МААМ-картинки

Школьный туризм, его роль и значение для детей с ОВЗ

Виктория Денисова
Школьный туризм, его роль и значение для детей с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ

Школьный туризм, его роль и значение для детей с ОВЗ.

В наш технический век появилась гиподинамия — нарушение функций организма из-за недостаточности движения. При наличии транспорта, особенно в городе, многие лишают себя возможности ходить. Не надо носить воду — есть водопровод, не надо заготовлять дрова — газовая или электрическая плита решит эту проблему. Школьные уроки физкультуры — дважды в неделю по 45 мин — дают лишь 11 % двигательной деятельности, необходимой для развития растущего детского организма. Внеклассные и внешкольные занятия физической культурой и спортом, в том числе и туризмом, призваны восполнить этот пробел.

Публикация «Школьный туризм, его роль и значение для детей с ОВЗ» размещена в разделах

В соответствии с Комплексным планом мероприятий по развитию социального и детско-юношеского туризма в ПМР на 2021 -2023 годы и требованиям ГОСТ основных направлений физкультурно-спортивной деятельности в коррекционной школе с детьми ограниченными возможностями здоровья, всё большее значение приобретают мероприятия туристской направленности. Они позволяют решить важнейшие задачи работы с детьми: удовлетворить их потребность в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические качества, умственные и творческие способности, корректировать отклонения в поведении и психическом развитии.

Туризм является важной составляющей внеклассной работы. Под школьным туризмом понимают туристско- краеведческую деятельность учащихся, организуемую школой и внешкольными учреждениями в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового закаленного человека. Он учит дружбе, трудолюбию, дисциплинированности, инициативе, взаимопомощи. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает при выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.

Наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения. Пешие походы и экскурсии способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествий нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстановление работоспособности. Туризм создает наиболее благоприятные условия для оздоровления детей. Преодоление трудностей в походе воспитывает у них чувство коллективизма, учит становится выше личных симпатий и антипатий, быть чуткими друг к другу, беспощадными к нарушителям дисциплины и порядка.

Участие в походах, экскурсиях, позволяет учащимся познакомиться с прошлым и настоящим разных народов, их национальными традициями. Непосредственное знакомство с бытом, обычаями, историей, культурными особенностями разных народов нашей многонациональной Республики — действенное средство сближения народов, предотвращения межнациональных конфликтов. Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой Родины пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, т. е. закладывает основы деятельного патриотизма.

В процессе туристской деятельности расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме - коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

Важным преимуществом активных форм туризма деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях коллектива. Не умаляя значение формирования этических, нравственных и прочих, связанных с нормами поведения, знаний, необходимых для выработки личностных качеств, следует признать, что только возможность практически следовать им является необходимым, действенным, наиболее важным компонентом воспитания. В туристском походе устраняется разрыв между идейно- нравственными представлениями и практикой поведения, формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как эта деятельность сопровождается должным воспитательным воздействием, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности.

Уже только одна организационно-хозяйственная деятельность туристов по подготовке и проведению похода содержит в себе огромный педагогический потенциал в привитии трудовых навыков, в социальной адаптации. А ведь есть еще и другая деятельность - краеведческая, познавательная, в процессе которой также весьма успешно решаются многие вопросы подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к труду.

Отправившись в поход, дети фактически вступают в не новое со-циально-экономическое образование - временное сообщество семейного типа, у которого большое и сложное хозяйство. Здесь каждый быстро уясняет: чтобы жить, надо работать. И здесь результаты труда не растворяются в каком-то абстрактном понятии «для пользы общества», они нужны конкретному Сереже, конкретной Кате. По сути, это коллектив по производству собственных жизненных благ, но не ради самих благ, а во имя достижения общих целей, добровольно поставленных перед собой.

Организация похода требует тщательной подготовки и не менее тщательного анализа, и подведения итогов. Составляется маршрут движения, план, назначаются ответственные за определенные виды деятельности: фотографирование, сбор природного материала, разведение костра и т. п. Выполнение поручений стимулирует и дисциплинирует детей, воспитывает чувство ответственности перед коллективом. По окончании похода оформляется отчет. Таким образом, на протяжении всех этапов дети не просто выполняют задания, но активно участвуют в увлекательной и познавательной исследовательской деятельности.

Туристские походы позволяют воспитывать у учащихся ответственность, упорство, умение преодолевать препятствия, бережно относиться к окружающей природе, путешествовать с пользой для себя и окружающих, превращая природу в своего друга и союзника.

В рамках реализации комплексного плана мероприятий по развитию социального и детско-юношеского туризма мы включаем в план мероприятия туристической направленности по внеклассной работе, и организовываем:

- походы;

- выездные экскурсии познавательного и развлекательного характера;

- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;

- участие в выездных соревнованиях, конкурсах;

- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, освещения информации.

Мероприятия по туризму неизменно вызывают интерес у детей, поскольку в первую очередь, это новые яркие впечатления, выход из привычной школьной обстановки в мир, знакомство с интересными людьми, новые знания и умения.

Первое знакомство детей с туризмом начинается с экскурсии в места, расположенные недалеко от школы. Проводятся пешеходные экскурсии по основным достопримечательностям села Глиное. Походы стали уже традиционными мероприятиями в школе, в них педагог создаёт для детей «ситуации успеха», в которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья может самостоятельно или при помощи взрослого проявить себя с лучшей стороны. Это могут быть различные задания, выполнение которых было бы возможно, но требовало бы определённых усилий. Наблюдая за поведением и действиями детей, педагог имеет уникальную возможность диагностировать отклонения в развитии личности, что, безусловно, позволяет разработать и легче осуществить подходящую для каждого конкретного случая коррекцию поведения и развития ребенка.

