Зарема Акки
Художественное слово как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе работы с детьми воспитателям следует помнить поговорку «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь», которая точно и емко отражает роль жизненных впечатлений, которые ребенок получает в детстве. Раннее детство и дошкольный возраст-это те периоды развития маленького человека, когда закладываются нравственно-духовные установки, ценностные ориентации, формируется характер.
Дитя мыслит образами, поэтому необходимо питать его душу только из чистых источников.
Публикация «Художественное слово как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Одним из таких источников является художественная литература. Посредством чтения художественной литературы идет постоянный процесс развития и обогащения ребенка знаниями, умениями, опытом по формированию таких качеств личности, как идейность, гуманизм, патриотизм, ответственность, трудолюбие, благородство.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.
Умение понимать литературное произведение не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».
Не случайно в ФГОС ДО - основном документе, регламентирующем воспитательно-образовательную деятельность ДОУ, прописано:
«ФГОС ДО предполагает… развитие восприятия художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений («ОО Художественно-эстетическое развитие»); («ОО Речевое развитие» включает …знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы)»
Содержание образовательных областей нацелевает нас на формирование интереса и потребности в чтении, развитие нравственных качеств, духовных ценностей у ребенка.
Стоит обратить внимание, что в Рабочих программах педагогов, в расписании НОД «Художественная литература» не прописана. Знакомство детей с произведениями, жанрами художественной литературы воспитатель осуществляет в свободное время от занятий, либо в режимных моментах: во время приема детей, во время проведения культурно-гигиенических навыков и т. п.
В нашем дошкольном учреждении имеется достаточный опыт по духовно-нравственному воспитанию средствами художественной литературы. Эту работу мы проводим во всех возрастных группах, используя все жанры художественной литературы, начиная с малых ее форм.
Хочу поделиться опытом использования художественного слова, с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности (игра, культурно-гигиенические навыки и т. д.). Воспитание в деятельности не свидетельствует о недооценке роли художественного слова в нравственном воспитании дошкольников. Применяя в работе этот метод, я вижу, как художественное слово помогает детям осознать моральную норму.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубока человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка- особенности этих фольклорных произведений -миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
День начинается с «Доброго утра». Наше хорошее настроение мы дарим детям, приучаем их приветствовать друг друга и взрослых, при этом используя цитаты из песен, стихов:
«Проснулся дома по утру, в детский садик я иду
Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое.»
Услышав художественное слово, мы видим и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте!»
Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или на физкультурную деятельность зачитываем стишок:
«Каждый день, что мы встречаем,
Мы с зарядки начинаем!
Дружные ребятки.
Вышли на зарядку!»
После ее окончания спрашиваем: «Здоровье в порядке? .
Дети отвечают: «Спасибо зарядке!» или «Каждый день зарядку делай -будешь сильный, будешь смелый. Чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам, физкультурой заниматься, заниматься надо нам.»
Для привития культурно-гигиенических навыков можно использовать стихотворение - дразнилки И. Демьянова «Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил.».После этого дети добросовестно моют руки, не пачкают полотенце, т. е. уважительно относятся к труду помощника воспитателя.
«Маша, мой лицо и шейку
Мойся мылом хорошенько,
Воду ты не проливай,
Сухо руки вытирай»
Во время приема пищи бывает, что дети отвлекаются и разговаривают, неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб и тогда можно прочитать четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:
«На того, кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно,
Мы едим всегда красиво,
После скажем всем «Спасибо!»
Дети на стихи реагируют иначе, чем на прозу.
Игра- вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Во время игр мы используем считалки, мирилки.
Во время игровой деятельности учим детей играть дружно, бережно относиться к товарищам, помогать, уступать. В этом случае применяем пословицы и поговорки : «Один за всех и все за одного», «Нет друга, ищи, а нашел береги», которые учат заступаться за тех, кого обижают, воспитывают нравственные нормы дружной совместной игры.
Каждая из них (пословиц) несет опыт поколений. Они выражают мудрые мысли народа. Подсказывают, советуют, наставляют.
Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Не все дети любят убирать игрушки. Для формирования заботливого отношения к игрушкам используем отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто» :
«А теперь за дело дружно
Убирать игрушки нужно
Не бросать и не ломать
А на месте убирать»
В средней группе во время одевания на прогулку для напоминания алгоритма одевания помогают потешки:
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку одевай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни…
На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, можно применить такую пословицу : «Труд человека кормит, а лень портит», «Одна пчела много меду не натаскает».
После окончания прогулки, дети возвращаются и раздеваются. Чтобы дети проявляли взаимопомощь при складывании вещей в шкафу напоминаем правило: «Каждой вещи - свое место». Советую вспомнить про «Машу-растеряшу»Л. Воронковой.
Чтобы облегчить процесс засыпания вместе с детьми шепотом читаем в спальне:
«Мы гуляли, мы играли
И немножечко устали.
Чтобы сил еще набрать,
Надо нам чуть-чуть поспать»
Нельзя шуметь,
Нельзя толкаться,
Нельзя шептаться и смеяться,
Потому что у нас
Наступает «Тихий час»
Для быстрого и спокойного засыпания используем такие приемы: потешки, аудио сказки или читаем сами
СКАЗКИ – наиболее любимый детьми жанр. Это нечто прекрасное доброе гармоничное, что вызывает радость, восторг и удовлетворение. Это уникальное средство воспитания и питания души и сердца.
(ПРЕДЛАГАЮ СКАЗКУ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ)
Сегодня я вам расскажу сказку для взрослых.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были 7 воспитателей, 1-музыкальный руководитель и 1 –педагог-психолог. И такие были они красавицы писаные, такие умные да разумные, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И у каждой из них были детушки, и не два, и не три, а целых тридцать детей. И учили они их всему: и писать и читать и чисто умываться и сухо вытираться.
Только одна беда была: не рассказывали они им сказок…
И вырастали из этих детушек добры молодцы да красны девицы. Все то они знали. Все то они умели, но не было у них сердца умного, сердца неравнодушного, потому что знали они мало сказок. И не умели они бороться со злом и побеждать его, потому что они знали мало сказок. И не представляли они себе будущего и не знали, как построить его, потому что знали они мало сказок. И обернулось это большой бедой.
(ПРЕДЛОЖИТЬ РАЗГАДАТЬ НАЗВАНИЕ СКАЗОК)
— Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица(«Петушок и бобовое зернышко»)
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая(«Жихарка)»
После сладкого сна не все просыпаются радостно. На помощь приходят стихи:
«Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!
Поздороваться Солнышко вышло с тобой!»
Во время причесывания волос детям
«Чешу,чешу волосоньки
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу»
Художественное слово, применяемое педагогами, воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Задача воспитателя- влюбить ребенка в ясное, выразительное русское слово.
Но прежде, воспитатель сам должен иметь литературный багаж, должен желать пополнять его, должен погрузиться в прекрасное и вечное.
(видео)
Колыбельная песня — особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. Один из древнейших жанров фольклора, который способствует накоплению у детей чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В основном колыбельную поёт мать своему ребёнку. В них столько нежности и безграничной материнской любви к ребенку, что они становятся своего рода оберегом от тех испытаний и трудностей, которые подстерегают их во взрослой жизни. Об этой охранной роли колыбельных песен замечательно сказал Р. Гамзатов «Это песня – колыбель всех моих песен. Она та подушка, к которой я прикладываю свою усталую голову. Она тот конь, который везет меня по белому свету. Она тот родник. к которому я припадаю во время жажды. Она тот очаг, который согревает меня, и вот тепло его я несу по жизни»
Частушки. все видит, все слышит. Все знает и хочет знать. Во все вмешивается, всему дает оценку или выносит своеобразный приговор определенному событию. В детском саду мы используем форму частушек-веселые куплеты, сопровождаемые народной музыкой
Таким образом, можно сделать вывод:
1. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда важна и актуальна.
2. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста включена в различные виды деятельности: познавательно-исследовательская, досуговая, игровая.
3. Основная задача взрослых – открыть в ребенке «талант читателя». Воспитатели должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, надо удовлетворять.
4. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности должны происходить последовательно и глубоко.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» (В. А. Сухомлинский)