Лучший педагог года

Роль уголка природы в ДОО для дошкольников

Наталья Шестакова
Роль уголка природы в ДОО для дошкольников
▼ Скачать

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.

В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.

Публикация «Роль уголка природы в ДОО для дошкольников» размещена в разделах

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для того чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей.

Во-первых, постоянное присутствие растений позволяет формировать у детей чувство их необходимости.

Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных.

В-третьих, привлечение детей к уходу за растениями уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения и любовь к природе.

В-четвертых, красивые и здоровые растения влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.

Значение уголка природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. Во время ухода за растениями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Какое значение имеет уголок природы?

Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных.

Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Красивые и здоровые растения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.

Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

У детей развивается речь, пополняется словарный запас.

Уголок природы помогает решить основную цель экологического воспитания: помочь ребёнку осознать роль человека в природе.

Задачи создания уголка природы :

• расширить кругозор детей относительно окружающего мира (если в младших группах работа носит ознакомительный характер, то в средней, старшей и подготовительной эта работа состоит в более детальном освоении полученных ранее знаний);

• развивать речь (в ходе работы в уголке дети обогащают свой словарный запас, учатся строить диалог, монолог);

• стимулировать интерес к познанию, проявлению любознательности (например, знакомясь с особенностями жизни животных на севере, дети старшей группы с удовольствием находят дополнительную информацию в энциклопедиях о том, как пингвины вынашивают свои яйца);

• развивать логическое мышление, внимание и наблюдательность (уже в младшей группе ребята в ходе наблюдений за комнатным цветком, могут прийти к выводу о том, что если зелёный питомец опустил побледневшие листья, то его следует полить);

• формировать представления о прекрасном, творческого видения мира (растительный и животный мир вокруг помогает малышам увидеть совершенные, изысканные формы, а также научиться гармоничному сочетанию цветов);

• формировать трудовые навыки по уходу за растениями и животными (если у ребёнка есть обязанность поливать цветок, то эти действия становятся для него привычными, обыденными, а значит, не вызывающими отрицания и дома);

Работа в уголке природы учит детей ухаживать за комнатными растениями

• воспитывать инициативность, ответственность за порученное дело (так, заполнение календаря природы, начиная со второй младшей группы, готовит ребят к подобным видам работ в школе);

• оздоровление микроклимата помещения за счёт зелёных насаждений.

Если цели организации экологического центра едины для детей всех возрастов, то задачи будут носить преемственный характер и варьироваться в зависимости от возраста ребят, а также содержательной стороны программы экологического воспитания в группе.

Наполнение уголка природы должно отвечать ряду требований, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

Экологический центр должен быть в каждой группе.

Название уголка природы — это важный элемент придания предметно-развивающей среде оригинальности. Для младших групп оно должно легко произноситься, так как детям 1,5–4 лет трудно даются сложные слова.

«Я и природа».

«Наш мир».

«Мы и мир вокруг».

«Мы и природа».

«Окно в природу».

В средней и старших группах название может подчёркивать личную ответственность за состояние экологии.

«Я и экология».

«Дети Земли».

«Я познаю мир природы».

«Мы знакомимся с природой».

«Экологический вестник».

«Мы в мире природы».

«Заботливые друзья природы».

В процессе ухода за растениями дети получают представление о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая растения, находить сходство и различие между ними, помогает замечать интересные особенности внешнего вида. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

В процессе систематического ухода за растениями воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит заботиться о растениях, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.

Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

В старших группах можно использовать следующие технологии эколого-педагогической работы с детьми: "огород на окне", выращивание двух "дидактических" луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях, еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;

Аналогичными становятся календари наблюдений за зимующими птицами.

Новой формой работы являются природоохранные акции, в проведение которых включают детей старшей группы: "Зеленая елочка - живая иголочка" (с начала декабря до середины января, "Украсим Землю цветами" (приурочена ко Дню Земли - 22 апреля). Дети вместе с взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально) участвуют в них (рисуют плакаты в защиту ели, развешивают их, выращивают цветочную рассаду и высаживают ее на территории детсада и за ее пределами).

Одно из самых доступных способов понять окружающую действительность является наблюдение. Через наблюдения за изменениями в природе ребёнок учится анализировать, делать выводы, запоминать периодичность изменений. В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь погоды. Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Ведение календарей погоды имеет большое значение для экологического воспитания детей. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, изменения в природе вызывают огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней.

Наличие мини-лаборатории - это база для специфической игровой деятельности ребенка, дети превращаются в ученых, проводят опыты, наблюдения, эксперименты.

Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.

Таким образом, оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя глубоких знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к растениям и животным.

Уголок природы является необходимой и важной частью развивающей среды детского сада. Знания, умения и навыки, которые дети в нём приобретают, обязательно пригодятся им в дальнейшем, при обучении в школе. Кроме того, он является замечательным средством экологического воспитания дошкольников. От того, как сумеет организовать это воспитатель, зависит успешное развитие малышей и становление у них чувства любви и бережного отношения к миру природы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Мини-сад камней» для уголка природы«Мини-сад камней» для уголка природы Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом созания "Мини-сада камней". Создание таких садов, является традицией японского искусства.

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Календарь прогулки. Стенд для уголка природыКалендарь прогулки. Стенд для уголка природы В нашей группе появился календарь прогулки! Этот календарь мы изготовили сами. Для изготовления календаря мы использовали: - лист фанеры.

Мастер-класс «Солнышко» для уголка природыМастер-класс «Солнышко» для уголка природы На улице- март. Весна неспешными шагами идёт в наш город. а так хочется ощутить тепло ласкового весеннего солнышка,почувствовать лёгкое дуновение.

Оформление уголка природы «Цветочная сказка»Оформление уголка природы «Цветочная сказка» «Цветочная сказка». Уважаемые коллеги хочу поделиться оформлением цветочных горшков в уголке природы. Цветочные горшки мною были оформлены.

Оформление уголка природы в группеОформление уголка природы в группе Любовь к природе, общение с ней и бережное отношение к ней способствуют формированию у дошкольников таких черт характера как любознательность,.

«Водопад». Оформление уголка природы«Водопад». Оформление уголка природы материалы: гофрированный картон (я брала от коробок из под шкафов, которые привозили нам в сад, альбомные листы, клей: ПВА,ТИТАН,МОМЕНТ.

Осенний календарь для уголка природы. СЕНТЯБРЬ. ЗНАКОМИМСЯ С ПОСЛОВИЦАМИ Сентябрь пришел – лето красное увел. Не от добра дерево лист роняет. От осени к лету поворота нету.

Птица-лето. Оформление уголка природыПтица-лето. Оформление уголка природы В продолжение темы птицы-весны родилась птица-летоДетки очень образовались ее прилету. 1 июня после сна,мы познакомились с приметами лета. Птица-весна.

Птица-весна. Оформление уголка природы.Птица-весна. Оформление уголка природы. Воодушевившись опытом, прекрасной работой Ксении Дерябиной из Малаховки на нашем сайте. Ее прекрасными птичками, родилась наша птица "Весна".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль уголка природы в ДОО для дошкольников
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 18:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль уголка природы в ДОО для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шестакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД