материал: короткие рассказы, сказки, стихи и т. д., соответствующие возрасту.
По результатам диагностики испытуемые делятся на три группы.
Дети с высоким уровнем речевого развития успешно справляются с пересказом текста:
• пересказ осуществляется без повторного его прочтения;
• ребенок обошелся без подсказок и наводящих вопросов;
• сумел передать смысл текста своими словами;
• речь громкая, отчетливая;
• предложения строятся логически правильно;
• присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста.
Дети со средним уровнем речевого развития могут пересказать текст после повторного прочтения. Для этой группы характерно активное отношение к предлагаемой задаче. Выполнением задачи можно считать состоявшийся пересказ от начала до конца при внятном произнесении правильно построенных фраз.
К третьей группе относятся дети с низким уровнем речевого развития. Их характеризует пассивное отношение к задаче. После нескольких повторов текста самостоятельный пересказ осуществляется с трудом, с наводящими вопросами. Можно наблюдать у ребенка невнятное “бурчание поднос”, отказ от пересказа.
Тексты для диагностики предлагаются в зависимости от возраста детей. Все тексты имеют мораль, эмоциональную окраску и состоят примерно из десяти предложений.
Результат работы.
Программа рассчитана для работы с детьми от 5 до 7 лет.
Дети различают звуки (гласные и согласные, выполняют звуковой анализ слов, знают буквы, читают слога, слова, предложения и тексты.
Литература
1. Зайцев В. Н. “Резервы обучения чтению”. – М. : “Просвещение”, 1991. – 32с.
2. Ильин А. М., Ильина Л. П. “Букварь 21 века”. – С-Петербург: АО “Сфера”, 1992. – 87с.
3. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М. : изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
4. “Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция” – Учебное пособие под ред. О. Б. Иншаковой, – Москва-Воронеж, 2001. – 239с.
5. Симановский А. Э. “Как научить ребенка понимать текст. Детская герменевтика”, – Ярославль, 1997. – 50с.
6. Жукова Н. С. «Букварь», - М. : Эксмо, 2010.- 96 с.
7. «Учимся читать»\ Под редакцией Гавриной С. Е. – М. : ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008. – 79с.
8. Перова О. «Обучение грамоте», - М. : ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008. – 80с.
9. «Первая книга. Учим с малышом первые слова» под редакцией Ивановой А. А. и Мищенко Е. Д. – Полиграф-Проект Дрофа-Плюс, 2011.