Получи документы

Проект воспитатель 2017 года «Экологическо воспитание в детском саду»

Ирина Щетинина
Проект воспитатель 2017 года «Экологическо воспитание в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

ДОКЛАД Доклад к проекту воспитатель года 2017, на тему «Экологическо воспитание в детском саду»

«Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду»

Подготовила: воспитатель- Щетинина Ирина Викторовна

Публикация «Проект воспитатель 2017 года „Экологическо воспитание в детском саду“» размещена в разделах

Что такое экосистема? Экосистема или экологическая система – это живые организмы, живущие в неживой природе и сосуществующие вместе. В экосистему входят животные, растения, почва, водные просторы и окружающий нас воздух. Вся экосистема работает слаженно и четко. На нашей планете очень много экосистем, да и саму планету, можно назвать одной большой экосистемой с живущими на ней живыми созданиями. А что такое экосистема дошкольного образования?

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему воспитание экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. Природа – это все существующее на земле классическое определение экологии – наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Экология – это биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. Экология в детском саду – это не наука, а взаимоотношения ребенка с природой.

Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя человеком, частью природы.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающиеся идеи и понятия экологии. Экологическое воспитание является важным и необходимым элементом в формировании отношения человека к окружающей природе, миру, к человеку и обществу в целом. Оно должно решать проблемы воспитания нравственности, этики и эстетики, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям человека.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни.

В настоящее время в современных концепциях гуманизации дошкольного образования признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способность ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Нельзя воспитать доброе и бережное отношение детей к материальным и духовным памятникам народа без воспитания бережного отношения к природе, так как культура народа всегда неразрывно связана с природой родного края и Отечества.

Дошкольные учреждения играют важную роль в экологическом воспитании детей. Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Наблюдения за жизнью природы под руководством воспитателя дают много для развития ребенка. Но для того, чтобы организовать работу по экологическому воспитанию детей, воспитатель сам должен быть достаточно компетентен в области психологии и педагогике, владеть краеведческим материалом, знать особенности местной природы, причем не столько названия цветочных растений, кустарников, деревьев, насекомых, птиц, зверей, сколько специфику и образ жизни, поведение и значение для человека.

Главная задача воспитателя – это формирование у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. А основным содержанием экологического воспитания, как раз является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Ведущими в этом процессе должны стать занятия и совместная деятельность взрослого и ребенка. Экологическое воспитание осуществляется в разных видах деятельности: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность. Это происходит в процессе: ознакомления с окружающим миром, природой; чтения детских произведений художественной литературы, труда в природе; рассматривание произведений изобразительного искусства. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями). Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешний условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

К экологическому воспитанию относится то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка. В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с ФГОС ДО, согласно которому, одной из форм экологического воспитания детей в ДОУ является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Идея это не нова, она так или иначе представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, Н. С. Макаренко, Ш. Ф. Амонашвили. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. н. Кондратьева и др.

В последние десятилетия ученые и работники дошкольных учреждений проделали немалую работу по созданию системы экологического воспитания детей. На ее основе были написаны авторские программы: «Юный эколог», «Мы», Наш дом – природа», «Семицветик», «Паутинка» и др., дополнены и расширены разделы об ознакомлении детей с природой в комплексных программах: «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – Дом радости». Программы экологического образования стали вариативной частью образовательной программы ДОО, они разработаны с учетом климатических, исторических, экономических, культурных особенностей разных регионов России.

Основная задача экологических парцианальных программ для ДОО – формирование у старших дошкольников представления о животном мире в различных экологических системах – лесе, луге, водоеме и т. д., и их взаимосвязи. Но без целенаправленной работы даже дошкольники с трудом устанавливают взаимосвязи между животным и средой его обитания, не имеют четких представлений, чем питается животное, где и как строит (находит) жилище, спасается от врагов.

Исследования, проведенные педагогами, доказывают, что знания о взаимосвязях в экосистемах и правила поведения в природе вполне доступны детям – нужно лишь грамотно подать материал.

К этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны, в первую очередь, это мы, работники сферы дошкольного образования и родители детей, что безусловно имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления – социальное значение воспитания.

Таким образом, ознакомление детей с далекими и близкими явлениями природы выстраиваются в одну общую систему работы, которая последовательно осуществляется на протяжении всего учебного года.

В заключении модно сделать следующие выводы: если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.

А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

ДОКЛАД

«Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду»

Подготовила: воспитатель- Щетинина Ирина Викторовна

Что такое экосистема? Экосистема или экологическая система – это живые организмы, живущие в неживой природе и сосуществующие вместе. В экосистему входят животные, растения, почва, водные просторы и окружающий нас воздух. Вся экосистема работает слаженно и четко. На нашей планете очень много экосистем, да и саму планету, можно назвать одной большой экосистемой с живущими на ней живыми созданиями. А что такое экосистема дошкольного образования?

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему воспитание экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. Природа – это все существующее на земле классическое определение экологии – наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Экология – это биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. Экология в детском саду – это не наука, а взаимоотношения ребенка с природой.

Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя человеком, частью природы.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающиеся идеи и понятия экологии. Экологическое воспитание является важным и необходимым элементом в формировании отношения человека к окружающей природе, миру, к человеку и обществу в целом. Оно должно решать проблемы воспитания нравственности, этики и эстетики, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям человека.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни.

В настоящее время в современных концепциях гуманизации дошкольного образования признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способность ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Нельзя воспитать доброе и бережное отношение детей к материальным и духовным памятникам народа без воспитания бережного отношения к природе, так как культура народа всегда неразрывно связана с природой родного края и Отечества.

