Анастасия Комиссаренко
Ментальная арифметика в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Сказка»
Доклад на тему:
Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников
Выполнила:
Воспитатель: Комиссаренко А. А.
Публикация «Ментальная арифметика в детском саду» размещена в разделах
В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека. Именно поэтому развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность – в процессе познания происходит интенсивное умственное развитие ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, и сейчас повсеместно распространены такие объединения дополнительного образования, как объединения по легоконструированию.
Однако, необходимость постоянного обновления дорогостоящих конструкторов, объем учебного времени, отводимого на реализацию программ по легоконструированию, не позволяет говорить о комплексном развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Хотя концепция математического образования, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013г, говорит о том, что особую роль приобретает создание сред, условий и ситуаций в дошкольном образовании, содействующем развитию логико-математических и коммуникативных способностей; использование математических, логических и стратегических игр, предметных и экранных сред, соревнований. Процесс воссоздания среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка, реализующей принципы современной педагогики, сейчас активно идет в России. И на сегодняшний день наиболее интересным и зарекомендовавшим себя решением данной задачи являются занятия ментальной арифметикой.
Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. Она способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме.
Что же такое ментальная арифметика? Немного истории возникновения. Новаторская методика была придумана турком Шеном. В основу ее положен древний абакус – счеты, придуманные в Китае, еще пять тысячелетий назад. Позже японцами они были не раз усовершенствованы, и сегодня мы пользуемся технической доработкой абакуса – калькулятором. Однако устройство древних счетов, по мнению экспертов, оказалось более полезным для детей. Их использование в образовательном процессе и способствовало формированию новой программы, которая получила название «ментальная арифметика», или «менар». В нашей стране технология «Ментальная арифметика» появилась совсем недавно, около трех лет назад.
В основе методики лежит обучение ребёнка правильному и быстрому устному счёту и смена типа нагрузок с логических на творческие. Дети учатся работать и со стандартными способами подсчёта, комбинировать их удобным им способом и подбирать наиболее быструю стратегию в каждом из случаев.
Основной вид деятельности в ментальной арифметике — счет на абакусе.
Абакус представляет собой рамку, в которую вставлены спицы, поделенные поперек продольной планкой. На каждом ряду спиц нанизаны косточки, передвигая их, ребенок производит сложные арифметические действия. На каждой спице всего пять косточек в одном ряду. Костяшки, расположенные под разделительной планкой, мы с детьми называем «Земные», а над ней – «Небесные».
Абакус исключает путаницу при вычислениях, так как дает однозначное представление о цифрах. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами, что делает арифметические действия доступными для понимания детей. Абакус является самыми доступными счетами для человеческого зрительного восприятия.
Методика ментального счета предусматривает определенное движение пальцами. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки добавляют и вычитают только указательным пальцем. Если ребенок набирает одной рукой, то второй рукой должен держать абакус за края, так же двумя пальцами, не закрывая обзор. Все движения у детей должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение.
Зачем это нужно ребенку?
Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое – за логику. Работая левой рукой, мы «включаем» правое полушарие, правой рукой – левое. Синхронная работа обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка.
Основным принципом ментальной арифметики является задействование в работе всего головного мозга в образовательном процессе.
Исходя из опыта работы, могу сделать вывод, что ментальная арифметика не только помогает освоить навыки быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических способностей. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.
Проанализировав теоретические аспекты данной технологии, мы решили организовать работу по данному направлению в нашем детском саду. В рамках дополнительного образования была составлена и успешно реализуется программа, которая так и называется «Ментальная арифметика».
Цель данной программы - Гармоничное развитие умственных и творческих способностей детей, позволяющая ещё в большей степени раскрыть потенциал ребёнка. Создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.
Обучение осуществляется в несколько этапов:
1. Подсчет результата вычислений с помощью абакуса. На первом этапе используются механические счеты: дети запоминают расположение косточек на спицах, обучаясь правильному расположению рук и простым операциям с числами (сложению и вычитанию, используя для этих операций обе руки.
2. Дети учатся воспроизводить действия в уме – работа с воображаемым абакусом. Второй этап начинается параллельно с предыдущим: дети учатся представлять себе инструмент для счета и производить действия на этом воображаемом (ментальном) абакусе. Каждое занятие предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое - картинку косточек счетов. Так ребенок учится производить предполагаемые расчеты в уме. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.
3. Отработка навыков, возрастание сложности операций. По мере того, как растет сложность числовых операций и скорость вычислений, дети постепенно переходят к естественному, быстрому и точному устному счету, не теряя навыков вычисления привычными методиками.
Помимо этапов методики освоения программы, различают 10 уровней, каждый из них дети проходят за 3-7 месяцев. Занятия проводятся не реже 2-х раз в неделю.
Занятия имеют одну и ту же структуру:
1. Разминка и приветствие (проводятся игры на ассоциации, разнообразные двигательные упражнения «Колечко», «Кулак – ребро - ладонь», «Лезгинка» и др.)
2. Новая тема или закрепление пройденного материала.
3. Работа с абакусом (набор чисел, решение примеров, ментальный диктант)
4. Работа с карточками (флеш-карты, таблица Шульте)
5. Работа в тетрадях (решаем примеры с помощью абакуса, также закрепляем материал пройденный на занятии)
6. Самостоятельная работа (Проводится в конце занятия, используются экстра-задания. Например, проверка фотографической памяти, рисование двумя руками одновременно, задания на развитие внимания, логических ассоциаций)
Задания построены «от простого к сложному» в программе предусмотрено увеличение объема заданий в соответствии с количеством занятий.
Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у обучающихся появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного. Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры.
Таким образом, ментальная арифметика может стать для дошкольников не просто предметом по освоению вычислительных навыков, но и одной из ступеней к формированию всесторонне развитой личности. Максимальный потенциал мозга, который «включается» во время занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка, маленького гения, который, получив такую надежную точку опоры, в будущем способен перевернуть мир.