Любовь Бойко
Долгосрочный проект для детей средней группы «Правила дорожные детям знать положено»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей средней группы на тему : "Правила дорожные детям знать положено"
База внедрения проекта :
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Участники:
педагоги, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители, социальные партнеры - инспектор и сотрудники ГИБДД, Отряд ЮИД МБОУ СОШ №6.
Вид проекта :
Публикация «Долгосрочный проект для детей средней группы „Правила дорожные детям знать положено“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
по форме: творчески – познавательный;
по направленности : предметный;
по продолжительности: долгосрочный (июль 2023- май 2024г);
по количеству участников: групповой.
Интеграция
проекта реализуется по следующим направлениям :
- познавательное развитие;
- социально – коммуникативное;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Проблема:
Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире. Основные проблемы:
• незнание дошкольниками элементарных правил;
• стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
• безучастное отношение взрослых к поведению детей.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Правильное поведение на дороге, в транспорте является основным условием сохранения жизни. Поэтому важно не просто рассказать о безопасности на дороге, но и отработать до автоматизма правила дорожного движения. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Большинство детей не знают, как вести себя на проезжей части, чтобы уцелеть.
Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах безопасного поведения на дороге. Этими проблемами обусловлена актуальность проекта.
Актуальность проекта :
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортного происшествия являются сами дети.
Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста. Ведь дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов. Ответственность за воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на родителей и воспитателей. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность по теме: "Правила дорожные детям знать положено"
Цель проекта :
сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.
• Задачи проекта :
-Расширять представления детей об окружающей дорожной –транспортной среде.
-Закрепить и уточнить правила дорожного движения, назначение светофора.
- Закрепить у детей знания некоторых дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах, дорогах и во дворах. Обучать безопасному поведению в дорожной среде.
- Формировать представления о разных разновидностях транспорта.
-Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно- транспортной обстановке.
-Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
Предполагаемый результат:
Формирование у детей навыков культуры поведения на дороге и в общественном транспорте появление новых знаний о правилах дорожного движения.
Повышение заинтересованности родителей в проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге.
Активизация совместной деятельности детского сада и семьи в вопросах безопасности дорожного движения.
Осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения; проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги; выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте; умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.
Новизна:
Состоит в эффективном применении существующих и создании оригинальных интерактивных форм обучения детей и родителей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, а также активизации и вовлечению родителей в процесс обучения своих детей.
План реализации проекта :
1. Организационный этап
июль 2023 г.
Изучение нормативной базы по данному направлению, теоретическое осмысление проекта, анализ условий ДОУ, подбор диагностического инструментария, консультаций для родителей, педагогов; разработка перспективно-тематического планирования организации социально – коммуникативной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игр по ПДД, с учетом результатов диагностики.
август 2022г.
Подготовка развивающей среды. Составление картотеки игр, включающих игры по ПДД, составить перспективный план работы по социально – коммуникативному развитию старшего дошкольников возраста; разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
2 этап -Основной, практический,
июль 2023- май 2024г
Июль 2023
Участии Всероссийской акции «Безопасность детства 2023»
Август 2023
Проведение тематического дня «Светофор - лучший друг».
Участие в Всероссийском конкурсе «Друзья надёжные- правила дорожные»
Сентябрь 2022
Образовательная деятельность с воспитанниками:
Тема: «Ориентация на местности».
Цель: совершенствование навыков детей в ориентации на местности и
Беседа «Расскажи, что и где находится на участке детского сада».
Обсуждение тематических картинок (что находится впереди, сзади, посередине, высоко, низко, далеко, близко, справа, слева).
Работа с планом группы «Где спряталась машинка?».
«Кладоискатели» - ориентировка по плану групповой комнаты.
Игры на определение расстояния до предмета (далеко, близко, очень далеко, очень близко) : «Горячо – холодно, левее - правее».
Дидактические игры: «Найди спрятанный предмет», «Где находится машинка?», «Что справа?», «Скажи наоборот», «Я еду на машине», «Выложи машину из геометрических фигур».
Обучающая игра «Повороты» (на закрепление пространственных ориентиров).
Чтение и обсуждение произведений: Я. Пишумова «Юрка живет на другой стороне», Т. Шорыгина «Учимся ориентироваться в пространстве», В. Берестов «Стоял ученик на развилке».
Лепка «Светофор»
«Раскрась верно светофор».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Найди свою машину», «Слушай и делай!», Игра «Весёлая зарядка»
Участие в массовом мероприятии –Флеш-моб «Дорожная азбука»
Показ театрализованного спектакля «Колобок на дороге»,
Участии акции «Внимание, дети!»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Анкетирование: «Осторожно – дорога!»
Итоговое мероприятие: расстановка на макете домов, аптек, детского сада, школы, магазинов, пешеходов, модели транспортных средств, обыгрывание постороек.
Октябрь
Тема: «Наш приятель – светофор».
Цель: закрепление знаний детей о назначении и применении светофора, ознакомление с различными светофорами; формирование у детей компетенций безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира.
Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Ситуативный разговор «А что такое светофор?».
Беседы: о назначении светофора, о работе регулировщика.
Рассказывание из опыта детей «Как надо переходить дорогу по сигналу светофора».
Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое светофора»
Цель: Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Формировать у детей основные навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Рассматривание картины «Улицы города».
Целевая прогулка «Экскурсия к дороге» (наблюдение за движением транспорта, светофором).
Просмотр мультфильма «Гармония светофора» («Смешарики» раздел «Безопасность»).
Пальчиковая игровая гимнастика «Светофор».
Дидактические игры: «Назови цвета светофора сверху вниз и снизу вверх», «Собери светофор», «Форма и цвет», «Машины и светофор», «Укрась улицы».
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Тематические загадки.
Чтение и обсуждение стихотворений: С. Маршак «Если цвет зажегся красный», «Скверная история», Т. Александрова «Светофорчик», Л. Лущенко «Светофор», А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный», Г. Георгиев «Светофор».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Инсценировка песни «Три цвета светофора».
Аппликация с элементами рисования «Дорога и светофор».
Конструирование из бумаги «Светофорчик».
Рисование - «Раскрась правильно светофор».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Утренняя гимнастика «Весёлый пешеход».
Физминутка «Цвета светофора».
П/ и: «Найди свой цвет», «Сигналы светофора», «Мяч в корзину».
Пальчиковая гимнастика «Светофор».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Издание буклетов и памяток для родителей с рекомендациями по обучению ребёнка ПДД.
Итоговое мероприятие:
Познавательный досуг «Знакомство детей со светофором»
Цель: Познакомить детей младшего дошкольного возраста со светофором и правилами безопасного перехода дороги по пешеходному переходу.
Участие областной широкомасштабной акции «Осенним дорогам — безопасное движение»
Ноябрь
Тема: «Дорожные знаки – мои друзья».
Цель: общее ознакомление с дорожными знаками.
Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Беседа «О чем говорят дорожные знаки».
Рассказ воспитателя о том, что дорожные знаки имеют разную геометрическую форму и цветовую окраску.
Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Найди такой же знак», «Каждому знаку - свое место», «Чего не хватает?» (поставить необходимый дорожный знак, «Что дорожный знак рассказал о себе?», «Какой знак спрятался?».
Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Рассматривание знаков на территории детского сада.
Целевая прогулка «Экскурсия к дороге» (найти дорожный знак, рассказать о нём).
Классификация дорожных знаков : запрещающие, разрешающие, знаки сервиса.
Игра «Знаки заблудились».
Настольно – печатная игра «Дорожные знаки».
Пальчиковый театр «Давайте познакомимся».
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Чтение произведений: «Сказка о городе дорожных знаков», В. Токмак «Сказка о дорожных знаках и водителе в поучение детям и родителям»
Стихи о дорожных знаках.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Рисование «Раскрась знаки в нужный цвет»
Коллективная работа «Макет улицы»
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Подвижные игры: «К знаку беги», «Добеги до знака».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
совместное изготовление дорожных знаков для организации сюжетно – ролевых игр.
Памятка «Правила перевозки детей в автомобиле». Убедить родителей в том, что нарушать правила перевозки маленьких пассажиров нельзя.
Участие в акции «Засветись»
Цель акции: дать представление детям и родителям о назначении светоотражающих элементов
Декабрь
Тема: «Транспорт моего города».
Цель: расширение знаний о видах городского транспорта (грузовой, легковой, специального назначения).
Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Викторина «Угадай транспорт». Беседа «Зимним дорогам – безопасное движение», с целью профилактики и снижения аварийности, а также повышения уровня защищенности населения от дорожно – транспортных происшествий в зимний период.
Фантазируем на тему: «Автомобиль будущего».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Оформление выставки «Машины бывают разные» (иллюстрации, книги, игрушки).
«Чудесный мешочек - виды городского транспорта».
Наблюдение на прогулке за движением транспорта по зимней дороге : виды транспорта.
Дидактические игры: «Транспорт: раздели на группы», «Собери такой же автомобиль», «Какая машина лишняя?», «Что к чему» по теме «Поездка в автобусе».
Настольная игра «Техника», «Летит, плывет, едет».
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Загадки на тему транспорта.
Чтение: В. Кожевникова «Машина моя», Г. Лебедева «Пожарная машина», «Скорая помощь», В. Клименко «История про грузовичок», «Кто важнее всех на улице».
Заучивание стихотворения Л. Некрасовой «Машина».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Коллективная аппликация (по выбору) «Виды транспорта моего города».
Раскраски по теме «Транспорт».
Раскрашивание трафаретов по теме «Транспорт».
Лепка «Машина для папы».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Утренняя гимнастика «Машины».
Подвижные игры: «Автобус», «Грузовики», «Весёлый трамвайчик», «На чем я путешествую», «Цветные автомобили».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Оформление информационного стенда «Безопасность на дороге».
Работа с педагогами:
Консультации по организации предметно-развивающей среды в группах по обучению дошкольников ПДД.
Участии в познавательно-обучающей викторины «АБВ» по правилам дорожного движения
Цель: привлечение дошкольников к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди сверстников.
Проведение акции «Письмо водителю»
Цель: привлечение внимания водителей к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма.
Проведение акции «Зимние дороги- безопасное движение»
Цель: профилактика детского дорожного травматизма в зимний период и повышения культуры поведения на дорогах водителей и пешеходов
Литература по обеспечению проектной деятельности :
- Рабочая программа по организации деятельности в средней группе (4-5 лет) на период 2023 -2024 учебного года. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под общей редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Бойко Л,А,
-План работы с родителями разновозрастной группы на 2023–2024 учебный год Бойко Л,А,
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998.
- Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий,игры. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011
- Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников. С. -П. Детство-пресс. 2009.
- Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. - М. : ТЦ «Сфера», 2017.
- Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.
- Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.