Елена Анатольевна Ренжина
Развитие детей в режимно-бытовых ситуациях
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение здравоохранения Ленинградской области
«Лужский специализированный центр для детей»
Доклад на тему:
«Развитие детей в режимно - бытовых ситуациях».
Развитие и воспитание личности в раннем возрасте происходит в так называемой бытовой деятельности: в различных режимных моментах (умывание, кормление, одевание и раздевание). Это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания ребенка. Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. Все режимные моменты должны быть продуманы с точки зрения постепенного включения детей в процесс. Социальные навыки в раннем возрасте формируются в ходе повседневной деятельности, которая протекает в общении со взрослым и составляют важную часть педагогического процесса.
Темочки:
Утром осуществляю постепенный подъем с использованием художественного слова и музыкой, запланированной на конкретный период.
«Глазки открываются, детки просыпаются»,
«Потягуси - потягушечки, от носочков до макушечки.»
«Это кто же здесь проснулся потянулся, улыбнулся,
всем пора вставать раз, два, три, четыре, пять.»
«Здравствуй солнце золотое,
здравствуй небо голубое,
здравствуй вольный ветерок,
здравствуй, здравствуй мой дружок!»
Через действия с предметами быта (полотенце, мыло, посуда, предметы одежды и обуви и др.) закладываются навыки опрятности, культуры еды, бережливости. В процессе умывания, одевания, приема пищи малыш обучается различным действиям: мылом намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Участвуя вместе с воспитателями в повседневных делах, следуя примеру взрослых, малыш приобретает необходимые социальные навыки.
При режимном моменте - умывании использую как показ с объяснением (чистка зубов) так и художественное слово:
«Теплою водою руки чисто мою, мыло я возьму и ладошки им потру.»,
«Кран откройся, рот умойся, мойтесь сразу оба глаза.»,
«Чистая водичка моет Диме личико».
После водных процедур идем с детьми одеваться. У каждого ребенка свой стульчик, который он находит по своей картинке. Одевание способствует развитию у детей самостоятельности, я сначала предоставляю возможность самому ребенку упражняться, помогаю словом в последовательности одевания, называя предметы одежды. «Гера, сейчас возьми, носочки, колготки и надень их, сначала на одну ножку, потом на другую, чтобы ножки не замерзли. Теперь возьми штанишки,футболку а потом обувь. Вот, молодец!» или «Дима, смотри, ты уже почти научился надевать колготки, попробуй теперь надеть на вторую ножку. Что, не совсем получается? Не беда, я тебе чуть- чуть помогу и все получится. Молодец, ты хорошо постарался!», «Даша, будем одеваться, давай мне одну ножку, теперь другую, поднимись и за резиночку подтягивай штанишки, помогаю, хорошо у тебя получается, постарался». У детей в 1- 3 года формируются навыки самообслуживания.
Привлекаю внимание детей к их внешнему виду. «Катюша, давай завяжем тебе бантики, сделаем красивую прическу». Подвожу детей к зеркалу и обращаю внимание, какие они красивые, опрятные, вместе радуемся».
В следующий момент приглашаю детей на зарядку.
«А сейчас все по - порядку встанем дружно на зарядку!»,
«Мы зарядкой заниматься начинаем по утрам. Пусть болезни нас боятся,
они не ходят к нам».
Осуществляя режимные моменты, я стараюсь учитывать индивидуальные особенности детей. Ориентированные на индивидуальные особенности ребенка требования способствуют его комфорту, хорошему настроению и активности. На каждый режимный момент планирую определенные мероприятия.
В ходе ежедневных процедур, беседуя с детьми, называю предметы и действия, что- то объясняю, спрашиваю, отвечаю на вопросы, рассказываю стишки - все это способствует познавательно - речевому и социальному развитию ребенка. Важнейшей потребностью ребенка в раннем возрасте является сотрудничество со взрослым. Общение - это важнейшее событие и основная форма воспитания.
Перед завтраком предлагаю детям поиграть в пальчиковые игры, (их провожу в любое время дня) которые способствуют развитию у детей мелкой моторики и овладения ребенком речи. Дети при этом могут сидеть и на ковре, и на стульчиках («Где ладошка?», «Этот пальчик - дедушка.», «Этот пальчик в глине, это в пластилине,» «Повстречались два котёнка», в речевые игры
С мячиком- ёжиком: «Маленький колючий ёж», с гладким мячиком: «Колобок рукой катаю», «Подними ладошки выше и сложи над головой.», «Делай как я», «Как живешь?»
Также провожу хороводные игры. Они сочетают в себе движение со словом, что облегчает выполнение действий. Это такие игры «Карусель», «Раздувайся пузырь», «Ровным кругом». Такие игры обогащают коммуникативный опыт детей. Очень важно соблюдать баланс между подвижными и более спокойными играми, чтобы не допустить перевозбуждения малышей.
Совместные игры сопровождаю подходящими стихами: «Мо веселый звонкий мяч», «Зайка серенький сидит», «Я люблю свою лошадку», «Вышла курочка гулять», «Наша Таня громко плачет». Предлагаю пожалеть Таню. Рассматриваем как она одета, какое красивое у нее платье. Привлекаю внимание к внешности куклы. «А где у Тани носик? Кто мне покажет? А где у Тани глазки, ротик, щечки, животик, спинка и т. д. ?» Если ребенок потерял интерес к совместной игре с взрослым и другими детьми, предлагаю поиграть, с чем ему интересно.
Ребенок 2 - 3 лет становится самостоятельным человеком. Но появление самостоятельности не мешает игре продолжать занимать одну из главных ролей в жизни ребенка. При помощи игры можно обучать и развивать ребенка. Психическое и личностное развитие детей идет не только в бытовой деятельности, организованной в режимных процессах, но и в условиях обучения на занятиях.
Занятия как одна из форм организации обучения занимают определенное место в режиме дня. Большую роль при проведении занятий с детьми раннего возраста играют предметы, пособия. Они должны быть яркими, привлекательными, вызывать интерес у детей. Но маленьким детям недостаточно только видеть предмет. У них всегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Поэтому ведущим методом обучения является наглядно- действенный. Дети не только смотрят, слушают но и действуют с предметом, проявляют активность, самостоятельность. Организуя занятие нужно помнить, чтобы у детей участвовало больше анализаторов в восприятии (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный).
Планируем тематические занятия на месяц, например «Части тела и лица» с использованием сюрпризных моментов, художественного слова. Например, неожиданное появление предмета (раздается стук в дверь). Предлагаю посмотреть, кто пришел к нам в гости. Открываю дверь и появляется кукла: «Вот какая красивая кукла пришла к нам в гости» «У тебя что -то случилось? Расскажи нам. Давай послушаем» и т. д.
В течение месяца проводились такие занятия - игры, которые закреплялись и в повседневной деятельности детей:
«Это я» - учить различать мальчика, девочку,
«Что у тебя, а что у куклы, мишки, зайки?» - закреплять знания о частях тела, лица»,
«Умею - не умею», «Помощники», «Назови, кого ты видишь»,
«Что можно кушать?» - развивать знания о пользе продуктов для детских зубок,
«О левой и правой руке», «Попрыгай», «Собери картинку»,
Рассматривание картинок к стихотворению «Девочка чумазая»,
«Научим мишку чистить зубки», «Купание куклы».
В продуктивной деятельности рисование пальчиками, ладошками: «Зернышки для курочки», «Бусы для куклы», «Птички -невелички», «Петушки».
Конструирование «Домик для Оли, собачки», «Покатаем матрешек на машинке».
Лепка: «Нос Барбоса», «Хвостик для петушка».
Подготовка к прогулке, прогулка. Ежедневная работа с детьми раннего возраста доказывает необходимость художественного слова и при одевании детей на прогулку. Во время одевания использую стихи для того, чтобы дети сами принимали участие в одевании. Называю все предметы одежды и действия. Например: «Одну ножку в домик, теперь другую. Так, надели ботиночки. Теперь, что будем надевать? Курточку? Где твоя курточка? Ах какая красивая курточка. Давай сначала одну ручку просунем в рукав, теперь другую. А теперь дай мне шапочку. Вот и шапочку надели. Теперь можно идти гулять». Обращаю внимание на ребенка, который сам одевается.
«Собираемся гулять,
Будем быстро одеваться,
Не зевать и не толкаться,
Будем мы штанишки одевать
И друг другу не мешать.»
«Раз, два, три, четыре, пять -
Собираемся гулять.
Прыгать, бегать и скакать».
Удовлетворяя потребность детей в двигательной активности, планирую подвижные игры («Лохматый пес», «Солнышко и дождик», «Самолеты», «Воробушки и автомобиль», «Карусель» и индивидуальную работу по развитию движений (равновесие, перешагивания, перепрыгивания, метание вдаль)
Кроме этого, ежедневные наблюдения за живой и неживой природой, за животными и их действиями, за транспортом, за играми других детей, за работой дворника. Планирую стихи о том, за чем наблюдаем (солнышком, дождиком, ветром, птичками, насекомыми, цветочками., объясняю правила поведения на улице: не брать в рот камешки, песок, не рвать цветы на клумбах, смотреть глазками.
Взрослые должны своим примером демонстрировать детям правила этикета и побуждать малышей им следовать: здороваться при встрече и прощаться при расставании, говорить «спасибо» за помощь, после еды, пользоваться салфеткой, желать приятного аппетита и спокойной ночи, извиняться, спрашивать разрешения, если хочет что то. Подражая взрослым, дети постепенно обучаются вежливости, усваивают правила этикета.
Перед едой желаю детям приятного аппетита, учу говорить «спасибо» после еды или благодарить кивком головы. Во время приема пищи беседую с детьми: например, рассказываю, что они едят, что будут есть на первое, спрашиваю вкусный ли суп, хвалю детей, которые хорошо и аккуратно едят, напоминаю о правилах поведения за столом. При этом я учитываю, что все дети едят с разной скоростью и предоставляю им возможность есть в разном темпе. Дети учатся пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Создание эмоционально благоприятной среды во время приема пищи, сопровождается такими словами:
«Все собрались на обед - и чего тут только нет».
«А у нас есть ложки, волшебные немножко.
Вот - тарелка, вот - еда, не осталось и следа» или
«Час обеда подошел, сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб и скорее за обед.
С аппетитом мы едим, большими вырасти хотим!»
«Вот и ужин подошел, детвора скорей за стол.
После ужина опять - Начинаем мы играть!
Правилам поведения за столом мы начинаем учить детей с раннего возраста. «Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ножки не стучат,
Наши язычки молчат».
Для того, чтобы дневной сон был полноценным отдыхом, нужно создать для этого условия. Перед сном мы проветриваем помещение. Во время раздевания, туалета, разговариваю с детьми о том, что мы делаем. Называю предметы одежды, предлагаю помощь. В спальне слушаем спокойную, тихую музыку или пою колыбельные песенки После дневного сна проводим закаливающие процедуры: хождение по «тропе здоровья» босиком.
«Ребятки, просыпайтесь!
Глазки открывайтесь!
Ножки потянитесь,
Ручки поднимитесь.
На носочки становитесь,
Вверх руками потянитесь.
Выше ноги поднимайте и как
Цапельки шагайте.
Наконец- то мы проснулись, и
К делам своим вернулись».
В течение дня детям предлагаются различные игры совместно со взрослым, другими детьми, а так же и самостоятельная игровая деятельность. Предметно - игровая деятельность с составными (пирамидки, матрешки, шнуровки, разрезные и составные картинки, кубики, пазлы, конструкторы) и динамическими игрушками (юла, неваляшки, заводные игрушки) является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно - действенного и наглядно - образного мышления детей.
Так же дети любят играть с водой. Они с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют, тонут или плавают, игрушки, пускают кораблики.
Для этого у нас много игрушек, с удовольствием играют в рыбалку, где рыбки плавают и их можно поймать удочкой или совочком.
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Любят играть песком, им очень нравится прятать и искать игрушки, рисовать на сухом песке, строить постройки из мокрого. Это увлекательное занятие знакомит малышей со свойствами песка (мокрый- сухой, мягкий - твердый).
Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу, кормить курочку большими зернышками, а цыплят маленькими, собирать (высыпать) фасоль в бутылочку, применяя «пинцетный» захват.
Экспериментируя с бумагой дети ее сминают, комкают, складывают, разворачивают, разрывают ее, делают бумажные комочки - шарики, знакомятся с разнообразными свойствами этого материала.
Для умственного развития уделяется внимание на такие игры как лото, домино, занятия с парными и разрезными картинками. В процессе игр с картинками развивается способность детей узнавать предметы по их изображению, удерживать в памяти наглядные образы, восстанавливать образ целого по частям, сравнивать изображения по различным признакам.
Играя с кубиками дети получают возможность сравнивать их по величине, цвету, материалу, сооружать различные постройки.
Для детей создаются условия для самостоятельной двигательной активности, для этого обогащается развивающая среда игрушками- каталками, автомобилями, спортивным инвентарем.
Большое значение для развития понимания речи, расширения словарного запаса имеет речь взрослого чтение детям книг, рассказывание сказок. Для чтения я выбрала время во второй половине дня. Читаю и рассказываю детям сказки, стихи, потешки. Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации в книгах, дети учатся сопереживать героям, у них формируется любовь к чтению. Также провожу театрализованные игры. Показ сказок, используя магнитный театр «Заюшкина избушка», кукольный, настольный театр: «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят».
В заключение хочу сказать, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.