татьяна герасько
Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и развивайся. Интерактивный пол»
▼ Скачать
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Magium– это интерактивный пол, использующий технологию допол-нительной реальности, состоящий из металлического короба с оборудованием, фигур и напольного покрытия.
Мир, в который погружается ребенок, создается с помощью компьютера, проектора и датчика Kinect. С помощью датчикаKinect, который считывает нажатия, размер, цвет фигур, количество детей, рост ребенка, его движения, взаимодействие с предметами и интерактивной поверхностью происходит в реальном времени. Реальность, воспринимаемая ребенком, является интерактивной поверхностью, реагирующей на нажатие с использованием реальных предметов и игрушек, используемых педагогами в ходе занятия.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Играй и развивайся, Интерактивный пол“» размещена в разделах
Образовательный пол Magiumсоответствует требованиям ФГОС ДО, направлен на индивидуализацию образования и социализацию ребёнка, учи-тывает специфику дошкольного возраста. С применением Magium можно организовать развивающие занятия разной направленности с детьми любого возраста и уровня физического развития. При этом принимаются во внимание индивидуальные особенности каждого. Содержание комплекса основано на интеграции видов детской деятельности и охватывает все образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Учитывается и необходимость в создании условий для развития творческого потенциала ребенка. Игры в интерактивной обучающейся системе «Играй и развивайся. Окружающий мир» направлены на развитие творческого мышления, где ребенок может самостоятельно создавать узоры и изображения.
Magium дает возможность проведения командных игр для детей в группах до двенадцати человек. Педагог с его помощью с легкостью может разнообразить процесс обучения и развития.
Возможности интерактивного пола Magium мотивировали нас соста-вить дополнительную общеобразовательную, общеразвивающую программу дошкольного образования «Играй и развивайся» (Далее – ДООП ДО «Играй и развивайся»). Программа рассчитана для детей от 5 до 7 лет. При ее разработке использовались такие нормативно-правовые документы как:
Программа разработана для педагогов дошкольного учреждения в рамках внедрения ФГОС ДО. При ее разработке использовались такие нормативно-правовые документы как:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федера-ции от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации ОТ 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Устав Детского сада № 206 ОАО «РЖД» (Распоряжение ОАО «РЖД» от 10.01.2017 г. № 37р);
Основная образовательная программа дошкольного образования Детского сада № 206 ОАО «РЖД» (Приказ заведующего Детским садом № 206 ОАО «РЖД» от 02.09.2021 г. № 215-ОД).
В основу программы легли методические пособия Е. В. Зубковой [и др. ]. – Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2016. – 56 стр. «Интерактивная обучающая система «Играй и развивайся. Окружающий мир».
1.1. Цели и задачи реализации ООП ДО «Играй и развивайся»
Основной целью данной программы является :
Создание условий для всестороннего развития детей через организа-цию различных видов деятельности (игра, общение и исследовательская по-знавательная деятельность,используя программное обеспечение интерак-тивного пола «Magium».
Задачи:
Образовательные:
Осуществлятьречевую и познавательно-исследовательскую практику, поощряя общение между детьми;
Стимулировать двигательные функции ребенка в процессе игры с яркими спецэффектами на поверхности пола, координируя движения в пространстве с учётом своих игровых границ.
Развивающие :
Развивать двигательные способности детей и физических качеств (гибкость, подвижность в суставах, ловкость);
Развивать умение регулировать свое эмоциональное состояние, снимая внутреннее напряжение в процессе деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать эмоционально положительное отношение во взаи-модействии с коллективом сверстников, проявляя внимание друг к другу.
Воспитывать чувство уверенности в себе.
1.2. Этапы реализации программы
1 Этап (Диагностический).
Цель: выявление интересов, потребностей и возможностей детей для их реализации через обучение и развитие по ДООП ДО «Играй и развивайся».
Изучение нормативно-правовой базы, обобщение и систематиза-ция имеющегося методического материала.
Педагогическое наблюдение за детьми и знакомство с интерак-тивными полами.
Первичный мониторинг детей.
2 Этап (Практический)
Цель:Осуществление речевой, двигательной и познавательно-исследовательской практики в процессе использования интерактивных по-лов.
Формирование двигательных функции ребенка в процессе игры, координируя движения в пространстве с учётом своих игровых границ;
Совершенствование двигательных умений и обучение технике выполнения игровых задач.
