Курышова Наталия Николаевна
Доклад по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей.
Публикация «Доклад по теме „Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода,направленного на всестороннее развитие личности ребенка,на принципах гуманизации педагогического процесса,с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи. (Слайд3)
Здоровьесберегающая среда.
– это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей
Приоритетным направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является : создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство. (слайд5)
Здоровьесберегающее пространство на современном этапе
рассматривается как комплекс:
• социально-гигиенических
• психолого-педагогических
• морально-этических
• экологических
• физкультурно-оздоровительных
• образовательных
К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести
• морально-психологический климат
• экология и гигиена
• современный дизайн
• рациональный режим жизни, труда и отдыха
• современные образовательные программы, методики и технологии
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются :
• динамизм
• открытость
• гибкость
• саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем
•
Здоровьесберегающая среда в нашем дошкольном учреждении создана с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В учреждении функционируют физкультурный зал, музыкальный, игровые комнаты, медицинский кабинет,изолятор,спортивная площадка (Слайд8)
В самих группах созданы здоровьесберегающие условия : учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. Мы стараемся создать комфортную,уютную среду,приближенную к домашней, где можно организовать разные виды игровой и творческой деятельности:все группы оснащены разнообразием игрового,наглядного материала. Важное значение в сохранении психического здоровья детей придаем личностно-ориентированного стиля общения,основой которого является признание малыша как полноценной личности,учету детских интересов и предпочтений в содержании и организации разных видов деятельности,повышению самооценки малыша.
Утренники, развлечения,кукольные театры,способствуют присутствию в нашем учреждении атмосферы радости, праздника.
Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего пространства (среды) придается:
- подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;
Основные цели и задачи технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
Выделяют три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Ритмопластика
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
НОД
Гимнастика пальчиковая
Гимнастика для глаз
Гимнастика дыхательная
Гимнастика бодрящая
Гимнастика корригирующая
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
НОД
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
Коммуникативные игры
Занятия из серии «Здоровье»
Самомассаж
Точечный самомассаж
3. Коррекционные технологии:
Технологии музыкального воздействия
Сказкотерапия
Технологии воздействия цветом
Технологии коррекции поведения
Психогимнастика
Фонетическая ритмика
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.