Юлия Серова
Консультация «Мой ребенок «особенный»
▼ Скачать
Доклад на тему: «Мой ребенок – «особенный»»
«Мамочка, мне так тепло в твоём животике прелестном.
Мне так спокойно, хорошо и тут совсем, совсем не тесно.
Я чувствую, что я другой, и только ты поймёшь меня.
Народ на свете очень злой, и для таких, как я, жизнь тяжела.
Зачем рождаться мне на этот свет? Чтоб надо мной все насмехались?
Чтоб я один прожил так век и все вокруг меня боялись?»
Тут, будущая мать, почувствовав тревогу… той крохи, что ещё не родилась,
Сказала: «Успокойся, милый, ради Бога! Хранить тебя я поклялась.
Публикация «Консультация „Мой ребенок „особенный“» размещена в разделах
Ты – не другой. Ты – мой любимый, мой самый близкий в мире человек.
Любить тебя буду отныне ещё сильней на целый век».
автор: Анастасия Злобина
Для каждого родителя его ребенок особенный, выделяющиеся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями, или имеющие внутренние предпосылки в тех или иных видах деятельности. И все же в нашем мире все чаще встречаются дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Для родителей таких детей остро стоит необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав, желание и готовность включить их в общество детей, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящими у окна и наблюдающими за тем, как социализируются сверстники.
Давайте представим хоть на миг, что же чувствуют такие дети?
Определений много, но суть одна. Злые люди скажут – «больной», другие пройдут мимо с недобрым взглядом, третьи прошепчут «особенный», остановятся и помогут. А что значит «особый» ребёнок, это – не похожий на других, индивидуальный, отличительный.
Все мы, каким – либо образом отличаемся друг от друга. Но когда это отличие выходит за рамки общепринятых норм, многим это не нравится, они пугаются, злятся, стараются не контактировать с теми людьми, кого мы называем «иными». Наше общество не готово принять ребенка с ОВЗ как равноправного члена социума.
Такие дети очень остро чувствуют хороших и плохих людей. Они могут заболеть, если взрослые рядом ругаются или спорят. Они многое понимают, но быть, как все, не могут.
Недаром, есть выражение «Дети – цветы жизни», ведь если цветок не распускается или не цветёт так, как вы хотите, вы его подкармливаете, рыхлите, чистите. Даже цветы без любви и ласки не растут. Всем нужна любовь, а особенно, детям.
«Особенные» дети часто испытывают недостаток в общении со сверстниками. Они выходят в мир абсолютно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Общение же со сверстниками дает ребенку с ОВЗ модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной.
Таким образом, перед всеми нами стоит следующая задача – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе.
Конечно, же, в нашем дошкольном учреждении, с «особыми» детьми работает целая группа специалистов. Составляется адаптированная программа с учётом особенностей психофизического развития таких детей, которая обеспечит коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Важное место в работе с такими детьми – это взаимодействие с родителями. Только совместные усилия помогут добиться желаемого результата.
Очень обидно, иногда осознавать, что некоторые родители (к счастью, таких не много, не слишком адекватно относятся к определённым особенностям своих чад. Некоторые не видят проблем, другие, наоборот, приукрашивают отклонения.
Приводя ребёнка в детский сад, не думайте, что «выполнили миссию» по развитию вашего ребёнка. Даже самый высококвалифицированный специалист не добьётся хороших результатов коррекционной работы без помощи родителей. Главное воспитание и обучение происходит в семье. Во всём мире, родители – это ведущая сила. Кто, кроме вас, о них позаботится? Кто лучше родителей знает, что лучше их ребёнку?
Отдельно хочется обратиться к родителям «обычных» детей. Если вы категоричны в вопросе негативного отношения к совместному пребыванию в детском саду, помните, что вы воспитываете «холодного» человека, не знающего сочувствия к бедам другого. Вы воспитываете человека, который бросит вас умирать в каком-нибудь казённом учреждении. Знайте, что любая гибкость, вырабатываемая у ребёнка «обычного» в общении с «особыми» детьми идёт только в плюс. Находясь в одном коллективе с такими детьми, ваши дети станут более отзывчивыми, внимательными, чуткими и добрыми.
Хочется сказать, что сейчас особое внимание уделяется инклюзивному образованию, а это возможность для детей с ограниченными возможностями развиваться и обучаться в условиях общеобразовательного заведения наравне с другими детьми. Так как образовательная среда подстраивается под ребёнка.
Какие же преимущества имеет инклюзивное образование?
1. Создание особой, комфортной среды для обучения детей с физическими и психологическими особенностями (лифты, пандусы, специальная мебель, особый подход и внимание к таким детям).
2. Программа обучения адаптирована под всех воспитанников (все усваивают программу на равных условиях)
3. Воспитание толерантности в группе детей (понимание нужд других детей в группе).
Если говорить о минусах, их не должно быть в идеале. Но практика показывает, что основной минус-это сложность перехода к инклюзивному образованию.
Так как любые изменения в социуме предполагают кризис, что и означает трудность перехода. Первый шаг всегда трудный и обществу нужно сделать этот шаг. Но при переходе, есть ряд трудностей, которые приходится преодолевать как детям, так и родителям.
Основные барьеры-это особые дети будут испытывать трудности с неприятием их своими сверстниками. И родители в свою очередь не готовы к инклюзивному образованию. А так же не все учебные заведения оборудованы для особенных детей и не все педагоги подготовлены в рамках работы инклюзивного образования.
Какие же пути решения этой проблемы?
Во-первых, можно создавать группы кратковременного пребывания, площадки, где особенные и неособенные дети будут взаимодействовать.
Во-вторых, родители будут видеть, как происходит взаимодействие, что ребёнок с ограниченными возможностями может научить их ребёнка чему-то хорошему. Это будет путь к смягчению ситуации. Ведь чаще всего инклюзивное образование встречается в детских садах и школах, которые, в основном, открывают родители, у которых дети с особенностями.
Почему же родители не готовы принимать особенных детей в группе со своими детьми? Всё просто - недостаточная информированность. Всегда, когда человек чего- то не знает, он заранее отрицает ситуацию, не принимает её. Так как родители боятся, что их ребёнок станет таким же.
Для того, чтобы этого не произошло, родителей нужно знакомить с ситуацией, проводить консультации, круглые столы, совместные мероприятия (спортивные, например, беседы, творческие мастерские)
И тогда люди перестанут бояться, и не принимать особенных детей. А педагоги знают, как врачи клятву Гиппократа, что все дети равны, независимо от их особенностей, и каждому нужно уделить внимание, и научить пониманию этой истины и родителей и детей.
В заключении хочется сказать, что если у вас «опустились руки» - посмотрите на жизнь с другой стороны. Главное – что вы любите своего ребёнка, он живёт, и он любим. А те люди, которые что-то не понимают, это их проблемы.
Помните: «Воспитание начинается с добра, любви и уважения к детям, чтобы каждому ребенку было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили».
Спасибо за внимание.