Арина Палкина
Долгосрочный проект на тему «Кинезиология для оздоровления детей младшего дошкольного возраста: методы и подходы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность- постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение: «Здоровье – состояние телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Проблема- в современном мире все больше детей испытывают трудности в развитии речи, усидчивости и внимательности. Всему этому способствовал наш мир, в котором мы живем сейчас. Гаджеты, автомобили, внедрение техники в быт привело к малоподвижному образу жизни, не только у взрослых, но и у детей.
Ребенок с рождения попадает в заботливую среду, созданную для его комфорта и развития, а не сам приспосабливается к ней. В результате этого, его двигательные навыки становятся менее развитыми.
Исследования показывают, что в раннем возрасте психика и физическое развитие тесно взаимосвязаны.
При наборе младшей группы детей мы отметили ряд проблем: нестабильность эмоциональной сферы, задержка в речевом развитии либо отсутствие речевого высказывания, слабо развита как мелкая, так и крупная моторика, все это в свою очередь отрицательно влияет на развитие и самое главное - здоровье ребенка.
В связи с этим возникла необходимость в поиске эффективных методов укрепления здоровья и общего развития детей в целом.
Одной из эффективных форм является кинезиология, это наука о развитии умственных способностей через специально организованные двигательные упражнения. То есть, осуществляет развитие по принципу от движения к интеллекту.
Цель- создание психолого-педагогических условий, способствующих общему оздоровлению и гармоничному развитию детей младшего дошкольного возраста, используя методы кинезиологии.
Задачи:
Для воспитателей:
• провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
• определить наиболее эффективные методы, подходы и формы применения кинезиологических упражнений для детей младшего дошкольного возраста.
• модифицировать кинезиологические упражнения для использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста, интегрировать их в образовательный процесс в качестве одного из инструментов укрепления здоровья;
• разработать систему заданий и упражнений для самостоятельного выполнения детьми кинезиологических комплексов в свободной деятельности;
• обобщить и распространить полученный опыт среди педагогической общественности.
Для детей :
• обучить детей выполнению кинезиологических упражнений;
• стимулировать развитие общей и мелкой моторики у детей;
• улучшить речевое развитие детей;
• содействовать гармонизации эмоционального состояния: снижению уровня стресса, снятию мышечного напряжения;
• предпринимать меры по предотвращению развития плоскостопия и снижению риска возникновения проблем со зрением у детей младшего дошкольного возраста.
Для родителей:
• информировать родителей воспитанников о кинезиологии и ее значении для развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;
• мотивировать родителей детей младшего дошкольного возраста к активному участию в образовательном процессе ДОУ, делиться своим опытом и знаниями, применяя кинезиологические методики.
Планируемые результаты:
Повышение личной компетенции в применении методов, приемов кинезиологии в организации оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Внедрение кинезиологических упражнений, адаптированных для детей младшего дошкольного возраста в образовательный процесс как одну из форм оздоровительной работы.
Созданы условия, способствующие общему оздоровлению и гармоничному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Систематизирован опыт применения кинезиологических упражнений для распространения среди педагогического сообщества.
Внедрение в образовательный процесс практики с детьми младшего дошкольного возраста осуществляется постепенно. За основу взяты кинезиологические упражнения из пособий А. Л.
Сиротюк, Е. А. Подольской «Формы оздоровления детей» и упражнения из программы «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона, которые мы адаптировали для младших дошкольников.
Виды кинезиологических упражнений, адаптированные для детей младшего возраста :
1. На развитие мелкой моторики;
2. Телесные движения;
3. Дыхательные упражнения;
3. Глазодвигательные упражнения;
4. Элементы самомассажа
Включение в образовательный процесс методов кинезиологии дает результаты при соблюдении следующих условий:
1. Систематичность выполнения кинезиологических упражнений.
2. Доброжелательная обстановка.
3. Точность выполнения движений и приемов.
4. Упражнения проводятся в разных положениях: стоя, сидя лежа.
5. Чередование заданий и кинезиологических упражнений.
6. Постепенное увеличение темпа и сложности от занятия, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, сложности упражнений.
Мы начали с изучения простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики:
- разучивание определенных поз и движений, с переключением и чередованием;
- добавление стихотворной формы;
- постепенно увеличивая темп, объем и сложность.
Упражнение Речевое сопровождение
«Моем руки»
И п. : сидя или стоя. Дети ритмично потирают ладошки, имитируя мытьё рук. Ах, вода; вода, вода! (Дети потряхивают кисти рук)
Будем чистыми всегда!
(стряхивают водичку с рук)
Брызги - вправо, брызги влево! (Дети сжимают пальцы в кулачки)
Мокрым стало наше тело!
«Фонарики»
И. п. : расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами. Как у наших у ребят.
Все фонарики горят. Красный, жёлтый,
голубой!
Выбирай себе любой!
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки:
начинать лучше с круглого предмета: н-р: помидор Помидор я, иль томат,
Витаминами богат,
А на вид я не ужасный:
Круглый я и красный
«Цепь». Поочерёдно соединяем большой палец с указательным, со средним и т.
д. и через них попеременно пропускаем колечки из пальчиков другой руки. Попробуй цепь из них же
сделать,
На ней собака может бегать. А теперь на раз, два, три, Всё сначала повтори.
«Морское дно»
. Вариант: под чтение стихотворения дети пальчиком одной руки нажимают на каждую ракушку по очереди. После выполнения упражнения меняют пальчик.
. Вариант: дети одновременно двумя руками нажимают на рыбок одновременно продвигаясь в одном направлении. Усложнения дети одновременно пальчиками обеих рук синхронно «Шагают» по рыбкам с двух сторон.
. Вариант: указательными пальчиками с низу вверх ведут по «Водорослям». «Рыбки –малютки
По морю плывут
Рыбки –малютки Хвостиком бьют»
Ребёнок берет два бегунка (Герой и предмет) и передвигает их по лабиринту. Дается игровое задание
Вариант 1. Ребенок проходит лабиринт двумя руками одновременно сначала против часовой стрелки, затем - по.
Усложнение:
Вариант 2. Разные дорожки
Вариант 3. Добавить знакомую стихотворную форму