Дошкольные учреждения играют важную роль в экологическом воспитании детей. Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Наблюдения за жизнью природы под руководством воспитателя дают много для развития ребенка. Но для того, чтобы организовать работу по экологическому воспитанию детей, воспитатель сам должен быть достаточно компетентен в области психологии и педагогике, владеть краеведческим материалом, знать особенности местной природы, причем не столько названия цветочных растений, кустарников, деревьев, насекомых, птиц, зверей, сколько специфику и образ жизни, поведение и значение для человека.

Главная задача воспитателя – это формирование у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. А основным содержанием экологического воспитания, как раз является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Ведущими в этом процессе должны стать занятия и совместная деятельность взрослого и ребенка. Экологическое воспитание осуществляется в разных видах деятельности: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность. Это происходит в процессе: ознакомления с окружающим миром, природой; чтения детских произведений художественной литературы, труда в природе; рассматривание произведений изобразительного искусства. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями). Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешний условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

К экологическому воспитанию относится то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка. В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с ФГОС ДО, согласно которому, одной из форм экологического воспитания детей в ДОУ является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Идея это не нова, она так или иначе представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, Н. С. Макаренко, Ш. Ф. Амонашвили. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. н. Кондратьева и др.

В последние десятилетия ученые и работники дошкольных учреждений проделали немалую работу по созданию системы экологического воспитания детей. На ее основе были написаны авторские программы: «Юный эколог», «Мы», Наш дом – природа», «Семицветик», «Паутинка» и др., дополнены и расширены разделы об ознакомлении детей с природой в комплексных программах: «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – Дом радости». Программы экологического образования стали вариативной частью образовательной программы ДОО, они разработаны с учетом климатических, исторических, экономических, культурных особенностей разных регионов России.

Основная задача экологических парцианальных программ для ДОО – формирование у старших дошкольников представления о животном мире в различных экологических системах – лесе, луге, водоеме и т. д., и их взаимосвязи. Но без целенаправленной работы даже дошкольники с трудом устанавливают взаимосвязи между животным и средой его обитания, не имеют четких представлений, чем питается животное, где и как строит (находит) жилище, спасается от врагов.

Исследования, проведенные педагогами, доказывают, что знания о взаимосвязях в экосистемах и правила поведения в природе вполне доступны детям – нужно лишь грамотно подать материал.

К этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны, в первую очередь, это мы, работники сферы дошкольного образования и родители детей, что безусловно имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления – социальное значение воспитания.

Таким образом, ознакомление детей с далекими и близкими явлениями природы выстраиваются в одну общую систему работы, которая последовательно осуществляется на протяжении всего учебного года.

В заключении модно сделать следующие выводы: если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.

А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе «Воспитатель года-2017»Фотоотчет о конкурсе «Воспитатель года-2017» Муниципальный этап конкурса "Воспитатель года - 2017" проводится управлением образования администрации Озинского района, районным комитетом.

Фотоотчет о конкурсе «Воспитатель года-2017»Фотоотчет о конкурсе «Воспитатель года-2017» Лучший воспитатель 2017 годаЯ молодой педагог. Проработав 2 года в детском саду МАОУ лицей "Синтон" г. Чайковский я отважилась на конкурс.

Фотоотчет о конкурсе «Воспитатель года-2017»Фотоотчет о конкурсе «Воспитатель года-2017» В марте 2017 года я принимала участие профессиональном конкурсе «Воспитатель года Чувашии – 2017» на уровне муниципального образования. Конкурс.

Фотоотчет об участии в конкурсе «Воспитатель года — 2017»Фотоотчет об участии в конкурсе «Воспитатель года — 2017» Почему я участвовала в конкурсе «Воспитатель года»? Леонова Т. А. Конкурс «Воспитатель года – 2017» дал мне возможность подвести итог моей.

Фотоотчет о конкурсе «Воспитатель года-2017»Фотоотчет о конкурсе «Воспитатель года-2017» В апреле 2017 года в городе Краснодаре стартовал педагогический конкурс «Воспитатель года 2017». В самом начале 123 конкурсанта прошли тестирование.

Победитель краевого конкурса «Педагог года» в номинации «Воспитатель года-2017»Победитель краевого конкурса «Педагог года» в номинации «Воспитатель года-2017» 16-18 мая на территории МБДОУ №10 города Красноярска прошел финальный этап конкурса "Педагог года в номинации Воспитатель года 2017" Красноярского.

Районный конкурс «Воспитатель года 2017»Районный конкурс «Воспитатель года 2017» В нашем городе ежегодно проводится конкурс педагогического мастерства "Воспитатель года". Восемнадцать воспитателей из разных садов района.

Самопрезентация на конкурс «Воспитатель года — 2017» Самопрезентация на конкурс «Воспитатель года – 2017» Воспитатель детского сада «Медвежонок» МОУ «Каракокшинская СОШ» Киселева Наталья Николаевна.

Видеоролик «Визитная карточка к конкурсу  «Воспитатель года-2017» Визитная карточка к конкурсу — Воспитатель года 2017 Малова А. М. Я горжусь тем, что у меня есть возможность научить чуткое детское сердце.

Видеопрезентация «Воспитатель года Кубани 2017–2018 г.» «Люблю профессию свою за то, что детство проживаю многократно». В жизни каждого из нас наступает такой момент, когда мы стоим перед самым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект воспитатель 2017 года «Экологическо воспитание в детском саду»
Опубликовано: 23 декабря 2017 в 19:14
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект воспитатель 2017 года «Экологическо воспитание в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Щетинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД