Татьяна Павлычева
Долгосрочный проект «Все профессии нужны, все профессии важны» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный, практико-ориентированный
долгосрочный проект по формированию у детей
среднего дошкольного возраста познавательного интереса
о роли труда в жизни людей, о многообразии профессий
Куликова Е. В
Павлычева Т. С
Пояснительная записка
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире. Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде,уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги). Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии?
Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями. Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми среднего дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для разработки данного проекта : «Все профессии нужны, все профессии - важны»
Проблемой, решаемой в ходе данного проекта, является социализация детей дошкольного возраста посредством профориентации, в частности путем знакомства детей с профессиями людей, непосредственно их окружающих (родственников, соседей, сотрудников ДОУ).
Новизна проекта заключается в разработке современной комплексной системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, состоящей из:
• формирования развивающей предметно-пространственной среды путем создания мобильных мастерских (что позволит построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным пользователем комбинаторики в играх, в выборе деятельности);
• социального партнерства детей и взрослых (в процессе экскурсионной деятельности.
Основная часть
Информационная карта проекта
Полное название проекта «Все профессии нужны, все профессии - важны»
Автор проекта : Кононова Надежда Васильевна
Продолжительность проекта : долгосрочный (2019-2020 учебный год)
Тип проекта : познавательный практико-ориентированный
Участники проекта : Воспитатели, родители, дети
Возраст детей: средняя группа
Цель проекта : расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.
Объект – педагогическая система, обеспечивающая воспитательно-образовательный процесс детей дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями
Предмет - являются формирование наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с профессиями
Ключевые задачи проекта
1. Создать в образовательном учреждении материально - технические условия необходимые для реализации проекта (создание мобильной РППС);
2. Повысить профессиональный уровень педагогов и развивать умение организовывать совместную групповую деятельность с использованием различных методических приемов и средств, знание и владение современными технологиями социализации дошкольников, нахождение и использование новых образовательных ресурсов, облегчающих решение целей и задач ранней профессиональной ориентации дошкольников, умение создавать собственные дидактические и развивающие материалы;
3. Повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации проекта «Все профессии нужны, все профессии - важны».
4. Разработать методические рекомендации, цикл практических мероприятий по повышению социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста;
5. Создать условия и проявления интереса к укреплению партнёрских связей; привлечь работников детского сада и социум города к взаимодействию с детьми, закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей, расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в нашем городе)
Наличие необходимых ресурсов для выполнения задач проекта «Все профессии нужны, все профессии - важны»
Материально- технические ресурсы для реализации проекта могут быть задействованы все зоны групповых помещений.
Групповое помещение условно делятся на зоны или центры. Организация предметно-пространственной развивающей среды помещений педагогически целесообразна, отличается высокой культурой, создает комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.
Развивающая предметно-пространственная среда :
Большое внимание мы уделяем построению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Среда формируется в соответствии с требованиями ФГОС.
Была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях, которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр;
Были подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно - печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал;
Была сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»;
Силами детей и родителей были изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей», изготовлены лэпбуки «Профессии»;
Маркеры игрового пространства для сюжетной игры;
Уголок ряжения был дополнен костюмами для сюжетно – ролевых игр: «Доктор» «Медицинская сестра», «Продавец», «Парикмахер», «Полицейский»
Ресурсы для реализации проекта
Создание необходимой материально – технической базы и развивающей предметной среды (картинный материал, видео материал, магнитофон, кукольный театр, костюмы).
Работа с сотрудниками ДОУ (консультация с психологом, учителем-логопедом, совместная работа с воспитателями).
Работа с детьми (СРИ, дидактические игры, заучивание стихотворений и т. д, закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков в коммуникативной деятельности).
Работа с родителями (помощь родителей в подборе того или иного костюма, рассказ о своей профессии).
