Журавлева Анастасия Николаевна
Взаимодействие педагогов и родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагогов и родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Вводное слово
Профилактическая работа по безопасности дорожного движения в нашем детском саду ведется в нескольких направлениях.
И одним из основных направлений профилактической работы является работа с родителями, которая заключается в создание условий для общения с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленного на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Публикация «Взаимодействие педагогов и родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Данные формы, по которым мы работаем, использовались и раньше, но сегодня изменились принципы, на основе которых строится взаимодействие педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости и искренности. Отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Все формы работы с родителями, которые мы используем, делятся на несколько групп:
Информационно-аналитические;
Познавательные;
Досуговые;
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские.
Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:
Совместную деятельность она относится к подгруппе досуговых форм работы Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми,
положительный результат может быть достигнут только при условии, что семья и детский сад будут сотрудничать на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Мы реализуем совместную деятельность через развлечения, утренники, досуги, концерты, игры и соревнования и т. д.
• Познавательное развлечение по ПДД «Путешествие по стране дорожных знаков» (с участием родителей);
• Физкультурный досуг «Красный, жёлтый, зелёный»;
• Игра-эстафета «Вместе весело шагаем, про светофор не забываем»;
• Викторина «Что? Где? Когда?»;
• Развлечение по ПДД в группе «Осторожно, пешеход!»
• Составление плана передвижения «Мой путь в школу».
Они помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Родительские собрания. Родительское собрание относится к подгруппе познавательных форм работы с родителями. Это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.
Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией. Моделирование перспектив и задач в учебном году. Разбираются вопросы воспитания дошкольника.
• Консультации по теме - «Ознакомления родителей с планом работы по предупреждению ДТП»;
• Семинары-практикумы «Автомобиль. Дороги. Дети», с участием инспектора ГИБДД;
• Родительское собрание – праздник «Безопасность детей на дорогах города» с участием инспектора ГИБДД ;
• Педагогическая гостиная «Минутка безопасности»;
• «Мой путь в школу».
Еще интересная форма это мини-собрания.
Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Тематические консультации тоже относится к подгруппе познавательных форм работы с родителями. Организуются они с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.
Главное назначение консультаций убедить родителей в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница лишь в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Нами были приготовлены и проведены такие консультации:
• Консультация – ситуация «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»
• Консультация педагога-психолога «Психофизиологические особенности поведения дошкольника на улице»;
• «Правила перевозки детей в автомобиле»;
• Консультация «Подвижные игры по ПДД для детей ст. и подг. групп.
• Индивидуальные консультации «Взрослые – пример для детей в поведении на дороге»;
• «Обучение детей наблюдательности на улице»;
• «Родитель - первый педагог для своего ребенка».
Выставки вернисажи детских работ относятся к наглядно-информационным формам работы.
Они демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для нас, воспитателяей т. к. повышение активности родителей в жизни группы и являются одним из показателей комфортности внутрисемейных отношений и отношений внутри детском коллектива.
Цель этой работы является демонстрирование родителям важных разделов программы и успехов детей по освоению этой программы.
Темы выставок и вернисажей, проведенных у нас в детском саду.
«Правила дорожные детям знать положено»;
Выставка «По дороге в детский сад» (рисунки, аппликации, поделки совместно с родителями)
«Безопасный переход».
Неформальные встречи относятся к досуговым формам работы.
В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов мы обсуждаем проблемы волнующие родителей.
Основная цель этих мероприятий— это создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях и в детском коллективе путем формирования положительных установок в детско-взрослых отношениях.
Проводя эти встречи, мы воспитываем у детей уважение к труду взрослых и гордости за их достижения.
У нас прошли встречи по темам:
• Дискуссионные встречи за «круглым столом» на тему «Безопасное поведение детей на дорогах";
• Встречи с инспектором ГИБДД «Если ты пассажир!» познавательная викторина совместно с родителями и детьми;
• Встреча с работниками ГИБДД «Минутка безопасности»;
• Встреча родителями, работающими профессиональными водителями «Школа пешеходных наук».
Клуб для родителей является познавательной формой работы. У нас работает Клуб для родителей «Островок безопасности»
Эта форма общения помогла нам установить доверительные отношения с родителями, еще раз осознать значимость семьи в воспитании ребенка. А родители утвердились во мнении, что мы имеем возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей в воспитании.
Родители предлагают темы, интересующие их, а мы помогаем справиться с возникшими трудностями. Мы стремимся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашаем различных специалистов.
Информационные листы относятся к информационно - просветительской форме работы.
Они могут нести в себе следующую информацию: небольшое описание, инструкция, правила грамотного выполнения каких- либо действий. Темы могут быть различными:
«Обучение детей наблюдательности на улице»,
«Причины дорожно-транспортного травматизма»,
«Правила поведения на остановке»,
«Правила перевозки детей в автомобиле» и т. д.
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми в детском саду для родителей является познавательной формой работы.
Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в детском саду. Можно включить в деятельность элементы беседы с родителями.
o Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Тема: «Улица полна неожиданностей»;
o Открытого мероприятия по ПДД в подготовительной группе «Тротуары и дороги, пешеходы и дороги»;
o Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «Путешествие в страну «Правил дорожного движения»;
o Занятие по ПДД в подготовительной группе «Школа маленького пешехода».
Сайт ДОУ относятся к информационно - просветительской форме работы с родителями.
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и в нашем детском саду мы тоже их используем. Целью информационно-компьютерных технологий является создание единого информационного пространства в нашей дошкольной организации. Информационно - компьютерные технологии помогают нам вовлекать родителей в совместную деятельность.
Наличие у нашего детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях.
В перспективе мы планируем у нас в детском саду внедрить такую форму работы, как Дистанционное обучение.
На сайте предлагается информации в порядке изучения материала. Например: консультативный материал. Родители могут ознакомиться с данным консультативным материалом и в практической части. Так же родители как пользователи или гости сайта могут задавать вопросы, дискутировать на предложенные темы.
Всё это может происходить в режиме on-line.
После проведенного нами опроса выяснилось, что эта форма работы приветствуется родителями, так как все они являются активными пользователями интернета. Так же немаловажным является тот факт, что теоретический и практический материал всегда доступен, при необходимости задания можно повторять несколько раз.
Ценность этой формы работы заключается в том, что родители могут самостоятельно организовать образовательную и досуговую деятельность детей, получить советы, рекомендации педагогов. Могут познакомиться с подборками игр, загадок, литературы, песен, конкурсов, необходимых для их ребенка.
Так же очень удобно для всех, что работает обратная связь «Вопрос - ответ».
Наши достижения.
1. Благодаря тесному взаимодействию с родителями наши дети стали победителями муниципального конкурса в двух номинациях «Правила дорожные детям знать положено».
2. Получили грамоту за активное участие в областном конкурсе «Правила дорожные детям знать положено».
3. Участвовали вместе с детьми нашего садика в районном конкурсе «Дорожный знак на Новогодней ёлке» и тоже получили грамоту.
4. Благодарственное письмо за участие в районном конкурсе рисунка «Безопасный переход».
Благодаря тесному сотрудничеству с родителями мы расширили представления детей и взрослых об окружающей дорожно-транспортной среде и правилах дорожного движения, сформировали навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения на дорогах.
Научить ребенка с детства правильному поведению на улице – значит помочь сохранить его здоровье и жизнь.
Родители являются для нас в этой работе помощниками, союзниками.
Я считаю работу, по созданию условий для формирования элементарных знаний и умений по безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста, эффективной и актуальной и её необходимо осуществлять и далее, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.