Овладение элементарными мыслительными операциями (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
3 Этап (Контрольный)
Цель: Выявление эффективности использования интерактивного пола во всестороннем развитии личности детей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности
Занятия по программе «Играй и развивайся» проводится с детьми 5-7 лет 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия –25 минут. Вводная часть 3-4 мин., основная часть 15-16 мин., заключительная 5 мин.
1. Мотивация: игровой сюжет в форме сказки, стихотворения или рассказа нацеливает детей на выполнение определенных действий. Игровая мотивация изначально вызывает у детей положительные эмоции, ожидание радости и приятное волнение.
2. Инструкция по выполнению игрового задания: она должна быть четкой и краткой.
3. Выполнение игровых действий: участники игры самостоятель-но, парами или в группе сверстников выполняют задание под руководством педагога.
4. Рефлексия: беседа с детьми о том, что им запомнилось или что больше всего понравилось, с какими трудностями они встретились, какие чувства испытали.
Во время занятий дети занимаются босиком (в носках, так как интерактивный пол оснащён мягкими модулями, а также для лучшего реагирования на любое движение.
Большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всего занятия имеет интонационное разнообразие речи педагога.
2.2. Взаимодействие с детьми
В работе с детьми необходимо формировать у них желание уча-ствовать в различных видах детской деятельности, чтобы у них возникала возможность и интерес во всестороннем развитии. Для решения этой задачи помогают беседы в соответствии с определённой тематикой.
Игра – основной вид деятельности детей, и работу с интерактив-ными полами целесообразно проводить в игровой форме. Содержание организованных форм обучения наполнено развивающими играми. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская и т. д. Все перечисленное в комплексе способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности.
Для создания положительного эмоционального фона применяем наглядные пособия (картинки, рисунки, а также загадки, песни, стихотворе-ния, что способствуют повышению интереса и активности детей к занятиям и как следствие, более качественному выполнению игр-заданий.
2.4. Взаимодействие с родителями
Основной целью в работе с родителямиявляется установление потребности в общении, в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией об использовании интерактивных полов в работе с детьми.
Задачи:
Содействовать повышению уровню психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам использования интерактивных полов в образовательный процесс для всестороннего развития ребёнка.
Активизировать работу с родителями, находить новые пути при-влечения семьи к участию в образовательном и воспитательном процессе.
Формы работы, применяемые в данной программе :
Анкетирование;
Консультативная помощь;
Родительские собрания;
Открытые занятия;
Совместные мероприятия детей и родителей;
Индивидуальные беседы.
2.5. Мониторинг развития детей
Мониторинг по ДООП ДО «Играй и развивайся» целесообразно проводить 2 раза в год. В начале года мониторинг проводится с целью определения образовательных потребностей детей для коррекции планирования программы, учитывая при этом индивидуальные качества детей. В конце года определяем степень усвоения детьми данной программы и влияние образовательного процесса на развитие детей.
Методы исследования: метод наблюдения
Мониторинг по работе детей с интерактивными полами «Mаgium»
(кружок «Играй и развивайся»)
Таблица 2
Показатели (оцени-ваемые параметры) Критерии Степень выраженно-сти оцениваемого ка-чества % / кол-во
чел. Методы ди-агностики
1. Теоретическая подготовка детей:
1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы). Соответствие тео-ретических зна-ний предполо-женных програм-мой. минимальный уровень (овладели ме-нее чем объема зна-ний); Соревнова-ния, наблю-дение, созда-ние игровых ситуаций,
средний уровень (объем освоенных зна-ний составляет более);
максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотрен-ных программой).
1.2. Владение специ-альной терминологией. Осмысленность и правильность ис-пользования. минимальный уровень (овладели ме-нее чем предусмот-ренных умений и навы-ков); Опрос, бесе-да,наблюдение
средний уровень (сочетают специальную терминологию с быто-вой);
максимальный уровень (термины упот-ребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием).
2. Практическая под-готовка детей:
2.1. Практические умения и навыки, пре-дусмотренные про-граммой. Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. минимальный уровень (овладели ме-нее чем предусмот-ренных умений и навы-ков); Наблюдение, игровая си-туация, рас-сказ ребёнка
средний уровень (объем освоенных зна-ний составляет более);
максимальный уровень (дети овладели практически всеми уме-ниями и навыками, предусмотренными программой).