Ожидаемые результаты по проекту :
Для воспитанников:
будет создано единое образовательное пространство «детский сад-семья-социум» и разработана эффективная система работы по ознакомлению детей с социально-значимыми профессиями промышленных предприятий, учреждений родного города;
будет обновлена и дополнена профессионально – ориентированная развивающая предметно-пространственная среда детского сада, позволяющая решать различные задачи ранней профориентации;
будут разработаны образовательные технологии и средства ранней профориентации дошкольников и сформирована достаточная профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах раннего самоопределения детей дошкольного возраста;
у детей будет сформировано осознанное понимание значимости труда в жизни человека и общества, положительное отношения к различным видам трудовой деятельности и позитивного образа рабочих профессий;
Для педагогов:
создание условий для повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах профориентационной работы;
совершенствование мастерства педагогов, применение в работе информационных технологий с целью повышения профессионального роста и обеспечение возможности участия в мероприятиях, конкурсах различного уровня;
формирование системы военно-патриотического воспитания;
использование ИКТ технологий с целью создания банка презентационных материалов и авторских разработок, сформированных в результате работы по проекту «Все профессии нужны, все профессии - важны».
Для родителей:
укрепление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей, профессиональным образовательным учреждением, предприятиями и общественными организациями по вопросам профориентационного самоопределения подрастающего поколения;
популяризация опыта дошкольного образовательного учреждения по проекту профориентации дошкольников, привлечение детей, родителей, педагогов, общественности к работе над проектом.
Нормативно-правовые документы:
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.);
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. №26);
«Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
Формы реализации проекта :
Познавательно-игровые занятия, беседы;
Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
рассказы воспитателей и родителей;
маркеров игрового пространства для сюжетной игры;
дидактические игры, пальчиковые игры, физминутки;
рассматривание иллюстраций;
оснащение предметно-пространственной среды;
оформление Игротеки;
чтение художественной литературы;
творчески – продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование).
Итоговое мероприятие: викторина «Профессий много в мире есть…»
Основные этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Цель: Определить образовательные потребности детей, педагогов, родителей, а также, уровень их компетентности в вопросах профессионально ориентированного воспитания.
Проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу. Выстроить систему взаимодействия.
Разработать нормативно-правовую, мониторинговую и методическую базу.
Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
Информирование родителей о задачах и содержании проекта, вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы;
Обогащение предметно-развивающей среды в группе;
2 этап - практический
Цель: Разработать и апробировать комплекс мероприятий для детей, педагогов и родителей в соответствии с планом по вопросам формирования социально значимых ценностей и основ ранней профориентации в рамках проведения работы по проекту «Все профессии - нужны, все профессии - важны»
Работа с детьми: Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий; Экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессий. Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.
Работа с родителями (консультации, памятки, анкетирование, участие в конкурсах, досугах и развлечениях). Оформление информационного стенда для родителей по теме проекта. Привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.
Месяц Тема Формы и методы работы Целевые ориентиры
Сентябрь
2 неделя О профессиях 1. Конспект занятия «Все профессии важны, все профессии нужны»;
2. Презентация Хорошо на свете что-нибудь уметь!
Хорошие профессии
Будем мы иметь! расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
Сентябрь Профессия
строитель, Экскурсия на стройку
3.«Что нам стоит дом построить» (ознакомление с профессией строителя)
Конспект познавательно-речевого занятия
4. Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним;
5. Сюжетно-ролевая игра «Стройка»;
6. Экскурсия на стройку Расширять и уточнять знания детей о строительных профессиях;
Продолжать закреплять знания об орудиях труда каменщика, плотника, маляра;
Развивать умение сравнивать, анализировать, экспериментировать;
Формировать представление детей о социальной значимости труда строителей;
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Октябрь Профессия пекарь
Экскурсия на пекарню
1.«Профессия - пекарь». Конспект занятия по познавательному развитию.
2. Сюжетно-ролевая игра «Пекарня»
3. Дидактические игры «Собери пиццу», «Украшаем блинчик», «Украшаем торт»
4. Экскурсия в пекарню.
дать детям представление о профессии «пекарь», обобщить знания о хлебобулочных изделиях и технологии их приготовления.
Повысить уровень познавательного развития ребёнка. Закрепить знания детей о профессии пекаря, о том, что хлеб – богатство нашей страны. Формировать у детей представление о том, как из муки выпекают различные кондитерские изделия. Обогатить словарь за счё т слов: зёрна; колосья; хлеборобы; пшеничная, ржаная мука.
Ноябрь
Профессия
Парикмахер. Экскурсия в парикмахерскую 1. Знакомтво с профессией парикмахер».
2. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
3. Игра-рисование «Маленький парикмахер».
4. Экскурсия в парикмахерскую. Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Воспитание уважения к труду взрослых.
Расширение представлений детей о профессии парикмахера, инструментах, используемых в работе, и значимости этой профессии в жизни людей.
Ноябрь О профессиях в детском саду 5. Презентация «Вместе живем, растем и открываем мир»
6. Профессии детского сада. Конспект познавательного занятия расширить представления детей о профессиях сотрудников детского сада.
Обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры, музыкального руководителя и др.).
Декабрь
1 неделя Профессии в детском саду
«Дворник», «Плотник» 1. Знакомство с профессией – дворник.
2. Знакомство с профессией плотника.
3. Наблюдение за работой дворника в зимний период.
4. Наблюдение за работой плотника. вызвать интерес к труду дворника, плотника;
вызвать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться добросовестно.
расширять знания детей о профессии - дворник, плотник.
Декабрь
2 неделя Профессия детского сада
Младший воспитатель 5. Знакомство с трудовой деятельность младшего воспитателя.
6. Сюжетно-ролева игра «Детский сад»
7. Дидактическая игра круги Луллия «Профессии» Познакомить детей с профессией младшего воспитателя, профессиональными действиями, предметами – помощника в труде младшего воспитателя.
Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Декабрь
3 неделя Профессии в детском саду
«Швея»,
«Прачка» 8.«Ознакомление с трудом швеи».
9. Занятие-экскурсия «Труд взрослых – прачка».
10. Дидактическая игра «Чистое и грязное белье».
11. Сюжетно-ролевая игра «Прачечная» продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;
расширять и систематизировать представления детей о труде швеи (портного, прачки; содействовать развитию интереса к содержанию труда швеи, прачки;
знакомить со структурой трудовой деятельности.
Декабрь
4 неделя Профессия
в детском саду
«Медицинская сестра»,
«Сторож-вахтер» 12. Занятие по познавательному развитию «Профессия - медицинская сестра».
13 Сюжетно-ролевая игра «Больница. Сюжет «На прием к детскому врачу».
14. Дидактическая игра «Больница».
15. Дидактическая игра «Собери чемоданчик доктора».
16. Беседа о профессиях сторожа.
ознакомить детей с медицинским кабинетом, с его местоположением в здании детского сада, с оборудованием и медицинскими инструментами, их назначением. Познакомить с профессией медицинской сестры детского сада, воспитывать уважение к труду медицинского работника.
Уточнение знаний детей о профессиях сторожа и дворника. Обогащение словаря детей. Формирование уважительного отношения к труду работников детского сада.
Январь
1 неделя
Профессия фельдшер скорой помощи (выступление мамы)
1. Знакомство с профессией фельдшер Скорой помощи».
2. Рассказ мамы воспитанника группы о профессии фельдшер скорой помощи.
3. Конспект занятия «Скорая помощь спешит на помощь».
4. Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь».
5. Дидактическая игра «Скорая помощь» формировать представления детей о труде фельдшера "Скорой помощи"
- обогащать знания детей о труде медицинских работников;
- способствовать формированию знаний о предметах-помощниках врача;
-вызвать чувство признательности и уважения к чужому труду;
Январь
3 неделя
Профессия кинолог (выступление папы)
6. Конспект занятия по познавательному развитию «Профессия – кинолог».
7. Презентация «Собаки на службе».
8. Рассказ родителя «Моя профессия – кинолог» Знакомство детей с особенностями профессии кинолог.
Рассказать детям о том, как собака стала другом человека.
Познакомить детей с породами служебных собак. познакомить детей с трудом кинолога: дрессировка собак розыскной и защитно-караульной службы.
Подвести детей к пониманию того, что работа кинолога очень нужна и важна для людей.
Январь
4 неделя
Профессия продавец в магазине (профессия мамы) 9. Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство с профессией продавец».
10. Дидактическая игра «Продуктовый магазин».
11. Настольно-печатная игра «Магазин».
12. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
13. Игра «Где что продают?» Познакомить детей с профессией продавца.
обогащать представления детей о профессиях, познакомить с атрибутами, необходимыми для работы продавцу, познакомить с содержанием его трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказывать о профессиях.
Февраль
1 неделя
Профессия
в детском саду
«Повар»
Экскурсия на пищеблок детского сада
1. Конспект занятия «Знакомство с профессией повар».
2. Экскурсия на кухню детского сада.
3. Дидактическая игра «Я повар».
4. Дидактическая игра «Варим компот и суп».
5. Дидактическая игра «Бутерброды».
6. Сюжетно-ролевая игра «Смышленые поварята».
7. Игра «Разложи по тарелкам» формирование представлений о профессии повара.
Знакомить детей с профессией повара и его профессиональными действиями, с предметами-помощниками, предметами бытовой техники, облегчающими труд повара;
Воспитывать уважение к труду повара.
Февраль
3 неделя
Профессия «Пожарный» 8. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Профессия пожарный».
9. Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре?».
10. Игры по пожарной безопасности.
11. Интерактивная игра по правилам пожарной безопасности «Помоги Незнайке» Формирование у дошкольников интереса к профессии пожарного.
Расширять знания детей о профессии пожарного, показать значимость его труда.
Уточнить знания о машинах специального назначения – пожарной машине.
Развивать у детей представление о пользе и вреде огня.
Профессия «Полицейский» 12. Беседа «Моя полиция меня бережет».
13. Примерный конспект беседы с сотрудником полиции. Познакомить детей с профессией полицейского.
Рассказать о роли полиции в жизни людей.
Познакомить детей с различными службами полиции.
Воспитывать уважение и любовь к людям данной профессии.
Март «Профессия продавец, кассир, грузчик» (экскурсия в магазин)
1. Экскурсия в продовольственный магазин.
2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин обуви».
3. Составление описательного рассказа об игрушке «В магазине игрушек» Продолжать знакомить детей с трудом работников магазина – продавцом, кассиром.
Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей.
Развивать интерес к деятельности продавца.
Итоговое мероприятие: викторина «Профессий много в мире есть…»
Формы работы с родителями:
1. Встречи с родителями, беседы, анкетирование.
2. Оформление информационных стендов, памяток.
3. Собрания, консультации, мастер-классы.
№ п/п Содержание работы Сроки
1 Анкета для родителей «Дошкольник и профессия»
2 Буклет «Профессия каждая – самая важная!»
3 Консультация «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями»
4 Консультация «Знакомим детей с профессиями»
5 Консультация «Ранняя профессиональная ориентации дошкольников»
6 Консультация «Ребенок в мире профессий»
7 Родительское собрание «Знакомим детей с миром профессий»
8 Оформление альбома «Профессии наших родителей».
III. Заключительный
Цель: Проанализировать эффективность работы с педагогами внутри детского сада, а также в сетевом взаимодействии, с родителями. Проанализировать эффективность проводимой работы с детьми в процессе работы над проектом «Все профессии - нужны, все профессии - важны» Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов на разных уровнях.
- изучение анализ результативности работы;
- презентация –отчет о реализации проекта.
Результативность проекта
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
В процессе реализации проекта, результат получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей. Дети стали интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела.
Таким образом, у ребят повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также дошколята стали больше уважать труд взрослых и результаты их труда.