Ольга Новикова
Доклад «Занятие с песком как средство личностного самовыражения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Занятие с песком, как средство личностного самовыражения дошкольников».
Составила воспитатель Новикова О. И.
Муниципальное августовское педагогическое совещание. 2014г.
Песок тот удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм. Сама структура песка притягивает нас, зовет поиграть с ним, вступить во взаимодействие.
Публикация «Доклад „Занятие с песком как средство личностного самовыражения дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Так или иначе, наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и делает ее прекрасным средством для «заботы о душе» (именно так переводится термин психотерапия).
Рисование песком обладает так же отличным психотерапевтическим эффектом. В чем- же заключается терапевтический эффект? В свойствах самого песка: он приятен на ощупь, шероховатость его и текучесть сквозь пальцы завораживает и успокаивает, настраивает на волну умиротворенности и покоя. Находясь в таком вот неподвижном движении, человек погружается в себя, в состояние, похожее на вхождение в транс при медитации.
У искусства рисования песком множество названий - песочные картины, рисунки песком, песочное шоу, картины из песка, sand art, шоу песчаных картин.
Песок- это универсальная всевозрастная игровая среда. Играть с ним некоторые дети начинают уже с полугода. Не перестает он манить своими возможностями и уже достаточно солидных по возрасту людей. Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Гюставом Юнгом, замечательным психотерапевтом. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком, и сама его структура подсказала великому Юнгу эту идею.
Работая в тесном контакте с психологом детского дошкольного учреждения, мы выявили, что нередкими стали обращения родителей к психологу по поводу эмоциональных комплексов у детей. Речь идет о тех эмоциональных нарушениях, которые свойственны обычным детям, чье развитие происходит в рамках нормы: страхах, признаках агрессии, повышении уровня тревожности.
Результаты обследования показали, что дети переживают тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание родителей). Кроме того, тревожность носит и личностный характер, когда ребенок стабильно сталкивается с расхождением между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые. Как утверждают психологи, во время исследования почти все тревожные дети медлительны, молчаливы. Не смотря на то, что они понимают инструкцию и задание, на вопросы им ответить трудно.
Вот в качестве коррекции в эмоционально - личностном развитии таких дошкольников можно и нужно использовать песочное рисование.
Рисование песком – новый вид изобразительной деятельности дошкольников. Он доступен практически каждому ребенку и не требует специальной подготовки. Ведь рисовать любят все дети, а таким необычным способом особенно.
А для педагогов и психолога это еще один способ понять чувства ребенка. С психологической точки зрения полезность метода рисования песком в преодолении эмоционально - личностных нарушений:
1. Он предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере и является безопасным способом разрядки напряжения. Ребенок, рисуя то, что его интересует и волнует, получает уникальную возможность выплеснуть свои переживания и не хранить их в себе. Прорисовывая их, ребенок как бы «изживает» вызванный ими страх и тревогу.
2. Рисование песком ускоряет прогресс в коррекции, т. к. бессознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной коррекции;
3. Песочное рисование дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе занятий с детьми (как эмоциональной сферы, так и познавательной);
4. Данный вид творчества позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Песок позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, дает свободу и вселяет уверенность в своих силах.
5. Рисунок песком эфемерен, сиюминутен и не дает сознательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, т. е. не переносит ценность с процесса на результат, ведь в данном случае рисунок не является целью, цель заключается в самом процессе творчества.
6. Рисуя на песке, ребенок не боится, что у него что-то не получится, ведь всегда есть возможность исправить то, что не получилось. В этом методе отсутствует эффект боязни «белого листа», когда он не решается начать свою деятельность.
7. Рисование песком развивает мелкую моторику пальцев рук. Песок состоит из мельчайших частичек и при работе с ним активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. Рисовать можно также двумя руками одновременно, что способствует развитию межполушарных связей. А указательный пальчик слушается маленького художника лучше любого карандаша или кисточки.
8. Песок и работа с ним учит терпению и усидчивости, ведь работа с таким материалом требует времени. А если рисунок коллективный, то и умения общаться, сотрудничать, планировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.
9. Достоинство метода рисования песком заключается не только в том, что оно позволяет максимально выразить себя, но и в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций: мышления, воображения, внимания, моторной координации.
10. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Суммируя все преимущества метода рисования песком, а также изучив терапевтические и развивающие достоинства такого вида творчества, мы решили целесообразным ввести этот метод в работу с детьми. Была разработана программа, целью которой является профилактика и коррекция психоэмоционального состояния детей.
Учитывая это, наше дошкольное образовательное учреждение решило вести эту работу с детьми. Создали программу на основе авторской методической разработки адаптированной МДОУ "Детским садом комбинированного вида № 6" г. Липецка по художественно-эстетическому развитию в системе дополнительного образования "Рисование песком". Программа направлена на обучение детей средней, старшей и подготовительной группы технике рисования песком.
Целями данной программы являются:
1. Стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
2. Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников;
3. Развитие зрительно-моторной координации;
4. Свободное владение кистями обеих рук.
В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи:
1. Развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
2. Обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;
3. Развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;
4. Упражнение пальцев и кистей рук;
5. Развитие художественно-эстетического вкуса.
6. Снизить импульсивность, тревожность, агрессивность и уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение.
7. Совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между детьми и взрослыми.
8. Развивать познавательные процессы и эмоциональный опыт детей.
Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и имеет характерные особенности.
1. Во-первых, это направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.
2. Во-вторых, создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.
3. И, в-третьих, образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
Процесс обучения поделен на четыре этапа.
Часть первая. Вводная.
Основная цель - настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон. Сюда входят ритуалы приветствия, пальчиковые игры, игры на развитие внимания.
Часть вторая. Основная или рабочая.
Занятие строится на синтезе восприятия и воображения.
Часть третья. Рисование песком.
Основная цель - разрядка психического напряжения и выплеск детских переживаний.
Обязательным является проведение физкультминутки, в зависимости от физического состояния воспитанников.
Четвертая часть занятия - завершающая.
Ее основная цель – закрепление положительных эмоций от работы на занятии и подведение итогов.
Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата.
В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.
Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.
Опыт работы с рисованием песком у нас еще небольшой. Но на данном этапе прослеживается положительная динамика:
1. У детей появился интерес к занятиям. Они стали более раскрепощенными, активными, внимательными.
2. Появилось умение управлять своими эмоциями, свободно выражать свои чувства.
3. Дети научились преодолевать робость, неуверенность, страх перед тем, что не получается. Они стали немного успешнее, чем раньше.