Так наши воспитанники выходят на экскурсии группами по выходным, каникулярным и праздничным дням в с. Глиное, а именно:

• посещение центрального парка и парка «Дружбы» с. Глиное;

• экскурсии в природу;

• экскурсии в магазин;

• походы на берег реки Днестр;

• походы на Турунчукский порог с. Чобручи (перекат, и устраивая пикник в теплое время года.

Но самое главное – это то, что поход обеспечивает возможность включения ребенка в общее дело, где он сможет проявить себя как личность. Ещё перед началом похода мы принимаем для себя определённый кодекс поведения, в котором на первом месте взаимопомощь, а на последнем личные интересы. В походе мы как одна семья. В результате заметно меняется характер ребенка. Конфликтных ситуаций становится меньше. Постепенно ребенок вживается в коллектив, спокойно принимает замечания, адекватно оценивает себя в общей системе взаимоотношений.

С целью изучения истории родного края, ребята выезжали на экскурсию, в историка - краеведческий музей г. Бендеры, познакомились с экспозициями: природы и экологии города и края; узнали много интересного об археологических исследованиях на территории города; познакомились с Бендерами в эпоху средневековья, с историей г. Бендеры.

Особое впечатление произвела на детей экскурсия в конно-спортивный клуб «Альбатрос» в г. Тирасполь, ребята познакомились с лошадьми, и каждый прокатился на ней. После поездки у ребят остались яркие положительные эмоции.

Уже регулярными стали поездки в г. Тирасполь, прогулки по Екатерининскому парку, катание ребят на всех аттракционах «Чудо-града», роллердроме, посещение «Авиария», что несомненно вызвало у ребят одни из самых ярких позитивных эмоций.

Посещение контактного зоопарка также произвело особые приятные впечатления, непосредственное ощущение и контакт с животными положительно повлиял на ребят.

Организация туристской деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе-интернат, играет большую роль в жизни воспитанников, так как они значительно больше, чем здоровые дети ограничены в средствах социализации, а удовлетворение потребностей в активной деятельности и освоении навыков самообслуживания для них являются жизненно важными.

Важно отметить, что в результате участия в подобных мероприятиях у ребят возросла мотивация к учебной деятельности. Туризм решает и коррекционно-развивающие задачи, суть которых заключается в том, что, опираясь на сохранившиеся, не пострадавшие функции организма, помочь ребенку включиться в познавательную деятельность с помощью взрослого, а затем предоставить ему возможность действовать самостоятельно.

Таким образом, целенаправленная системная работа по формированию социально значимых личностных качеств детей с отставаниями в развитии оказывает значительное влияние на развитие их самостоятельной познавательной активности.

Литература

1. Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В., Немытов Д. Н. Туризм и спортивное ориентирование. Москва, «Академия», 2001.

2. Вяткин Л. А. организация и проведение туристских пешеходных походов со школьниками. Ульяновск, 1994.

3. Константинов Ю. С. Туристская игротека. Москва, «Владос», 2000.

4. Маслов А. Г., Константинов Ю. С. Дрогов И. А. Полевые туристские лагеря. Москва, «Владос», 2000.

5. Попчиковский В. Ю. Организация и проведение туристских походов. Москва, «Просвещение»,1987.

6. Штюрмер Ю. А. Краткий справочник туриста. Москва, 1985.

Публикации по теме:

Спортивный туризм (фотоотчет)Спортивный туризм (фотоотчет) 11 Мая 2017 года участники методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Туризм и творчество шагают вместе. Поделка из природного материалаТуризм и творчество шагают вместе. Поделка из природного материала Запомнилось мне от рожденья, чтоб жить – Не много, не мало – два слова. Два слова – глаголы: любить и творить! Два слова – всей жизни.

Фотоотчет о мероприятии «Пешеходный туризм» в спортивном объединении Дома детского творчестваФотоотчет о мероприятии «Пешеходный туризм» в спортивном объединении Дома детского творчества 18 сентября 2021 года прошло мероприятие "Пешеходный туризм" в спортивном объединении МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Сорска. Мероприятие.

Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка»Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Вот север, тучи нагоняя Дохнул, завыл и вот сама Идет Волшебница.

Мастер-класс по аппликации «Школьный звонок» для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по аппликации «Школьный звонок» для детей старшего дошкольного возраста Лето заканчивается, а значит приближается знаменательная дата - первое сентября. Одним из традиционных символов первого сентября являются.

Наш экотуризм. Часть четвёртая. Пляжный туризмНаш экотуризм. Часть четвёртая. Пляжный туризм Живя на юге, мы знаем, что самое полезное время для принятия солнечных и морских ванн – это раннее утро. Поэтому стараемся приходить.

Наш экотуризм. Часть третья. Горный туризмНаш экотуризм. Часть третья. Горный туризм В предыдущих публикациях я рассказывала о разных видах нашего летнего отдыха – фитотуризме и агротуризме. Эта моя публикация расскажет.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Развивающие игры и их значение для детейРазвивающие игры и их значение для детей Всестороннее развитие ребенка закладывается ещё в первые годы жизни, поэтому вовремя начатое развитие и воспитание обеспечивает стабильное.

Туризм в детском садуТуризм в детском саду От души поздравляю с Днём России всех, кто ко мне заглянул! Пусть цветёт наша Родина! Пусть под мирным голубым небом растут наши дети!.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Школьный туризм, его роль и значение для детей с ОВЗ
Опубликовано: 12 октября 2023 в 12:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Школьный туризм, его роль и значение для детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Денисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД