Светлана Некрасова
Доклад «Наследие советских педагогов — новаторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы посвящено столетию пионерии «Наследие советских педагогов – новатор
ов»[/b]
«Каждое мгновение той работы,
которая называется воспитанием, - это
творение будущего и взгляд в будущее»
В. Сухомлинский
Публикация «Доклад „Наследие советских педагогов — новаторов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В каждом коллективе, как известно, работают разные педагоги : у одних опыт больше, у других — меньше; кто-то любит всякие новинки и эксперименты, кто-то, напротив, к новому относится настороженно, боясь навредить ребенку, и придерживается в работе «классических образцов».
И только в совокупности они образуют единое пространство развития педагогического коллектива.
Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.
Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.
В связи с созданием объединенных дошкольных учреждений «ясли—сад» в конце 1950-х гг. активно исследуются и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Значительный вклад в изучение речи детей раннего возраста внесли Н. М. Щелованов, Ф. И. Фрадкина, Н. М. Аксарина, Р. М. Лямина. Материалы исследований легли в основу разработки единой программы воспитания и обучения в детском саду (1962, широко использованы в методических пособиях по работе с детьми до трех лет.)
В конце XX — начале XXI в. создаются вариативные программы для разных типов дошкольных образовательных учреждений, направленные на развитие умственных и художественных способностей.
Значительный вклад внесла Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе. Валентина Викторовна издала не один десяток пособий, полезных педагогам, студентам педагогических вузов и заботливым родителям. На основе многолетнего опыта практических занятий с детьми и изучения научной литературы Валентина Гербова разработала множество полезных рекомендаций, которые с успехом применяют работники дошкольных учреждений по всей стране. Она просто и доступно объясняет основные принципы работы с детьми, рассказывает о методах формирования словарного запаса, дает советы по построению собственной речи. Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой Среди самых известных её книг:
- «Развитие речи в детском саду»,
-«Приобщение детей к художественной литературе»
-Пособие «Занятия по развитию речи в детском саду», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности - целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).
Пособие «Развитие речи в детском саду» продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по развитию речи у детей 2–7 лет.
Серьезное внимание обращается на решение задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется работе по обучению устной речи.
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.
На занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.
Гербова объясняет, почему не стоит требовать от ребенка вставать при ответе на вопрос, рассказывает, что нужно учитывать при подготовке индивидуальных заданий, и учит обращать внимание на особенности характера малыша, его интересы и склонности.
Специалисты по развитию речи с восторгом отзываются о методиках Валентины Викторовны. Кроме подготовительного материала, плана занятий и тематических конспектов, издания Валентины Викторовны содержат демонстрационные материалы и статьи, написанные специально для родителей малышей, которые начинают формировать словарный запас.
Гербова сделала очень большой вклад в развитие дошкольного образования. Её издания востребованы в наше время и соответствуют всем нормам ФГОС.
Завершая краткий обзор, можно сделать вывод о том, что к настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей под влиянием целенаправленных педагогических воздействий.