Наталья Шестакова
Роль уголка природы в ДОО для дошкольников
▼ Скачать
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.
В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.
Публикация «Роль уголка природы в ДОО для дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для того чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.
Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.
Уголок природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей.
Во-первых, постоянное присутствие растений позволяет формировать у детей чувство их необходимости.
Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных.
В-третьих, привлечение детей к уходу за растениями уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения и любовь к природе.
В-четвертых, красивые и здоровые растения влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.
Значение уголка природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. Во время ухода за растениями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Какое значение имеет уголок природы?
Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных.
Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Красивые и здоровые растения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.
Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
У детей развивается речь, пополняется словарный запас.
Уголок природы помогает решить основную цель экологического воспитания: помочь ребёнку осознать роль человека в природе.
Задачи создания уголка природы :
• расширить кругозор детей относительно окружающего мира (если в младших группах работа носит ознакомительный характер, то в средней, старшей и подготовительной эта работа состоит в более детальном освоении полученных ранее знаний);
• развивать речь (в ходе работы в уголке дети обогащают свой словарный запас, учатся строить диалог, монолог);
• стимулировать интерес к познанию, проявлению любознательности (например, знакомясь с особенностями жизни животных на севере, дети старшей группы с удовольствием находят дополнительную информацию в энциклопедиях о том, как пингвины вынашивают свои яйца);
• развивать логическое мышление, внимание и наблюдательность (уже в младшей группе ребята в ходе наблюдений за комнатным цветком, могут прийти к выводу о том, что если зелёный питомец опустил побледневшие листья, то его следует полить);
• формировать представления о прекрасном, творческого видения мира (растительный и животный мир вокруг помогает малышам увидеть совершенные, изысканные формы, а также научиться гармоничному сочетанию цветов);
• формировать трудовые навыки по уходу за растениями и животными (если у ребёнка есть обязанность поливать цветок, то эти действия становятся для него привычными, обыденными, а значит, не вызывающими отрицания и дома);
Работа в уголке природы учит детей ухаживать за комнатными растениями
• воспитывать инициативность, ответственность за порученное дело (так, заполнение календаря природы, начиная со второй младшей группы, готовит ребят к подобным видам работ в школе);
• оздоровление микроклимата помещения за счёт зелёных насаждений.
Если цели организации экологического центра едины для детей всех возрастов, то задачи будут носить преемственный характер и варьироваться в зависимости от возраста ребят, а также содержательной стороны программы экологического воспитания в группе.
Наполнение уголка природы должно отвечать ряду требований, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Экологический центр должен быть в каждой группе.
Название уголка природы — это важный элемент придания предметно-развивающей среде оригинальности. Для младших групп оно должно легко произноситься, так как детям 1,5–4 лет трудно даются сложные слова.
«Я и природа».
«Наш мир».
«Мы и мир вокруг».
«Мы и природа».
«Окно в природу».
В средней и старших группах название может подчёркивать личную ответственность за состояние экологии.
«Я и экология».
«Дети Земли».
«Я познаю мир природы».
«Мы знакомимся с природой».
«Экологический вестник».
«Мы в мире природы».
«Заботливые друзья природы».
В процессе ухода за растениями дети получают представление о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая растения, находить сходство и различие между ними, помогает замечать интересные особенности внешнего вида. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.
В процессе систематического ухода за растениями воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит заботиться о растениях, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.
Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.
Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.
В старших группах можно использовать следующие технологии эколого-педагогической работы с детьми: "огород на окне", выращивание двух "дидактических" луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях, еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;
Аналогичными становятся календари наблюдений за зимующими птицами.
Новой формой работы являются природоохранные акции, в проведение которых включают детей старшей группы: "Зеленая елочка - живая иголочка" (с начала декабря до середины января, "Украсим Землю цветами" (приурочена ко Дню Земли - 22 апреля). Дети вместе с взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально) участвуют в них (рисуют плакаты в защиту ели, развешивают их, выращивают цветочную рассаду и высаживают ее на территории детсада и за ее пределами).
Одно из самых доступных способов понять окружающую действительность является наблюдение. Через наблюдения за изменениями в природе ребёнок учится анализировать, делать выводы, запоминать периодичность изменений. В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь погоды. Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Ведение календарей погоды имеет большое значение для экологического воспитания детей. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, изменения в природе вызывают огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней.
Наличие мини-лаборатории - это база для специфической игровой деятельности ребенка, дети превращаются в ученых, проводят опыты, наблюдения, эксперименты.
Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.
Таким образом, оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя глубоких знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к растениям и животным.
Уголок природы является необходимой и важной частью развивающей среды детского сада. Знания, умения и навыки, которые дети в нём приобретают, обязательно пригодятся им в дальнейшем, при обучении в школе. Кроме того, он является замечательным средством экологического воспитания дошкольников. От того, как сумеет организовать это воспитатель, зависит успешное развитие малышей и становление у них чувства любви и бережного отношения к миру природы.