2.2. Владение специ-альным оборудовани-ем и оснащением. Отсутствие за-труднений в ис-пользовании. минимальный уровень (испытывают серьезные затруднения при работе с оборудо-ванием); наблюдение
средний уровень (работает с помощью педагога);
максимальный уровень (работают са-мостоятельно).
2.3. Творческие навы-ки Креативность в выполнении практических заданий начальный (эле-ментарный, выполняют лишь простейшие прак-тические задания); Наблюдение,
продукт дет-ской дея-тельности.
репродуктивный (выполняют задания на основе образца);
творческий (вы-полняют практические задания с элементами творчества).
3. Коммуникатив-ные умения:
3.1. Умение слушать и слышать педагога. Адекватность восприятия ин-формации, иду-щей от педагога. минимальный (испытывают серьезные затруднения); наблюдение
средний (частич-ные затруднения);
максимальный (работают самостоя-тельно, не испытывает затруднения).
4. Организацион-ные умения и навыки
4.1. Навыки соблю-дения ТБ в процессе деятельности. Соответствие ре-альных навыков соблюдения ТБ. минимальный уровень (овладели ме-нее чем объема на-выков соблюдения ТБ); наблюдение
средний уровень (объем освоенных на-выков составляет более);
максимальный уровень (освоили прак-тически весь объем на-выков).
Итого Минимальный уровень
Среднийуровень
Максимальный уровень
Уровни усвоения:
3 балла – максимальный уровень, высокая активность ребёнка, само-стоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выполнение заданий без помощи взрослых.
2 балла – средний уровень, интерес к заданиям, желание включиться в деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении заданий. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
1 балл – минимальный уровень, низкая активность, без интереса отно-сится к деятельности и к заданиям. Не готов к самостоятельности.
4.2. Комплексно-тематическое планирование
Таблица 3
Месяц № Тема игры Цель Содержание деятельности
Сентябрь 1 Первичный монито-ринг.
Беседа «Правила ра-боты с интерактив-ными полами». Выявление интересов, потребностей и возмож-ностей детей в дополни-тельной образовательной программе «Играй и раз-вивайся» Мониторинг, наблюдение, беседа.
2
3 Ознакомление с инте-рактивными полами и правилами его ис-пользования.
Интерактивная игра «Соотнеси с образ-ами». Закреплять знания детей о предметах личной ги-гиены; развивать мыш-ление, внимание, вос-приятие. Соедини картинку с её те-нью! Для этого перетяни картинку на её контур.
4
Октябрь 1 «Урожай» (фрукты и овощи). Формирование умения обращать внимание на изменения, произошед-шие со знакомыми рас-тениями. Картинка «Осень», «Ого-род», игрушечные корзинки с овощами и фруктами, иг-рушечная кастрюля, игруш-ка петушок.
2 Интерактивная игра «Разложи по банкам». Формирование умения различать цвета и назы-вать их, закрепление на-званий овощей и фрук-тов. Помочь петушку разложить овощи и фрукты по банкам. Красные овощи и фрукты положить в красную банку, жёлтые – в жёлтую, зеленые – в зеленую. В конце игры дети называют, какие овощи и фрукты лежат в банке.
3 «Народная игрушка». Развивать интерес к изо-бразительной деятельно-сти. Включить элементы семёновской, загород-ской, полхов-майданской росписи, помогать осваивать специфику росписей. Экскурсия в методический кабинет ДОУ.
Дидактическая игра «Собери целое».
4 Интерактивная игра «Раскраска». Формирование умения создавать и раскраши-вать узоры дымковской, филимоновской, гжель-ской, хохломской роспи-си. Самостоятельно вы-бирать элементы роспи-си и цветовую гамму. На экране появляется изо-бражение ваз, чаш, подно-сов. Ребёнку нужно раскра-сить предмет подходящими цветами, типичными для данного узора.
Ноябрь 1 «Осенняя фантазия». Замечать приметы осени. Расширения представле-ний детей о деревьях, кустарниках, травяни-стых растений. Развивать умение устанавливать простейшие связи между живой и неживой приро-ды (похолодало – исчез-ли бабочки). Дидактическое пособие «Деревья и листья», напри-мер издательства «Мозаика-Синтез».
2 «Чей листочек». Закреплять знаний о де-ревьях. Развитие умения соотносить форму лис-точка с деревом. Выводятся изображения листочка. Ребёнок должен соотнести его с деревом. Для этого нужно удержать руку на выбранном дереве.
3 Интерактивная игра «Считаем листочки». Развитие и закрепление математических навы-ков. На экране выводятся кар-тинки с изображения разно-го количества листочков. Ребёнку нужно послушать задачу и показать картинку, на которой верное количест-во листочков.
4 «Животные» Инте-рактивная игра «За-поминай-ка». Развитие памяти, внима-ния. На экране появляется изо-бражение 5 животных. (10 сек.) Затем картинки пере-мешиваются. Нужно их рас-положить в том же порядке, в каком они были.
Декабрь 1 «Животные» Инте-рактивная игра «Прятки. Север». Закрепление знаний о животных севера. На экране персонаж, тро-пинки и 4 кустика со спря-тавшимися животными. Нужно угадать, где спрята-лось нужное по заданию жи-вотное.
2 «Одежда» Интерак-тивная игра «Запоми-най-ка». Развитие памяти, внима-ния. На экране появляется изо-бражение 5 предметов одеж-ды. (10 сек.). Затем картинки перемешиваются. Нужно их расположить в том же по-рядке, в каком они были.
3 «Готовимся к зиме». Знакомить с поведением некоторых животных при подготовке к зиме (лягушки, ящерицы, че-репахи, ежи, медведи). Обогащение знаний де-тей об особенностях зимней природы. Беседа «Готовимся к зиме».
Предметные и сюжетные картинки «лягушки, ящери-цы, черепахи, ежи, медве-ди».
Календарь природы.
4 Интерактивная игра «Собери скворечник». Закрепление умения вы-полнять различные по-ручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы. Данная игра построена по типу аппликация. Ребёнку нужно собрать из разных частей и деталей кормушку для птиц.
Январь 1 «Семья». Продолжать знакомить с семейными традициями. Последовательно расска-зывать историю своей семьи. Выстраивать с помощью взрослых ро-дословное дерево. «Какие бывают профес-сии?», рабочая тетрадь для занятий с детьми, дидакти-ческое пособие «Профес-сии».
2 Интерактивная игра «Посчитай-ка». Развитие и закрепление математических навы-ков. На экране несколько карти-нок с изображениями членов семьи. Ребёнку нужно по-считать, сколько взрослых и сколько детей.
3 «Домашние хлопо-ты». Интерактивная игра «наведи поря-док». Закреплять умения наво-дить порядок в комнате, раскладывать все вещи по местам. На экране появляется изо-бражение комнаты, в кото-ром предметы лежат не на своих местах. Ребёнку нуж-но разложить вещи на места, выбирая их рукой и перетя-гивая на их контур.
Февраль 1 «Птичий двор». Расширение представле-ний детей о птицах. Ор-ганизация наблюдения за птицами. Наблюдение «Птицы на на-шей площадке». Предмет-ные картинки «Птицы».
2 Интерактивная игра «Собери по частям». Закрепление у детей зна-ний о том, что у птицы есть крылья, хвостик, перья, лапки. Игра построена по типу ап-пликации. Ребёнку предла-гается собрать птичку из частей.
3 Интерактивная игра «Прятки с птицами». Закрепление знания о птицах. На экране персонаж, тро-пинки и 4 кустика со спря-тавшимися птицами. Нужно угадать, где спряталось нужное по заданию птица.
4 «Магнетизм». Инте-рактивная игра «Что магнитится». Закрепление знаний де-тей о магнитных свойст-вах металлических пред-метов. На экране изображения маг-нита и трёх предметов, сре-ди которых один – металли-ческий. Ребенку необходимо выбрать картинку с изобра-жением металлического предмета, для этого нужно переместит магнит под предмет, и поднять руку.
Март 1 «Геометрические фи-гуры». Закрепление знания о формах, их разновидно-стях. Способствовать развитию ориентировки на плоскости. Плоскостные фигуры раз-личного цвета, математиче-ские карточки с изображе-нием знаков сложения, вы-читания, равно. Подбор кар-тинок «Где можно увидеть звезду?» .
2 Интерактивная игра «Фигуры». Развитие логического мышления, внимания, зрительной координа-ции, закрепление знаний о форме, цвете, подго-товка к зрительному восприятию математиче-ских знаков. На экране игровое поле, в центре, слева направо фигу-ры – 4 ряда по 4 фигуры. Справа – математические знаки, сверху – фигуры и соответствующего ей мате-матического знака. В тече-ние 60 сек. Нужно выбрать справа математический знак, соответствующий фигуре, которая выделена в игровом поле.
3 Интерактивная игра «Ловилка». Развитие внимания, зри-тельной координации, закрепление детей о форме и размере. Изображён «скелетик» ре-бёнка, сверху экрана падают капельки разного размера и штриховкой. Задание, на-пример, «лови только боль-шие предметы».
4 Интерактивная игра «Снежки». Развитие внимания, зри-тельной координации. Изображён «скелетик» ре-бёнка, сверху экрана падают снежки разного размера. Де-ти могут отбивать и ловить снежки в своё удовольствие.
Апрель 1 «Транспорт – геогра-фия». Закрепление знания де-тей о различных видах транспорта, способство-вать уточнению и акти-визации словаря по теме «Транспорт». Набор дидактических посо-бий по теме «Транспорт» (наземный, воздушный, вод-ный, космический, палочки по кол. Детей 4-х цветов.
2 Интерактивная игра «Как добраться?». Закрепление знаний обо всех видах транспорта, расширение знаний де-тей о географическом положении материков Земли, формирование патриотических чувств. На экране появляется раз-вернутая карта Земли, на ко-торой изображены разно-цветные материки, слева расположены 4 вида транс-порта.
3 Интерактивная игра «Континенты». Закрепление знаний де-тей о географическом положении материков Земли, формирование патриотических чувств. На экране пустой атлас Зем-ли. Ниже располагаются континенты. Ребенку нужно расставить континенты на свои места.
4 Интерактивная игра «Путешественник». Закрепление знаний де-тей о достопримечатель-ностях, памятниках культуры. Появляется специальные контуры. Ребенок должен встать в них и повторить движения. После того, как ребенок замирает в правиль-ном движении, контур ок-рашивается. Открывается часть памятника архитектур.
Май 1 «Звуки». Формирование представ-лений о звуках, знаком-ство детей со звуками природы, животных, бы-товых предметов. Разви-тие слухового анализа-тора. Баночки с камнями, монета-ми, песком, солью, крупами.
2 Интерактивная игра «Что за звук?». Закрепление знаний де-тей о звуках. Развитие слухового внимания и восприятия. Перед ребенком выводится изображение предметов или животных. Ему нужно кос-нуться той картинки, к кото-рой подходит предъявляе-мый звук.
3 Мониторинг
Беседа «Какая игра запомнилась?», «Игра на выбор». Выявление эффективно-сти использования инте-рактивного пола во все-стороннем развитии личности детей. Мониторинг, наблюдение.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое оснащение
Для проведения практических работ по ДООП ДО «Играй и Развивайся» используются разнообразные инструменты и материалы:
Компьютер;
Проектор;
Датчика Kinect;
Встроенный набор игр: окружающий мир;
Набор геометрических фигур;
Картинки «Гжель», «Городец», «Хохлома»;
Дидактическое пособие «Деревья и листья», «Профессии», «Ка-кие бывают профессии»;
Магнит, неметаллические предметы, металлические предметы (скрепки, гайки, монеты, ключи);
Плоскостные фигуры различного цвета, математические карточки с изображением знаков сложения, вычитания, равно;
Подбор картинок «Где можно увидеть звезду»;
Набор дидактических пособий по теме «Транспорт» (наземный, водный, воздушный);
Баночки с камнями, монетами, песком, солью, крупами.
3.2. Методическое обеспечение
Конспекты занятий; картотека физкультминуток; картотека пальчиковых игр; консультации для родителей, методическая литература по работе с интерактивными полами; плакаты для детей по теме и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, активное и умелое использование педагогами детского сада возможностей интерактивного пола в практической деятельности, становится для ребёнка проводником в мир новых технологий, формирует основы информационной культуры его личности. При этом значительно, возрастает интерес детей к деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианова Н. Ю. Образовательная социальная сеть nsportal.ru Статья «Использование интерактивного пола в работе с детьми дошкольного возраста», 24.01.2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/24/statya-ispolzovanie-interaktivnogo-pola-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo
2. Зубкова Е. В. [и др. ] методическое пособие: Интерактивная обу-чающая система «Играй и развивайся. Окружающий мир» - Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2016. – 56 с. : ил.